ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
me
Факультет: Компьютерных наук и технологий
Кафедра: Компьютерной инженерии
Специальность: Системное программирование
Тема выпускной работы: Исследование методов преобразования цветных графических изображений
Научный руководитель: Самощенко Александр Викторович

Авиамодельный спорт на территории Украины

История развития авиамоделизма на территории Украины

Что такое авиамоделизм? Это полет, это свобода, это острые ощущения, это талант, это хобби, это работа, это искусство, это технологии, это для души, это привычка, это история, это развитие, это спорт. Авиамодельный спорт представляет собой соревнования по конструированию, изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа.

Как все начиналось

В 1923 году основана Международная авиамодельная комиссия (International Aeromodelling Commission), которая входит в состав Международной авиационной федерации (FAI). Впервые СССР стал членом FAI в 1909 году, Россию в этой организации представлял Всероссийский аэроклуб. С 1936 года представительство Советского Союза в FAI осуществлял Центральный аэроклуб СССР имени В.П. Чкалова. Деятельность советских авиамоделистов проходила под руководством ДОСААФ. ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) — самое популярное военно‐спортивное общество Советского Союза. Прародителем ДОСААФ является ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) — 1927‐48 годы. Основными задачами ОСОАВИАХИМа являлись содействие укреплению обороноспособности страны; подготовка молодёжи к военной службе и защите интересов социалистической Родины. С 1948 года ОСОАВИАХИМ был преобразован в три самостоятельных организации: ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации), ДОСАРМ (Добровольное общество содействия армии) и ДОСФЛОТ (Добровольное общество содействия флоту). В 1951 году эти общества были объединены в ДОСААФ СССР. На ДОСААФ была возложена задача развития самолётного, вертолётного, парашютного, автомобильного, мотоциклетного, радио‐, подводного, водно‐моторного, стрелкового и других военно‐технических видов спорта. Членом ДОСААФ мог быть любой гражданин СССР, достигший 14‐летнего возраста. В послевоенные годы была основана Федерация авиамодельного спорта СССР, которая являлась структурным подразделением Федерации авиационного спорта СССР.[1]

Что касается территории Украины, то здесь было масса своих клубов и кружков авиамодельного спорта. Многочисленные дворцы спорта и культуры выращивали юных авиалюбителей еще с начала 20 века.

Донецкий авиаможельный клуб «Дракон» находится во Дворце культуры и техники. Клуб был основан в 1979 году, и его знают не только в Украине и области, но и за пределами нашей страны. Много ребят посёлка Октябрьский были воспитанниками Валерия Александровича — руководителя. И более чем за 30-ти летний стаж работы ему удалось сплотить вокруг себя преданных авиамоделизму людей. Среди них — чемпионы Европы и мира Гуменные Пётр и Александр, Миленин Игорь, Тукубаев Игорь, Дыба Александр, Стеблецов Александр и ещё много любящих этот вид спорта ребят. http://dkit.zavokzalom.net/avia.html

Киевский клуб «Аэропракт». История его начинается с 1986 года, когда Юрий Яковлев после окончания Куйбышевского (ныне Самарского) авиационного института приехал по приглашению на работу в город Киев на АНТК им. О. К. Антонова. Собрав единомышленников, Юрий организовал клуб любительского самолётостроения, который решено было назвать "Аэропракт" в знак преемственности традиций Куйбышевского клуба «Аэропракт», в котором Юрий начал свою деятельность как авиационный конструктор и где добился своих первых успехов на этом поприще.
Киевский клуб «Аэропракт» начал свою деятельность с проведения аэродинамических исследований самолёта А-8 «Квики», созданного Юрием Яковлевым в период его деятельности в Куйбышевском «Аэропракт». Испытания проводились в аэродинамической трубе ЦАГИ. http://www.aeroprakt.kiev.ua/rus_html/main.html

