Магистр ДонНТУ Любчак Денис Сергеевич

Любчак Денис Сергеевич

Факультет: Компьютерных информационных технологий и автоматики

Специальность: Автоматизированное управление технологическими процессами

Тема выпускной работы: Обоснование параметров и исследование системы автоматического управления компрессорной станцией пневмоснабжения шахты

Научный руководитель: к.т.н., доц. каф. ГЭА Оголобченко Александр Семенович

ВЕЛОСПОРТ: СПОРТ, ХОББИ, ОБРАЗ ЖИЗНИ

Чемпионат Украины, г.Ялта, 2005г

Велосипедный спорт является одним из самых популярных и зрелищных видов спорта в мире. Он широко представлен в программах Олимпийских Игр, а чемпионаты мира ежегодно проводятся по различным видам велосипедного спорта. Более 168 стран являются членами Международного союза велосипедистов (UCI). Не менее популярным стал велосипед как средство оздоровления, передвижения и проведения здорового досуга.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Я начал заниматься велосипедным спортом с девяти лет. Велоклуб «Пелетон» находится недалеко от моего дома, что послужило весомым аргументом при выборе вида спорта. Я часто видел велосипедистов, едущих на тренировку и обратно. Серьезно заниматься спортом я тогда не планировал, хотелось просто покататься на спортивном велосипеде. Но спорт затягивает и мое «несерьезное» увлечение растянулось на семь лет упорных тренировок, соревнований и тренировочных сборов.

Некоторые из моих наград

Велоспорт стал не просто моим увлечением, а образом жизни. Тренировались мы шесть дней в неделю, а летом по две тренировки в день. «Если не можешь победить себя, не надейся на победу над другими!» - этот девиз запомнился мне на всю жизнь. Действительно, спорт - это в первую очередь победа над самим собой, самосовершенствование, улучшение своих физических и моральных качеств.

Каждый вид велосипедных соревнований требует от спортсмена отличной физической подготовленности, филигранной техники езды, высокого уровня тактической подготовки. Естественно, все это не приходит в один день. Требуются годы и годы упорных тренировок и участия в соревнованиях, чтобы стать классным велосипедистом. Кроме того, на результат значительное влияние оказывает техническое состояние велосипеда. Велосипед – это 50% результата, поэтому он всегда должен быть исправен, чтобы не подвел на тренировке или на соревнованиях, тем более, в некоторых видах соревнований (маунтенбайк) чья-либо техническая помощь спортсмену запрещена. В старшем возрасте велосипеды мы ремонтировали и обслуживали сами, возможно, это отчасти повлияло на мой выбор технической специальности.

Чемпионат Украины, г.Одесса, 2005г

Мы участвовали в разных видах велосипедных гонок как на шоссе так и на пересеченной местности. Наибольшее предпочтение я отдаю маунтенбайку (горному велосипеду), потому что в данном виде гонок кроме физических данных важно еще и умение спортсмена владеть велосипедом – техничность езды. Езда на маунтенбайке опасна. Наверное, именно поэтому она кажется такой захватывающей. Гонки на шоссе не менее опасны и, в свою очередь, являются классикой велосипедного спорта. За годы тренировок я испытал радость побед и горечь поражений. Самыми ценными моими достижениями являются призовые места в эстафетных гонках на чемпионатах Украины по маунтенбайку и велокроссу.

Наша команда побывала во многих городах Украины, с каждым городом связаны свои воспоминания и впечатления. Тернополь и Черновцы запомнились старинной архитектурой. Одесса - Потемкинской лестницей и морским вокзалом. Ялта запомнилась уникальной крымской природой, морским воздухом и конечно ялтинской набережной. Воспоминания о Киеве связаны с Майданом Незалежности, Владимирским Спуском и центральной улицей – Крещатик.

