ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Материалы по теме выпускной работы:
Автобиография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

УДК 621.825.24
Гусева Г.Г. ст. гр. ТТР-09 м
Донецкий национальный технический университет, Украина

Научный руководитель – к.т.н, доцент: Петтик Ю.В.

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ БОЛТА М24 ПОВЫШЕННОЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

Породоразрушающий орган буровой установки фирмы «WIRTH» буровое долото по своей конструкции имеет до 24 шарошек, разрушающих горную породу, которые крепятся через шарошкодержатели к нижней части долота.

Концы осей шарошек выполнены в виде квадратных призм, которые крепят к шарошкодержателям с помощью четырех болтов М24-8g с длиной стержня 110 мм.

При бурении, особенно на больших глубинах (более 500 м), часто наблюдается разрушение болтов и как следствие, аварии, связанные с обрывом одной или нескольких шарошек. Бурение прекращают и затрачивают много времени на ликвидацию последствий аварий.

Во время работы на болты воздействуют значительные нагрузки, которые вызывают комплекс знакопеременных напряжений: кручения, растяжения, изгиба и среза. Как показала практика, основным видом разрушений болтов является отрыв головок от стержня и разрушение стержня болта в месте его ввинчивания в шарошкодержатель. Постоянные разрушения болтов свидетельствуют об их недостаточной несущей способности, которая заложена в нерациональной конструкции болта.

Конструктивные и технологические меры, которые могут повысить нагрузочную способность и циклическую прочность болтов возможно за счет рационального изготовления стержня болта, снижения концентрации напряжений в витках резьбы болта, изменении шага резьбы, увеличении радиусов галтели сопрягаемых поверхностей между стержнем и другими поверхностями и т.д. [1, 2].

  1. Болты с диаметром стержня do, равным диаметру наружной d резьбы, в ответственных соединениях практически не применяют. Для повышения упругости и ударопрочности болта рекомендуется уменьшать диаметр стержня до получения одинаковой прочности резьбы и стержня.
  2. Выбор оптимальной величины галтели способствует снижению концентрации напряжений в 2-4 раза. Так величина галтели между резьбовым поясом и стержнем, а также между посадочной плоскостью головкой болта М24 и стержнем должна быть не менее 0,2d, где d, мм – диаметр стержня болта, т.е. в нашем случае для болта М24 это не менее 4,8 мм.
  3. Для выравнивания нагрузки по виткам резьбового соединения целесообразно применить технологически простой способ при нарезании резьбы – увеличение шага резьбы отверстия на 2-4 % по сравнению с шагом резьбы болта.
  4. Для предотвращения пластических микроперемещений целесообразно применять подкладные шайбы большого диаметра, если это невозможно или нецелесообразно, то рекомендуется опорные поверхности и опорные поверхности головок болтов обрабатывать не ниже 6-го класса шероховатости (Ra=2,5…3,2 мкм). На чертеже стоит шероховатость Rz=40 (Ra=12,5 мкм).

Проанализировав старую конструкцию болта (рис. а) и с учетом изложенного выше, можно предложить новую равнопрочную конструкцию болта повышенной несущей способности, которая приведена на рис. б.


Для новой конструкции тело стержня болта уменьшено с O 24 мм до O 18 мм, радиус галтели R перехода между торцом головки болта и стержнем увеличен с 1,5 до 4,5 мм, а радиус сопряжения между стержнем и началом резьбы до 18 мм. В новой конструкции шероховатость резьбы уменьшена с Rz 40 мкм (Rа 12,5 мкм) до Ra 2,5 мкм, шероховатость стержня болта уменьшена с Rz 40 мкм (Ra 12,5 мкм), до Ra 3,2 мкм, а поле допуска резьбы с 8g до 6g. При этом опорная поверхность и головка болта обрабатывается не ниже 6-го класса шероховатости (Ra=3,2 мкм) на чертеже стоит Rz 40 мкм (Rа 12,5 мкм). Дополнительно для лучшего расположения болта в болтовом соединении предложено ввести в конструкцию болта центрирующий поясок O 20 мм длиной 10 мм.

Библиографический список

  1. Биргер И.А., Иоселевич Г.Б. Резьбовые соединения. Библиотека конструктора. М.: Машиностроение, 1973.,256 с.
  2. Петриков В.Г., Власов А.П. Прогрессивные крепежные изделия. –М.: Машиностроение, 1991. ?256 с.

Автобиография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

© 2010 Гусева Галина Геннадиевна