Всем не безизвестный Игорь Сикорский — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта (США, 1940 год). Русский парень, обучающийся в Невском политехническом институте, а затем в Парижской технической школе. Впервые он услышал о братьях Райд через пять лет случайно, из немецкой газеты, когда был студентом Невского политехнического института.
Ему уже 19 лет, сколько времени потеряно зря. Разве стал бы он заниматься постройкой парового мотоцикла, к тому же не получившегося. Зато теперь летательные аппараты тяжелее воздуха целиком овладели всем его существом. Юноша снова поехал в Париж, но там его привлекали не институты и не злачные места, а мастерские авиаторов.
Блерио, Фарман, Вуазен — вот были верховные жрецы нового культа. Они собирали толпы любопытных на редкие демонстрации полетов. Затем толпы разбредались и оставались энтузиасты, готовые часами обсуждать на новом «летном жаргоне» свойства диковинных машин. Игорь был среди них.
Пора было возвращаться. В Киев в багаже Сикорского отправился авиационный двигатель Анзани. Игорь нанимал плотников, слесарей — тоже из чудаков, готовых работать за копейки. Заказал еще два двигателя. Правда не все шло по плану. Например, началась зима, и городской транспорт в Киеве не справлялся с морозами и снегом. Выручили аэросани, так сказать, побочный продукт творчества. Жил Игорь на даче при мастерской, но благодаря саням он поспевал на зачеты в институт. Затею с вертолетами, правда, пришлось на время оставить.
В феврале 1912 г. лучшая модель Сикорского С-6А (Игорь всю жизнь скрупулезно вел счет своим моделям) получила первый приз на Московской авиационной выставке. Хотя противостояли ему профессиональные авиаторы и свежевспаханное поле — на него должен был садиться и с него взлетать самолет по условиям состязания.[2]

Говоря об аэроклубах, можно назвать список в Донбасском регионе:
Донецкий Авиатехнический Спортивный Клуб — ДЗ «Моспино»
Дропзона «Валерьяновка» — г. Волноваха
Енакиевский Государсвтенный Авиатехнический Спортивный Клуб — ДЗ «Полевка»
Краматорский Авиатехнический Спортивный Клуб имени Леонида Быкова
Краматорский Парапланерный Клуб «Карачун»
Луганский Авиатехнический Спортивный Клуб, ДЗ «В.Тарасовка»[3]

В Сумской области в городе г.Кролевец есть два авиамодельных кружка (кордовые и отдельно свободнолатающие+ р/у модели), руководитель авиамодельного кружка на СЮТ — Бувал Ю.В.. При Союзе была рождена традиция проводить «Кубок Кролевецкой СЮТ» по свободнолетающим моделям и сюда приезжали не только юноши и спортсмены Сумской обл и г.Киева, но и спортсмены г.Курска и г.Железногорска. Потом в тяжелые времена традиция немного была утерена и вот с 2006 года традиция была возрождена.

Сложно говорить о развитии авиамоделизма в Украине, ведь на тот момент мы — Россия и Украина — были одной страной. Таким образом, затрагивается история авиамоделизма не только в Украине, но и в России.

Одним из первых российских авиамоделистов был М.В. Ломоносов. В 1754 году он "… делал опыт машины, которая бы, подымаясь кверху, могла поднять с собой маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине". Это был прообраз современного вертолета.

А.Ф. Можайский — создатель первого в мире самолета. Производил опыты с летающей моделью, снабженной пружинным двигателем (1876 год)
В 1877 году действующие модели самолетов продемонстрировал А.Ф. Можайский.

По инициативе профессора Московского высшего технического училища Н.Е. Жуковского в январе 1910 года были проведены первые в России авиамодельные соревнования. Н.Е. Жуковский — профессор, основоположник теории авиации. Председатель жюри первых соревнований летающих моделей в России (1910 год) Среди участников состязаний был будущий выдающийся авиаконструктор, академик А.Н. Туполев. В 1923 году в Советском Союзе было создано Общество друзей Воздушного флота, призванное осуществлять руководство авиамодельным спортом.

Кружок авиамоделистов Хамовнического района Москвы — победитель городских соревнований 1924 года. Первые Всесоюзные соревнования летающих моделей состоялись в августе 1926 года. Эта дата считается официальным днем рождения отечественного авиамоделизма.
Участники II Всесоюзных соревнований 1927 года, на которых впервые успешно летали фюзеляжные модели с резиномотором.

Школу авиамоделизма прошли в разное время крупнейшие авиационные конструкторы. Александр Яковлев в 1921 году стал организатором первого школьного авиамодельного кружка в Москве. Генеральный конструктор самолетов А.С. Яковлев прошел путь от модели — к планеру, от планера — к самолету

С авиамодельного кружка начали путь в авиастроении легендарные генеральные конструкторы: Павел Сухой и создатель знаменитого российского истребителя СУ‐27 Михаил Симонов. Увлекались построением планеров Олег Антонов, создатель ракетной техники Петр Грушин (генеральный конструктор зенитно‐ракетного комплекса С‐300), легендарный «главный конструктор» Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин и другие.

