Магистр ДонНТУ Татолов Евгений Робертович Магистр Донецкого национального технического университета
Татолов Евгений Робертович
Факультет компьютерных наук и технологий (КНТ)
Кафедра компьютерной инженерии (КИ)
Специальность «Системное программирование»
Научный руководитель к.т.н., доц. каф. КИ Зеленёва Ирина Яковлевна
Консультант к.т.н., доц. каф. КИ Цололо Сергей Алексеевич
Тема магистерской работы
«Разработка и исследование подхода к унификации синтеза автоматов Мура в базисе FPGA»


Жизненный путь: детство, школа, университет

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти
О. Бальзак

Детство

Я, Татолов Евгений Робертович, родился 30 октября 1989 года в прекрасном городе Донецке, столице Донбасса, на тот момент являвшимся частью Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Мои мама – Татолова Ольга Александровна, и папа – Татолов Роберт Георгиевич, окружили меня заботой, теплом и любовью с раннего детства. Эту поддержку я ощущаю постоянно, что помогает преодолевать жизненные, иногда нелегкие, испытания.

В Донецке я и провел первые годы своей – еще несознательной и необремененной знаниями – жизни. Вследствие того, что мои родители родом из славного города Горловки, неудивительно, что очень скоро я стал жителем именно этого населенного пункта вблизи Донецка. Благодаря своим родным, детский сад я не посещал, проводя время в беззаботных играх, занятиях гимнастикой в местной ДЮСШ, читая сказки и смотря мультфильмы. И если с гимнастикой не сложилось, а мультфильмы быстро надоели, то чтение стало главнейшим моим хобби, чем остается и поныне.

С раннего возраста мне привили любовь к животным, особенно к семейству кошачьих. С тех пор, я категорически не приемлю любого жестокого отношения к братьям нашим меньшим.

Школа и баскетбол

В 1996 году, в возрасте шести лет, я поступил в общеобразовательную школу I-III ступеней №14 города Горловки. Моей первой учительницей стала Елена Викторовна Тарасюк, замечательный человек и педагог. Я всегда с теплотой вспоминаю школьные уроки, на которых Елена Викторовна учила нас принципам добра, справедливости, честности.

После того, как я перешел в пятый класс, произошло знаменательное для меня событие – я начал активные занятия спортом. Именно тогда, осенью 2000 года, мой будущий тренер – Александр Николаевич Серов, начал набор в школьную секцию баскетбола. Узнав об открывшейся секции от одноклассника, я заинтересовался, и очень скоро четырехразовые баскетбольные тренировки прочно вошли в мою жизнь на долгие семь лет.

Калейдоскопом менялись тренировки, соревнования, турниры... Наша команда становилась опытнее, мастеровитее, неуступчивее, по-спортивному злее. Постепенно налаживалась и тактическая игра: острые индивидуальные действия в атаке и коллективный прессинг в обороне, поставленные нашим тренером, помогли нам превратиться из аутсайдера городских игр в трехкратных чемпионов области и участников Всеукраинского чемпионата. Первый взрослый спортивный разряд по баскетболу и коллекция грамот и медалей – моя гордость и напоминание об особом периоде моей жизни. Я думаю, что именно спорт помог мне воспитать характер, неуступчивость, веру в себя – те качества, которые незаменимы в современном мире высокой конкуренции и соперничества.

Что касается школы, то я учился на четверки и пятерки, большое внимание уделяя гуманитарным предметам: литературе, истории, правоведению, экономике. После окончания девятого класса, я выбрал наиболее престижную специализацию нашей школы – экономико-правовую. Обучаясь в таком классе, мне удалось впервые познакомиться с основами предпринимательства, бизнес-планированием и экономической теорией.

В старших классах более всего мне нравились уроки литературы с директором нашей школы – Людмилой Викторовной Исакиевой. Ее энциклопедические знания и искренняя увлеченность, прекрасная педагогика и понимание школьников оставили самые приятные воспоминания о школьных годах.

Бакалаврат

Впервые о дальнейшем направлении своего образования я задумался в старших классах школы. Понимая, что рынок труда перегружен специалистами гуманитарного профиля, я решил связать свою деятельность с техническими науками, а именно – с развивающимися компьютерными технологиями. К тому времени я уже имел опыт работы с компьютером и был достаточно умелым пользователем глобальной сети Интернет.

Решение поступать в Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ) было принято после длительного анализа, сомнений, неуверенности, а выбор технической специальности – «Системное программирование» – крайне мотивировал меня усиленно заняться математикой. Превосходный человек, математик и учитель – Александр Николаевич Курносов, впервые показал мне красоту и элегантность математики. Упорные занятия позволили сдать вступительный экзамен на «отлично» и стать студентом первого курса.

