ДонНТУ Портал магистров
 
Магистр ДонНТУ Борейко Марина Геннадиевна

Магистр ДонНТУ
Борейко Марина Геннадиевна

Учебно-научный институт «Высшая школа экономики и менеджмента» (ИЭМ)

Факультет: менеджмента (ФМ)

Кафедра: управления персоналом и экономики труда (УПЭТ)

Специальность: «Управление персоналом и экономика труда» (УПЭТ)

Тема квалификационной работы магистра: «Соотношение производительности труда и заработной платы»

Научный руководитель: д.э.н., профессор кафедры УПЭТ Швец Ирина Борисовна

 
Автобиография Автореферат Перечень ссылок Отчет о поиске Индивидуальный раздел

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

Борейко М.Г., Швец И.Б.

Источник: Економіка і маркетинг в ХХІ сторіччі - 2008 / Матеріали 9-ї Міжнародної науково-практичної конференції студентів і молодих вчених. - Донецьк: ДРУК-ІНФО, 2008. - с. 34-36.


В настоящее время в Украине обострилась проблема взаимодействия рынка труда и рынка образования вследствие несоответствия структуры подготовки специалистов и работников спросу на рабочую силу. Значительная часть выпускников работает не по специальности, а некоторые вынуждены обращаться в Государственную службу занятости. В этих условиях повышение эффективности системы профессионального обучения приведет к преодолению безработицы, вызванной дисбалансом между рынком труда и рынком образования. Проблема рынка труда заключается в неконкурентоспособности рабочих мест. Значительное количество вакансий не заполняется из-за низкой оплаты труда.

Крайне опасной является ситуация, при которой в состоянии безработицы работники пребывают длительное время, что приводит к потере квалификации, трудовых навыков, и как следствие – к фактическому разрушению личности. Периодичность повышения квалификации рабочей силы в Украине составляет 16 лет, в то время как в Западной Европе и Японии – 3,5 года. Удельный вес работников, которые проходили профессиональную подготовку на производстве в 2005 году составляет в среднем 10% учетной численности штатных работников, в том числе профессиональная подготовка – 2%, повышение квалификации – 8% [1, с. 26].

Существует понятие «период полураспада компетентности», т. е период, за который знания выпускника высших учебных заведений устаревают наполовину и работник становится непригодным к работе по приобретенной профессии [1, с. 25]. Именно образование, в т. ч. профессиональное, является эффективным средством повышения уровня конкурентоспособности рабочей силы и позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Это будет способствовать экономическому росту.

Анализ объемов подготовки квалифицированной рабочей силы в высших и профессионально-технических учебных заведениях дает следующие результаты: численность студентов в высших учебных заведениях І-ІV уровней аккредитации постоянно растет (в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 778,2 тыс. человек, или на 40,3%), а численность учеников профессионально-технических заведений, наоборот, уменьшилась на 28 тыс. человек, или на 5,4% [2]. Таким образом, нагрузка на одно рабочее место составляет 5 человек.

В последние годы в Украине спрос на качественную рабочую силу растет. На начало 2006 г. в структуре потребности наибольшую долю составили рабочие профессии – 59,1%. При этом негативные тенденции, которые происходят в системе профессионально-технического образования, не способствуют улучшению ситуации. В последнее десятилетие высококвалифицированные работники были вынуждены работать не по специальности, что привело к их деквалификации. Профессионально-технические учебные заведения из-за уменьшения спроса на рабочие специальности начали вводить новые «престижные» специальности (экономика, предпринимательство, сфера услуг) без учета потребности на рынке труда, что в конечном итоге привело к дисбалансу на рынке труда.

Одновременно возрастает потребность в высококвалифицированных рабочих: токарях, кузнецах, слесарях, фрезеровщиках. Спрос на эти профессии в несколько раз превосходит предложение работников, зарегистрированных в Государственной службе занятости.

В структуре подготовки специалистов наибольший удельный вес имеют такие направления, как экономика (32%) и инженерия (23%), а в службе занятости зарегистрировано 44% выпускников, которые закончили обучение в ВУЗе по направлению «экономика». Высшие учебные заведения готовят специалистов-экономистов, которые не могут сегодня найти себе работу и переходят в разряд безработных. Такая ситуация приводит к неэффективному расходованию как бюджетных, так и частных средств, которые направлялись на подготовку ненужных специалистов, с другой стороны – работодатели не получили необходимых высококвалифицированных специалистов.

Анализируя ситуацию на Донецком пивоваренном заводе ЗАО «Сармат», можно сказать, что на предприятии заняты все управленческие должности, в то время как ощущается дефицит в рабочих профессиях, таких как солодовщик, антикоррозийщик, слесарь-ремонтник, наладчик оборудования, столяр, маляр, электрогазосварщик. Значительное внимание на предприятии уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Так в 2007 году 41 человек из 1248 учетной численности штатных работников получили профессиональную подготовку и переподготовку, а 221 человек из 1248 человек учетной численности штатных работников повысили квалификацию, что составляет 3,3% и 17,7% соответственно [3]. Это значительно превосходит средние показатели по Украине.

Проанализировав проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования в Украине и в частности на предприятии ЗАО «Сармат», можно выделить основные направления повышения эффективности взаимодействия между рынком труда и рынком образования:

1. Переход от пассивной политики занятости (основывается на системе материальной помощи) к активной, особенно в направлении проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации экономически активного населения.

2. Разработка современных стандартов профессионально-технического образования с учетом реальной потребности работодателей и совершенствование подходов к профессиональному обучению на основе инновационных методов.

3. Изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов выбора сферы будущей трудовой деятельности и информирование экономически активного населения и работодателей про состояние рынка.

4. Обновление материально-технической базы учебных заведений и их тесное сотрудничество с производством.

5. Разработка современных стандартов на профессии с учетом реальных потребностей экономики.

6. Трудоустройство выпускников и создание экспертной оценки рейтинга учебных заведений с целью повышения их конкурентоспособности.


Литература

1. Ярошенко Г., Заюков І. Розвиток механізму взаємодії ринку праці і професійної освіти України // Україна: аспекти праці. – 2007. – №6. – с. 25-29.

2. Державний комітет статистики України [Електронний ресурс] - Режим доступу до статистичних показників: http://www.ukrstat.gov.ua

3. Форма № 6-ПВ «Звіт про кількість працівників, їхній якісний склад та професійне навчання» за 2007 рік ЗАТ «Сармат».


ВВЕРХ


Автобиография Автореферат Перечень ссылок Отчет о поиске Индивидуальный раздел

ДонНТУ Портал магистров