Авиаконструктор О.К. Антонов на чемпионате СССР по авиамодельному спорту в Киеве беседует с мастерами спорта СССР А. Кузнецовым и М. Васильченко

Ю.А. Гагарин пришел в авиацию из авиамодельного кружка.

Первый, официально признанный FAI, рекорд советских авиамоделистов принадлежит москвичу Михаилу Зюрину в классе моделей с бензиновыми двигателями (1938).

В 1931 году с фюзеляжной резиномоторной моделью самолета М. Зюрин превысил мировой рекорд продолжительности полета — 27 мин 20 сек. В 1949 году советские авиамоделисты впервые участвовали в международных соревнованиях, где стали победителями в командном зачете (Венгрия).

Второй раз (после 1949 года) команда СССР одержала командную победу на международных соревнованиях в Польше и завоевала Приз Мира (1951 год) В 1953 году авиамоделизм включается в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Первыми почетного звания «Мастер спорта СССР» удостоились московские авиамоделисты Василий Насонов и Михаил Васильченко. В 1974 году создается Центральный спортивно‐технический клуб авиационного моделизма ДОСААФ СССР, который просуществовал до 1992 года.

Классы и категории спортивных летающих моделей

Общее определение авиамоделей

Авиамодель — это малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, не способный поднять человека, который используется для спортивных соревнований или развлечения, но не как беспилотный летательный аппарат для коммерческих, научно‐исследовательских или военных целей.

Общее технические характеристики авиамоделей

Для всех категорий авиамоделей с двигателями применяется ограничение уровня шума, который не должен превышать 96 дБ на расстоянии 3‐х метров от работающего двигателя.

Классификация авиамоделей [1]

Категория F1 — свободнолетающие авиамодели

Свободнолетающая авиамодель — это модель, во время полета которой не существует никакой физической связи между авиамоделью и участником соревнований или его помощником.

Класс:
F1A — ПЛАНЕРЫ (формула А‐2)
F1B — РЕЗИНОМОТОРНЫЕ МОДЕЛИ (WAKEFIELD)
F1C — ТАЙМЕРНЫЕ МОДЕЛИ (модели с поршневыми двигателями)
F1D — КОМНАТНЫЕ МОДЕЛИ
F1E — ПЛАНЕРЫ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ
F1F — МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ
F1G — РЕЗИНОМОТОРНЫЕ МОДЕЛИ (COUPE D’HIVER)
F1H — ПЛАНЕРЫ (формула А‐1)
F1J — ТАЙМЕРНЫЕ МОДЕЛИ (формула ½ А)
F1K — МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЯМИ
F1L — КОМНАТНЫЕ МОДЕЛИ (формула EZB)
F1M — КОМНАТНЫЕ МОДЕЛИ (для начинающих)
F1N — КОМНАТНЫЕ МЕТАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЕРЫ
F1P — ТАЙМЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Категория F2 — кордовые авиамодели

Кордовая авиамодель — это модель, которая во время полета совершает маневрирование и управляется пилотом, стоящим на поверхности земли, с помощью одной или более корд (нерастягивающихся проволок или тросов), непосредственно соединенных с моделью.

Класс:
F2A — СКОРОСТНЫЕ МОДЕЛИ
F2B — ПИЛОТАЖНЫЕ МОДЕЛИ
F2C — ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ
F2D — МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО БОЯ
F2E — МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО БОЯ (с компрессионными двигателями)
F2F — КОНТУРНЫЕ ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ (с компрессионными двигателями)

Категория F3 — радиоуправляемые авиамодели

Радиоуправляемая авиамодель — это модель, которая во время полета управляется с помощью радиосигналов пилотом, находящимся на поверхности земли.