Всеми своими достижениями я обязан опытному, отлично знающему свое дело, тренеру - Мельнику Виктору Михайловичу. Наше общение с тренером не ограничивалось лишь спортом, Виктор Михайлович воспитывал нас, давал жизненные советы, многие из них я помню до сих пор, вкладывал в нас душу, за что я ему очень благодарен. Виктор Михайлович подготовил много талантливых спортсменов, среди его воспитанников: кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса. Виктор Михайлович - первый тренер Александра Мартыненко, который в 2006 году стал чемпионом мира в групповой гонке на велотреке в Бельгии. В настоящее время Виктор Михайлович является тренером профессиональной команды по велоспорту «Индустриальный Союз Донбасса» («ИСД»).

Команда велоклуба «Пелетон»

Велосипедным спортом я уже не занимаюсь, потому что пять лет назад в моей жизни наступил такой момент когда нужно было делать выбор: становиться профессиональным спортсменом или поступать в ВУЗ и получать техническое образование. Я выбрал второе. Но потраченного времени я не жалею. Ведь велосипедный спорт – прекрасное средство общефизического развития: он способствует воспитанию таких качеств, как выносливость, быстрота, сила, ловкость, смелость. Кроме физических качеств спорт помог мне развить в себе целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, умение работать в команде. Для укрепления здоровья и поддержания физической формы я до сих пор иногда катаюсь на велосипеде.

ВЕЛОСИПЕД – ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Родословная велосипеда

Велосипед никто не изобретал. Во всяком случае то, что мы называем велосипедом сегодня. Он стал таким в результате эволюции.

До конца XVIII в. единственными средствами передвижения, приводившимися в действие мышечной силой человека, были примитивные трех- и четырехколесные тележки, представлявшие собой попытку материализовать идею, время для реализации которой еще не пришло.

Дрезина, изобретение барона фон Драйза

В 1817 г. барон Карл Драйз фон Зауэрбронн запатентовал конструкцию управляемой машины с двумя колесами и деревянной рамой. В итоге появилось практичное средство передвижения, с помощью которого можно было преодолевать значительные расстояния с большей легкостью и быстрее, чем пешком. Аппарат по-прежнему приводился в движение за счет воздействия ног седока непосредственно на землю и по имени своего создателя получил название дрезины.

Машина обрела популярность и в соседних странах, а также по ту сторону Ла-Манша, в Англии. В 1820 г. первый экземпляр появился в Нью-Йорке.

Для приведения в действие заднего колеса Киркпатрик Макмиллан приспособил педали

Вскоре в стремлении усовершенствовать дрезину изобретатели во многих странах стали искать альтернативные виды привода. Шотландскому кузнецу по имени Киркпатрик Макмиллан приписывается честь создания первого педального двухколесного экипажа. Заднее колесо машины вращалось соединенными с педалями тягами. Кузницу, где Макмиллан как полагают, в 1839 г. собрал свой велосипед, сегодня украшает памятная доска. В ее тексте кузнец объявляется «изобретателем велосипеда». Не стоит, однако, забывать, что без предшественников аппарата - той же дрезины - Макмиллан скорее всего продолжал бы ковать подковы, а наши сегодняшние велосипедисты ездили бы на чем-то совершенно другом.

Гонки – стимул для развития

В течение двух десятков лет после нововведения Макмиллана никаких серьезных попыток усовершенствовать, машину не предпринималось. Затем владелец небольшой парижской мастерской Пьер Мишо создал «Дрезину» с кривошипом и педалями, через которые вращательное движение придавалось переднему колесу. Вскоре конструкция приобрела качества вполне практичного транспортного средства и стала именоваться «велосипедом». Впрочем, в Англии велосипед более охотно называли «костотрясом».

К 1865 г. компания Мишо (Michaux) производила 400 велосипедов в год. Первая велогонка состоялась 31 мая 1868 г. в пригороде Парижа Сен-Клу. Победу в ней одержал англичанин Джеймс Мур. На следующий год на старт гонки Париж - Руан вышло более 200 участников. И вновь побелил Джеймс Мур, проехавший 123 км менее чем за десять с половиной часов.