Именно первый курс оказался, как это не удивительно, наиболее сложным. Причиной этого стало неумение правильно и грамотно распределять свое время между многими, совершенно различными, предметами. После тщательного изучения теории не оставалось возможности применить полученные знания на практике, а автоматическое запоминание методов решения без осмысления их теоретической составляющей – суть поверхностные знания.

Обучение в бакалаврате (базовое высшее образование) продолжалось четыре года и увенчалось получением диплома бакалавра по компьютерной инженерии с отличием. Большинство предметов, изученных мною, так или иначе развивали профессиональные навыки и знания, умение учиться и осваивать новые отрасли техники и технологий.

Среди software-ориентированных курсов хотелось бы отметить «Объектно-ориентированное программирование» А.В. Молдованова, «Организацию баз данных» Л.И. Дорожко, «Системное программное обеспечение» О.Г. Шевченко, «Системное программирование» С.В. Теплинского, «Параллельные и распределенные вычисления» В.А. Святного, а также «Программирование в средах современных операционных систем» С.В. Теплинского и О.Г. Шевченко. Эти дисциплины помогли приобрести навыки как низкоуровневого, так и высокоуровневого программирования, создания интерфейсов пользователей, современных методик проектирования программного обеспечения, высокопроизводительных вычислений.

Аппаратно-ориентированные дисциплины (hardware-курсы) познакомили меня как с аналоговой, так и с цифровой схемотехникой, показали основы микропроцессоров, арифметико-логических устройств, микросхем памяти, компьютерных сетей, периферийных устройств, методов построения печатных плат, способов синтеза цифровых автоматов, HDL-проектирования и многого другого. Особенно запомнились лекции Б.С. Гусева, В.А. Краснокутского, В.В. Лапко, Ю.В. Губаря, А.А. Красичкова, И.Я. Зеленёвой, О.Н. Дяченко, Ю.Е. Зинченко, В.Е. Михайлова, Ю.С. Достлева.

Оказались интересными и некоторые гуманитарные предметы, такие как «Политология» Н.П. Рагозина и «Украинский язык по профессиональному направлению» Т.А. Мачай.

Производственную практику мне довелось пройти в Горловской организации «Донбассэнерго», где я впервые столкнулся с вычислениями в реальном масштабе времени и SCADA-системами. Такой опыт, я уверен, пригодится мне в дальнейшей профессиональной карьере.

Моим первым научным руководителем был Борис Семенович Гусев – человек глубоких знаний и опыта в разнообразных отраслях науки и техники. Под его руководством я познакомился с логическим моделированием, системами автоматизированного проектирования (САПР), а также опубликовал несколько статей и получил поощрительный диплом за научную работу «Разработка системы цифровой подписи данных» на кафедральном конкурсе.

Магистратура и будущее

После окончания бакалаврата я решил продолжить обучение в магистратуре, чтобы повысить свою инженерную квалификацию и получить полное высшее образование, поскольку считаю, что эти факторы имеют серьезный вес в профессиональном сообществе. Кроме того, в этот период мною было принято решение изменить тему научных исследований и направить усилия на поиск и реализацию методов синтеза и оптимизации конечных автоматов Мура, которые заинтересовали меня при прослушивании курса по системам программной поддержки проектирования цифровых автоматов Ирины Яковлевны Зеленёвой. Желание качественно изучить и проанализировать эту предметную область также повлияло на решение о поступлении в магистратуру.

Под руководством И.Я. Зеленёвой и С.А. Цололо, опытных специалистов в области цифрового проектирования, я осуществляю исследование и разработку процесса синтеза конечных автоматов Мура для микросхем FPGA, активно используя язык описания аппаратуры Verilog HDL и САПР Xilinx ISE. Основная цель исследований заключается в уменьшении аппаратурных затрат при реализации логической схемы автомата Мура. При этом, мною используются алгоритмические, комбинаторные и схемотехнические приемы синтеза. Подобная задача крайне актуальна, поскольку современные неоптимизированные проекты цифровых устройств являются достаточно объемными и могут требовать значительных средств для своей реализации.

Кроме того, моя научная работа «Разработка программной модели компьютерной сети Token Ring» была отмечена призовым дипломом на кафедральном конкурсе.

После окончания магистратуры, мне хотелось бы найти достойную работу, связанную либо с разработкой программного обеспечения, либо с проектированием цифровых систем. Считаю, что профессиональное развитие специалиста не может останавливаться после окончания основного обучения и должно осуществляться непрерывно. Поэтому, я буду стараться углублять свои знания и открывать для себя новые горизонты. Например, я планирую серьезно познакомиться с технологиями .NET и ASP.NET, языком программирования C#.