ДонНТУ Портал магистров
 
Магистр ДонНТУ Захарченя Ирина Евгеньевна

Магистр ДонНТУ
Захарченя Ирина Евгеньевна

Факультет: Менеджмента

Кафедра:Управление персоналом и экономика труда

Специальность: Управление персоналом и экономика труда

Тема магистерской работы « Мотивация труда работников »

Руководитель: к.э.н., доц. кафедры УПЭТ Чумаченко Елена Владимировна

 
Автобиография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске

ИППОТЕРАПИЯ – ЛЕЧЕНИЕ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ

Данное индивидуальное задание было выбрано мною, так как иппотерапия, или лечебная верховая езда, считается одним из самых удивительных направлений анималотерапии. То, что лошадь оказывает на человека мощнейшее эмоциональное воздействие, понимает каждый, кто хоть раз ездил верхом. Это позволяет использовать лошадь при лечении тяжёлых психо-эмоциональный расстройств, фобий и других нарушений психики. Лечебная верховая езда используется при реабилитации пациентов после инфаркта миокарда! При занятиях у всадника никогда не происходит нарушений сердечной деятельности. Часто с самого первого занятия между человеком и лошадью устанавливаются близкие дружеские отношения, что очень важно для неуверенных в себе и одиноких людей, а особенно для детей, страдающих аутизмом и имеющих трудности в общении

ИППОТЕРАПИЯ

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

risunok4 – Лошадь
Рисунок 1 – Лошадь

Основные задачи Лечебной Верховой Езды (ЛВЕ.)

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и психическую сферу ребенка. Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

  • противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

  • развивать физическую активность больного;

  • способствовать восстановлению нарушенных функций;

  • улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

  • обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки. Специалисты ДЭЦ считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса.

    Основные условия для занятий ЛВЕ

    Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

    А)последовательное наращивание физической активности больного;

    Б)применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК-ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

    В) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

    Г) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

    Д)рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.)

    Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

    Основное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры

    Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару "пациент-лошадь", и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.

    Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП)

    Лечение больных ДЦП проводится комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли. Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения. Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

    risunok1 – Применение иппотерапии при ДЦП
    Рисунок 2 – Применение иппотерапии при ДЦП

    Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ)

    Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию - лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду. Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк: - нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т.д.

    Особый интерес представляет применение соционики в педагогике. Разработана и уже используется на практике концепция обучения, учитывающая типы личности как учеников, так и учителей в школах. Использование такого подхода повышает успеваемость учащихся и улучшает психологический климат в классах.

    - поражение органов чувств - слепота, глухота

    - психические заболевания - аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении

    - умственная отсталость - олигофрения, синдром Дауна и др

    - различные нарушения социальной адаптации

    - послеоперационная реабилитация

    Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений. Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических и психических свойств и взаимоотношений с окружающей средой. Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков. Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах. При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными. В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ - катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

    risunok 3 –   Лечебно – профилактическое воздействие на опороно – двигательный аппарат
    Рисунок 3 - Лечебно – профилактическое воздействие на опороно – двигательный аппарат

    Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов. Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений. При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект "переноса" тренировочных влияний. Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся. Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося. Он складывается из общения с живым организмом - лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным. Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить потологические очаги возбуждения центров моторики. Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:

    1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах. Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

    2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях. Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

    Непосредственные обязанности методиста ДЭЦ

    1. Методист приходит на место занятия за 5 минут до начала занятия, чтобы убедиться

  • А) в соответствии обстановки на манеже (на плацу) требованиям "Правил безопасности".

  • Б) в готовности к работе коновода и лошади.

    2. После прибытия пациента методист обязан убедиться в том, что тот вполне готов по состоянию здоровья нести нагрузку по ЛВЕ, в случае каких-либо отклонений в его состоянии совместно с медработником решает вопрос о целесообразности проведения с пациентом урока ЛВЕ.

    3. Во время занятий методист руководит действиями коновода, отдавая краткие и четкие команды.

    4. Проводя занятия по заранее составленному плану, методист внимательно наблюдает за поведением и состоянием подопечного и, заметив признаки сильного утомления или другие негативные явления, вносит изменения в намеченный план, снижая или вовсе прекращая нагрузку ( по совету медработника).

    5. После занятия методист помогает пациенту "поблагодарить" (угостить) лошадь, следя при этом, чтобы угощение подавалось с открытой ладони; обменивается с пациентом и его родителями впечатлениями и информацией.

    6. После занятий делает записи в дневнике.

    7. В случае своей болезни или отсутствия по другой уважительной причине методист временно передает своих пациентов коллеге, подробно проинструктировав его по поводу каждого из них и предварительно известив о замене родителей своих подопечных.

    Обязанности коновода на занятиях по иппо- и экитерапии

    1. Коновод приходит на работу за час до начала занятий с детьми, используя это время для ухода за лошадью и ее тщательной подготовки к очередному занятию.

    2. Доставляет лошадь на манеж не ранее чем за 10 минут до начала занятия, чтобы она успела освоиться и чтобы обеспечить ее необходимым для занятия снаряжением (седло, пояс).

    3. Во время занятий находится в полном распоряжении методиста, внимательно прислушивается к его командам, и четко выполняет их, не отвлекая методиста посторонними разговорами; коновод всегда готов предупредить любое непослушание лошади и помочь методисту справиться с последствиями возможного непослушания.

    4. Заметив во время занятий какие-либо отклонения в состоянии здоровья или поведении лошади, могущие повлечь травму у занимающегося или у самой лошади, коновод немедленно предупреждает методиста, по его команде останавливает лошадь и вместе с ним решает вопрос о возможности дальнейшего использования данной лошади на занятиях.

    5. Между занятиями, во время смены всадников, "угощения"лошади коновод отвечает за то, чтобы:

  • лошадь не "угостили" чем-либо неподходящим;

  • кормили лошадь с открытой ладони;

  • дети и их родители не подвергались опасности, находясь в непосредственной близости к ногам и зубам лошади или подходя к ней слишком близко, тем более сзади.

    6. По окончании занятий коновод осторожно выводит лошадь из манежа, убедившись, что проход свободен, затем ведет ее на конюшню, ставит в денник, расчищает копыта.

    7. Внимательно осматривает лошадь и, заметив какие-либо отклонения, травмы и т.д. (в том числе отросший роговой слой на копытах), сообщает обо всем начкону или конюху, который обязан принять меры.

    У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности - словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника. Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.

    risunok 4 – Развитие моторики
    Рисунок 4 - Развитие моторики

    Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству - качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную жизнь.

    Список использованной литературы

    1. рефераты.net.ua - http://referats.net.ua/ru/view/12152
    2. Рисунки, использованные для создания данного раздела были взяты http://images02.olx.ru/ui/3/73/31/49247231_1.jpg




  • Автобиография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске

    ДонНТУ Портал магистров