Велосипед «Паук»

Так зародился велоспорт. В крупных городах стали появляться велотреки, начали выходить первые периодические издания для велосипедистов, состоялась первая велосипедная выставка.

Имена чемпионов тех лет были у всех на слуху. Гонки стимулировали техническое усовершенствование машины, велосипедисты - как чемпионы, так и те, для кого велосипед стал средством досуга и спортивным снарядом, - хотели владеть техническим преимуществом над друзьями и соперниками. Фабрика Мишо была уже не в состоянии удовлетворить возросший спрос на велосипеды, а потому стали появляться новые производители, и не только во Франции, но и в соседних странах.

Массовое производство началось, когда парижский агент компании по производству швейных машин из Ковентри Роули Тернер привез Мишо на свое предприятие в Англию и сумел убедить менеджмент диверсифицировать и без того процветавший бизнес за счет использования имевшихся производственных мощностей и квалифицированного персонала для выпуска велосипедов. Так на тот период Ковентри превратился в мировую столицу велопроизводства.

В основе велосипедов для гонок по-прежнему оставалась конструкция Мишо с передним ведущим колесом и педалями на его оси. Однако при таком непосредственном приводе переднего колеса скорость велосипеда напрямую зависела от размера колеса. И его диаметр последовательно увеличивался, пока не достиг пределов физических возможностей человека - в данном случае ограниченных длиной ног. Этот тип велосипеда известен как «пенни и фартинг» (по ассоциации с монетами разного размера) и «паук».

В 1885г. Джеймс Старли начал выпускать свои «безопасные велосипеды»

Использование втулочно-роликовой цепи задало новое направление развитию конструкции и привело к разработке в Англии «безопасной» модели Rover Safety Bicycle, уже очень походившей на современный велосипед. Представленная в 1885 г. машина была снабжена небольшими и почти одинаковыми по размеру колесами. Переднее было управляемым, а заднее имело цепной привод от установленной в средней части велосипеда ведущей звездочки. В результате стало возможно менять передаточное соотношение путем изменения размеров ведущей и ведомой звездочек. Практически в одночасье судьба «пауков» была решена. Появился велосипед, каким мы знаем его сегодня.

Велосипедный бум

За столетие, минувшее с начала его «золотого века», велосипед переживал периоды взлетов и падений. В более богатых странах основным видом транспорта стал автомобиль, а велосипед вышел из фавора. В некоторых местах он превратился в своего рода социальное средство передвижения - если наиболее состоятельные могли позволить себе моторизованный вид транспорта, то представителям рабочего класса оставалось довольствоваться велосипедом.

То, что в конце XIX в. некоторые увидели в велосипеде приятную, простую в освоении и использовании машину для активного отдыха и источник умеренных физических нагрузок, во многом было забыто. Велосипед превратился в дешевое транспортное средство для тех, кому автомобиль был не по карману.

Соревновательная езда практиковалась немногочисленными группами энтузиастов, объединявшихся в клубы и общества. Основной частью населения большинства стран велосипед попросту игнорировался и порой воспринимался как некий эзотерический вид досуга, которому чудаки предаются в уединенных уголках на лоне природы.

Даже в континентальной Европе, где велосипедные гонки были самым популярным видом спорта, к героям которого относились почти как к богам, рекреационная езда оставалась уделом чудаковатых энтузиастов. Относились к ним лучше, чем в остальном мире, но число их было невелико, Физическая форма воспринималась лишь как производное от соревновательного спорта, а не как само по себе благо и желанная цель.

На треке велодрома

К середине 1970-х гг. человечество начало осознавать ограниченность природных ресурсов, обеспокоилось проблемой загрязнения атмосферы и в целом того ущерба, который его деятельность наносит окружающей среде. Как следствие стали расти продажи двухколесных машин. Кроме того, люди стали более серьезно относиться к регулярным физическим упражнениям как к средству укрепления здоровья, начали в целом больше внимания уделять собственному телу. Стремление к хорошей физической форме и спортивность стали восприниматься как норма.