Класс:
F3A — ПИЛОТАЖНЫЕ МОДЕЛИ С ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
F3B — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ ДЛЯ ПОЛЕТОВ В ТЕРМИЧЕСКИХ ПОТОКАХ (планеры для многоборья)
F3C — МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ
F3D — ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ (пилонные)
F3F — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ ДЛЯ ПАРЕНИЯ НАД СКЛОНАМИ
F3G — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ С ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМ (мотопланеры)
F3H — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ ДЛЯ ГОНОК НА ДАЛЬНОСТЬ
F3I — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ, БУКСИРУЕМЫЕ МОДЕЛЬЮ‐ БУКСИРОВЩИКОМ (планеры для многоборья)
F3J — МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ ДЛЯ ПОЛЕТОВ В ТЕРМИЧЕСКИХ ПОТОКАХ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
F3K — МЕТАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЕРЫ
F3L — ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА
F3M — БОЛЬШИЕ АВИАМОДЕЛИ

Категория F4 — масштабные авиамодели (модели‐копии)

Масштабная авиамодель — это малоразмерная копия пилотируемого летательного аппарата.

Класс:
F4A — СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ
F4B — КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ
F4C — РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ
F4D — КОМНАТНЫЕ СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ (резиномоторные)
F4E — КОМНАТНЫЕ СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ (с двигателями )
F4F — КОМНАТНЫЕ СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МИНИАТЮРНЫЕ МОДЕЛИ‐КОПИИ

Категория F5 — радиоуправляемые авиамодели с электродвигателями

Класс:
F5A — ПИЛОТАЖНЫЕ МОДЕЛИ
F5B — МОДЕЛИ МОТОРНЫХ ПЛАНЕРОВ
F5C — МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ
F5D — ГОНОЧНЫЕ МОДЕЛИ (пилонные)
F5E — МОДЕЛИ С СОЛНЕЧНЫМИ БАТАРЕЯМИ
F5F — МОДЕЛИ МОТОРНЫХ ПЛАНЕРОВ (с десятью элементами — аккумуляторами)
F5G — БОЛЬШИЕ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПЛАНЕРЫ

Современный моделизм

В настоящее время авиамоделизм в Украине хорошо известный и быстро развивающийся вид спорта. По всей территории находятся множество аэроклубов и авиамодельных кружков. Некоторые из них, например такой как харьковский авиаклуб, сформировались еще до первой мировой войны и имеют очень интересную историю своего существования (http://www.aeroclub.net.ua/istoria004-ru.htm). Мариупольский авиаклуб Аске (http://aske.org.ua/) регулярно проводит соревнования, события которых можно отследить на их сайте. Около тринадцати кружков, спортивно‐технических клубов, воздушных академий, центров научно‐технического творчества молодежи находится только в Киеве:

(http://aviamodels.org.ua/clubs.php ).

По всей территории Украины проводятся соревнования с участием самых разнообразных видов моделей.

Но к сожалению, авиамодельный спорт не из дешевых удовольствий. Не каждые родители способны обеспечить всем необходимым своих детей для полноценных занятий. На протяжении последних лет складывается тенденция к сокращению и последующему упразднению малых классов гоночных моделей. В прошлом году был закрыт класс 2.5,- а в настоящее время встает вопрос о закрытии класса 3,5. Мотивация следующая: малое количество участников, нет моторов, нет моделей.

Мой отец является трехкратным рекордсменом мира (http://records.fai.org/models/history.asp?id=4262). Регулярно пускает модели на соревнованиях и просто для удовольствия. Подробно посмотреть информацию можно на его сайте igor‐jet@narod.ru. Я, как любимая дочь, часто езжу с ним на тренировки, иногда папа дает мне радио поуправлять самолетом. Очень занимательный процесс: масса адреналина и боязнь, что прийдется покупать новый самолет папе с первой зарплаты:), но в свою очередь приятно осознавать, что ты управляешь чем‐то, что способно летать).
Тем, у кого есть хоть малая возможность приблизиться к данному виду спорта, советую хоть раз в жизни попробовать).

Список литературы

  1. Современный музей спорта [Электронный ресурс]/ — Электронные данные — Режим доступа: http://www.smsport.ru/expo/katalog/amodel, свободный
  2. Вертикальный взлёт Сикорского [Электронный ресурс]/ — Электронные данные — Режим доступа: http://www.pseudology.org/science/Sikorsky_Reitman.htm, свободный
  3. Парашютно-авиационный портал [Электронный ресурс]/ — Электронные данные — Режим доступа: http://don-sky.org.ua/index.php?dn=info&pa=about, свободный

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