Этой тенденции сопутствовали и другие обстоятельства. Спорт стал более конкурентным и тяжелым занятием, более профессиональным. Во все более ощутимой степени победа в нем определялась технологическими факторами, в особенности на олимпийском уровне. Как одновременно атлетический и технический вид велосипедный спорт превратился в сферу многочисленных технических экспериментов. Эксперименты эти затрагивали практически вес аспекты и самого велосипеда, и спортсмена. Все новейшие технологические нововведения повышали градус интереса к велосипеду.

К концу 1970-х гг. в США велосипедов продавалось больше, чем автомобилей. С начала 1980-х эта крупнейшая экономическая держава мира шла в авангарде технологической революции, поддерживаемая индустриальной мощью и производственными возможностями Японии, а к концу 1980-х гг. - и Тайваня. Сколь удивительным это ни покажется, велосипед стал восприниматься как чудо технической мысли и желанное приобретение.

Прелесть его заключалась в том. что он был великолепным средством обретения физической формы. Словом, в социальном плане велосипед пережил второе рождение.

Производителям во всем мире немного понадобилось времени, чтобы оценить благоприятную конъюнктуру, приступить к выпуску велосипедов, вобравших в себя последние технологические достижения, и предложить их рынку как высокотехнологичную «игрушку» для преуспевающих потребителей.

Одновременно спортивные промоутеры увидели возможности для предложения представителям этого нового поколения велосипедистов достойных их внимания событий. Организованное увлечение велосипедом начало менять фокус. Конкретный характер изменений на разных континентах имел свои особенности, но сохранялась единая общемировая тенденция - рост числа тех, кто ездил на велосипеде ради собственного удовольствии. Велосипедный бум начался в конце 1970-х и продолжается по сей день. Хотя в минувшие десятилетия в мире в целом наблюдались периоды его спада и оживления, общая тенденция продаж неуклонно идет по нарастающей, и выбор доступного современному велосипедисту высокотехнологичного снаряжения постоянно расширяется.

ТИПЫ ГОНОЧНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ

Шоссейный велосипед

Современный шоссейный велосипед создан по образу сформировавшегося в Европе гоночного велосипеда. Его возникновение - результат велогонок, в частности больших многоэтапных марафонов, продемонстрировавших, какие большие расстояния можно преодолеть с помощью велосипеда.

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед имеет легковесную многоугольную раму, изогнутый вниз руль, узкие колеса и многоступенчатую систему переключения передач.

По техническим характеристикам и стоимости это может быть как дешевый спортивный велосипед, так и машина, способная удовлетворить участника «Тур де Франс». В целом же все эти велосипеды выглядят примерно одинаково.

Хотя многие шоссейные велосипеды создаются и предлагаются потребителю как полностью готовые к использованию изделия, все они производятся из комплектующих от разных производителей.

Можно купить отдельно комплект рамы (с передней вилкой) и даже просто раму, изготовленную специализированным поставщиком, другие узлы от многочисленных производителей. Таким способом часто комплектуются машины под конкретного пользователя.

Индивидуальная спецификация определяется характером эксплуатации велосипеда, личными предпочтениями пользователя и суммой, которую он готов потратить.

В итоге может получиться любимая игрушка как одно из средств выражения индивидуальности владельца, «сапоги-скороходы» способные за час другой унести их обладателя за горизонт, средство реализации спортивных амбиций или мобильный тренажер, позволяющий поддерживать физическую форму и просто хорошо себя чувствовать [2].

Трековый велосипед

Трековый велосипед предназначен для езды по велотреку. Трековые велосипеды внешне схожи с шоссейными велосипедами, однако имеют ряд принципиальных конструктивных отличий. Трековый велосипед имеет более короткую колёсную базу, из-за чего увеличивается жесткость рамы.Трековый велосипед Диаметр колёс составляет 622 мм, в качестве покрышек чаще всего используются однотрубки. Из-за наклона полотна трека, кареточный узел трекового велосипеда расположен выше, благодаря чему увеличивается расстояние между крайней нижней позицией педалей и покрытием трека на виражах. Наконечники задних перьев рамы имеют особую форму в виде горизонтального выреза, что позволяет регулировать натяжение цепи за счёт изменения положения оси заднего колеса. Трековый велосипед имеет всего одну, т. н. фиксированную, или глухую передачу. Это означает, что педали не имеют свободного хода относительно заднего колеса, они непрерывно вращаются. Данный эффект достигается с помощью специальной конструкции втулки заднего колеса. Наличие только одной передачи и отсутствие тормозов исторически обусловлено сокращением веса велосипеда. Торможение на трековом велосипеде возможно только постепенным замедлением хода [4].

Горный велосипед

Горный велосипед зародился в Америке, а точнее - в Калифорнии в начале 1980-х гг. Сначала энтузиасты пользовались модифицированными шоссейными велосипедами. Накопленный опыт и частые поломки послужили толчком к разработке машины, специально предназначенной для езды в трудных условиях пересеченной местности.

Горный велосипед

Современный горный велосипед способен выдержать суровые условия и рекреационного, и соревновательного внедорожного катании. В конструкции рамы используются толстостенные трубы. Широкие шины с протекторами, обеспечивающие лучшее сцепление с мягким грунтом и грязью, предполагают наличие большего зазора между покрышками и элементами рамы, что в свою очередь требует иной ее конфигурации и изменения конструкции тормозных скоб.

Были разработаны системы амортизаторов передней вилки и заднего колеса. Некоторые наиболее специализированные машины для более эффективного торможения в условиях переизбытка влаги на раскисших, грязных трассах оснащаются дисковыми тормозами. Увлечение горным велосипедом с соревновательными или рекреационными целями, дарит совершенно особые ощущения, отличные от тех, что возникают на дороге. Для многих поклонников горного велосипеда отсутствие необходимости делить дорогу с автомобилями - определяющий фактор.

Специализированные велосипеды

В 1980-х - начале 1990-х гг. много экспериментировали ради получения более впечатляющих технических характеристик. Значительная часть нововведений пришлась на долю привычного шоссейного велосипеда, но экспериментировали и с необычными конструкциями, в особенности в Соединенных Штатах. Эти опыты не имели прямого отношения к владельцам шоссейных велосипедов.

Специализированный велосипед для индивидуальных гонок на время

Одиночные заезды на скорость и триатлон стимулировали разработку конструкции велосипедов (а также шлемов и костюмов) с использованием эффекта аэродинамической трубы. В результате появились колеса с широкими спинами (т.н. «Лопасти») или в виде сплошных дисков, устанавливаемые на сверхузкие рамы с рулем, конфигурация которого заставляет принимать максимально обтекаемое положение, при котором площадь лобового сопротивления велосипедиста наименьшая. Таким образом достигаются наилучшие результаты по времени, однако все это не имеет никакого отношения к ежедневным или клубным поездкам, как и к турам по горным хребтам.

У Международного союза велосипедистов (UCI) - всемирного контролирующего органа в сфере велоспорта - вызывало озабоченность то обстоятельство, что в соревновательных видах, в особенности в контексте физической подготовленности спортсменов, все больше доминирует фактор производственных технологий. В итоге были выработаны спецификации, которыми регулируется допустимый диапазон отличий современного велосипеда от того, что в течение почти 100 лет воспринимается как норма. Это возродило более рациональный подход к техническому совершенствованию велосипеда. Как бы то ни было, многие технологические решения, найденные при производстве замечательных экстраординарных машин, воплотились в более эффективных версиях обычных шоссейных велосипедов [2].

ВЕЛОСПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Велосипедный спорт очень многообразен. За многие годы люди придумали много разных гонок. Давайте же познакомимся с основными. Сначала о шоссейных гонках.

Индивидуальная гонка. Через определенный промежуток времени один за другим стартуют велосипедисты. Впереди от 5 до 50 км. Надо пройти их как можно быстрее, умело распределив силы по дистанции.

Это индивидуальные гонки с раздельным стартом. Если начать быстро, не хватит сил на последние километры. Пройти дистанцию с возрастающей скоростью - останется неизрасходованный запас энергии. Как быть? Опытные велосипедисты стараются равномерно распределять силы. Ехать одному тяжело: перехватывает дыхание, наливаются тяжестью ноги. Надо преодолеть себя, побороть усталость, и заветная финишная черта уже позади.

Не только умения распределять силы по дистанции и хорошей подготовки требуют индивидуальные гонки. В них рождается характер велосипедиста. Он познает свои возможности, учится преодолевать себя.

Командная гонка. В этом виде соревнований мужчины стартуют на 100 км, а женщины на 25 км. Каждая команда состоит из 4 человек. Секрет командной гонки заключается в том, что спортсмены для поддержания высокой скорости по очереди меняют лидера. Гонщики выстраиваются или строго в затылок друг друга или занимают положение уступом вправо или влево в зависимости от направления ветра. После 200-250 м лидер отходит в сторону и занимает последнее место. Когда сменятся все участники команды, все начинается сначала.

Групповая гонка. В групповых гонках старт дается сразу всем спортсменам, а того, кто быстрее других преодолеет дистанцию, ожидает победа. От старта до финиша мужчинам надо преодолеть 50 - 120 км, а женщинам 40-80 км.

Гонка требует от спортсмена высокого мастерства. Попробуйте пройти в тесной группе поворот на скорости 50- 60 км/ч. Здесь кроме технической подготовленности нужны еще и большая смелость, мужество, решительность, стремление выйти на подъеме вперед и все время быть готовым сделать рывок, чтобы оторваться от группы или достать ушедших соперников. Хотя впереди идти тяжелее, зато меньше опасностей подстерегают гонщика. Вот и ведется постоянная борьба за право идти во главе гонки, растет скорость. Лидеры все время меняются, одни гонщики отстают, другие выходят вперед.

Групповые велосипедные гонки по шоссе очень популярный вид соревнований. Если есть возможность, их проводят на кольцевых трассах, длина которых обычно колеблется в пределах 12,5-15 км. Но возможны и отклонения на 2- 3 км в сторону уменьшения или увеличения.

Многодневная гонка. Это наиболее трудный вид соревнований, так как велосипедисты ведут борьбу в течение 10-15 дней. За это время гонщики преодолевают до 2000 км.

Ливневый дождь, а порой и снег, яркое солнце и сильный, порывистый ветер сопровождают велосипедистов на их трудном пути. Позади остаются города, поселки, деревни, а они упрямо стремятся к очередному финишу.

Многодневные гонки проводятся по линейным, кольцевым и радиальным маршрутам. Их продолжительность от 6 до 12 дней. Вся дистанция многодневных гонок разбивается на отдельные этапы, длина которых у мужчин должна быть в среднем 120 км, а у женщин 70 км для всех дней гонки. Общая дистанция многодневной гонки не должна превышать 1000 км, при средней длине этапов 90 км.

Как правило, дистанция отдельных этапов пролегает между двумя городами, где велосипедисты ночуют. В крупных городах гонщикам после 4-6 этапов предоставляется день отдыха.

Старты отдельных этапов многодневной гонки могут быть общими, раздельными и командными, а также проводиться в форме гонок-критериумов.

Как же определяется победитель в гонке? А вот как. Время, показанное гонщиком на каждом этапе, суммируется, и выводится общий результат. Из этого результата могут вычитаться премиальные секунды, заработанные им за победу на основном или промежуточных финишах. Велосипедист, показавший лучшее время в сумме всех этапов, и становится победителем. Сейчас многодневные велогонки проводятся только на гоночных велосипедах.

Парные гонки. Этот вид велосипедных соревнований стал культивироваться в нашей стране сравнительно недавно, но уже завоевал большую популярность. Парные гонки нечто среднее между индивидуальными и командными гонками. Они как бы образуют мостик между этими классическими видами велоспорта. Не всегда велосипедист физически и технически готов к участию в командной гонке, а порой просто трудно найти четырех равных по физической подготовке, техническому и тактическому мастерству спортсменов. Выручает парная гонка. На дорожных машинах парные гонки не проводятся. На гоночных велосипедах необходимо проехать от 25 до 50 км у мужчин и 25 км у женщин.

Критериум. Прошли гонщики круг (1-5 км для гоночных машин и 0,5-2 км для дорожных велосипедов), и вот уже финиш. Проехали еще один круг, и снова финиш, и так до конца гонки. Это и есть критериум. Его особенность состоит в том, что он обязательно проходит по кольцевой трассе, проложенной по улицам города.

Эта гонка всегда собирает многочисленных зрителей, а у самих велосипедистов вызывает живейший интерес. Да и как не быть этому интересу, когда положение велосипедистов в таблице результатов меняется после каждого круга. Общая длина дистанции колеблется от 10 до 90 км в зависимости от пола и возраста велосипедистов, масштаба соревнований, класса машин.

Гонка по пересеченной местности (кросс). Иногда гонщикам на пути к финишу приходится преодолевать овраги, речки глубиной до полуметра, бежать в гору с велосипедом на плече. Это велосипедный кросс. Кроме физической силы и хорошей тренированности он требует высокого мастерства езды на велосипеде по бездорожью.

В кроссе со старта одновременно уходят все гонщики, как и в групповой шоссейной гонке. Трасса узкая, она вытягивает всю группу в линию, и гонщики, пройдя круг и изучив особенности дистанции, стараются как можно быстрее, миновав все препятствия, достигнуть долгожданного финишного створа.

Гонки по треку. Трек московского стадиона Юных пионеров, пожалуй, один из старейших. В его большой чаше проложена овальная бетонная дорожка, длинные стороныВелотрек которой лежат в горизонтальной плоскости, а короткие на вираже имеют наклон различной крутизны. На зеленом поле напротив одной из трибун возвышается деревянное строение с расставленными на нем стульями. Это места для судей. На столбе висит колокол вроде пароходного для отбивания склянок. Светло-серое полотно трека окаймляет голубая полоса, вплотную примыкающая к траве. На расстоянии 70 см от нее нанесены черная, а затем и зеленая линии. У деревянного строения в середине трека и на противоположной стороне светло-серую дорожку пересекают белые полосы старта и финиша.

Садясь на велосипед у барьера, гонщики закрепляют ноги на педалях и начинают движение. На поворотах гонщики несутся не снижая скорости, набранной на прямой. Наклон полотна позволяет им пройти вираж предельно быстро.

На велодромах, как еще называют треки, проводят несколько видов велосипедных состязаний. Спринтерская гонка - это самый скоростной вид соревнований. Спринт на тандемах, двухместных велосипедах, захватывает своей зрелищностью. Стокруговая и парная гонки удивляют разнообразием тактических ситуаций, складывающихся в ходе спортивной борьбы. Наиболее динамичный вид велосипедных соревнований на треке - гонки за лидером.

Помимо основных видов велосипедных гонок, о которых мы сказали, на треке организуются заезды на время с ходу и с места, а также индивидуальные и командные гонки преследования по 2 и 4 человека.

Парные состязания могут быть однодневными и шестидневными. Проводятся также омниумы (велосипедное многоборье), гандикапы (уравнительные состязания, в которых слабый гонщик заранее получает преимущество перед сильным) и другие соревнования. Выступать в них можно только на гоночных велосипедах [3].

Гонки по маунтенбайку. В программу мужских и женских соревнований включен также новый вид велосипедного спорта - гонки в горах (маунтенбайк).

Чемпионат Украины, г.Ялта, 2005г

Первые официальные соревнования по гонкам в горах были проведены в начале 80-х годов в США. Первый чемпионат мира под эгидой UCI прошел в 1990 г. В нем участвовали спортсмены из 28 стран. На чемпионате мира 1994 г. около 1200 атлетов представляли 43 национальные федерации. Учитывая возрастающую чрезвычайную популярность этого интересного вида спорта, горный велосипед был включен в программу XXVI Олимпийских Игр 1996 г. в Атланте.

К соревнованиям по гонкам в горах допускаются только гонщики на специальных горных велосипедах, параметры которых соответствуют следующим техническим требованиям: диаметр колес 26 дюймов; наличие двух независимых тормозов; максимальная ширина руля 65 см; минимальная ширина покрышек 1,5 дюйма (37 мм).

Во время гонки гонщик не имеет права использовать чью-либо техническую помощь или производить замену инвентаря (за исключением камеры, в случае прокола).

Соревнования по гонкам в горах проводятся в девяти дисциплинах, основными из которых являются три:

кросс – одноэтапная гонка с общим стартом, проходящая по лесным, полевым, горным тропам с грунтовым или песчаным покрытием. Максимум 15 % длины трассы может проходить по асфальту или брусчатке. На трассе гонки не должно быть препятствий, заставляющих гонщика сходить с велосипеда.

Гонка проводится «из пункта в пункт» или по кругам длиной 5–12 км. Дистанция гонки составляет 30 – 60 км и выбирается с учетом оптимального времени прохождения дистанции для различных возрастных категорий. Именно этот вид гонок включен в программу олимпийских соревнований. Идеальной продолжительностью олимпийской гонки для мужчин является 2 ч 15 мин – 2 ч 45 мин, для женщин – 1 ч 45 мин – 2 ч 15 мин.

Скоростной спуск – индивидуальная гонка на время на трассе, представляющей собой на 95 % спуск. Длина трассы, как правило, составляет 4 – 9 км.

Подъем в гору – гонка на время на трассе, представляющей собой на 80 % подъем. Гонка проводится с общего или индивидуального старта. Длина трассы не должна превышать 20 км.

Согласно данным ООН самым популярным видом спорта в мире является велосипедный – во всех его разновидностях. На планете насчитывается более 420 млн. велосипедистов. Только 3 % владельцев используют велосипеды как транспортное средство, а 97 % – в спортивных или оздоровительных целях [1].

Вот вы и познакомились с основными видами велосипедных гонок на шоссе, пересеченной местности и треке. Есть из чего выбрать для себя самое интересное соревнование. Разные дистанции, различные условия гонок, но общее одно: нужно хорошо владеть техникой и тактикой езды на велосипеде. Регулярные тренировки, несомненно, дадут хорошие результаты.

Используемая литература

1. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Полищук Д.А. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 343 с.

2. Робертс Т. Велоспорт: Базовое руководство по снаряжению и технике езды / Тони Робертс. — Пер. с англ. К. Ткаченко; науч. ред. О. Е. Цирельсон. — М. : «Издательство ФАИР». 2007. - 160 с.

3. Архипов Е. М. Велосипедный спорт / Архипов Е. М., Седов А. В. - M.: Физкультура и спорт, 1990. - 143 с.

4. Википедия [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия. – Режим доступа к сайту: http://ru.wikipedia.org/

5. Хардтейл Trek 4500 Disc [Электронный ресурс] / Сайт посвященный велосипедному спорту. – Режим доступа к сайту: http://bikes.ironhorse.ru/archives/667


Автобиография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел
ДонНТУ | Портал магистров