RUS | UKR | ENG || ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Козлова Екатерина Александровна

Козлова Екатерина Александровна

Факультет: Учебно-научный институт «Высшая школа экономики и менеджмента»
Специальность: Экономика предприятия (маркетинг)

Научный руководитель: к.э.н., доцент Амельницкая Елена Владимировна


Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Формирование эффективного механизма ценообразования предприятия сферы коммунальных услуг

Актуальность

Рост цен на топливо до уровня мировых, несоответствие тарифов на тепловую энергию реальным эксплуатационным расходам и недостаточный уровень сбора платежей за предоставленные услуги значительно ухудшили финансовое состояние теплоснабжающих компаний. Ведь годовое потребление топлива в этой сфере составляет 8,7-10,4 млн. тонн условного топлива (60 - 80% в структуре себестоимости), а электроэнергии - 1,4-1,7 млрд. кВт • ч (10-25% ). Ситуацию осложняет и недостаточно эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, обусловлено тем, что основное технологическое оборудование исчерпало свой ресурс. В котельных теряется 8 - 10% произведенного тепла, в тепловых сетях - 13 - 20%, у потребителей этот показатель возрастает до 25 - 40% [5]. Несмотря на то, что тарифы на тепло постоянно растут, а качество услуг снижается, отрасль коммунального теплоснабжения Украине характеризуется убытками, которые в 4-5 раз превышают доходы, и отрицательной динамикой роста убытков.

Существующая методология, основанная на затратном принципе, устарела и справедливо критикуется специалистами. Действительно, формирование тарифов на новый отчетный период осуществляется на основе сложившихся затрат, в которые включаются непроизводственные затраты, и рассчитаны они на основе старой нормативной базы, не учитывают применение современных материалов, машин, оборудования, техники и технологии. Применяются старые нормативы численности рабочих, которые разрабатывали под расходные принципы (штатная численность формировалась таким образом, чтобы затем принять совместителей). Предприятия коммунального хозяйства, манипулируя устаревшей нормативной базой, дают на утверждение тарифы, которые экономически не обоснованы.

Недостатки прежнего механизма ценообразования делают задачу формирования методологических подходов к механизмам ценообразования одним из наиболее серьезных и актуальных для отрасли.

Цель исследования

Заключается в рассмотрении существующей системы ценообразования в сфере теплового хозяйства Украины (на примере коммунального предприятия ПЕ «Краматорскмежрайтеплосеть»), определение наиболее значимых факторов влияния на ценообразование тепловой энергии, и оценки возможностей усовершенствования механизма тарифной политики в сфере теплоснабжения.

Анализ последних исследований, в которых начато решение проблемы

Свидетельствует, что проблемы порядка формирования и регулирования ценообразования в сфере теплоснабжения, изучение их особенностей и специфики поднимаются в работах Александрова И.Г., Ачкасова А.Е., Базилевича В.Д., Бузырева В.В., Василика Д.А. , Высоцкого Г.В., Кириллова А.Н., Ковалевский Г.В., Пилы В.И., Силаева Е. Д. Семчука Г.М., Строкань / Качала / Т.М., Шевчука Л.Т. , EB Bennett, N. Roger, P. Gidman, I. Blore, J. Lorentzen, P. Schuttenbelt, P. Brook Cowen, G. Roth, E.S. Savas и др. [6]

Исследования научных трудов и нормативно-правовых актов относительно порядка и механизма ценообразования в сфере централизованного теплоснабжения позволили выявить, что в современных условиях многие вопросы относительно объективности утверждения и составления тарифов на услуги теплоснабжения остаются недостаточно урегулированными и требуют дополнения и аналитического обоснования своего решения.

Изложение основного материала исследования

Ценообразования для услуг гораздо сложнее, чем ценообразования производимых товаров. Существует большое количество факторов, влияющих на цену услуги, один из них - это роль услуги в обществе.

Товары, поставляемые через сети (например, энергоносители, вода и т.п.), либо услуг, которые реализуются через сети (например, телекоммуникационные и т.п.), действующий порядок, по которому как условия продажи товаров и услуг, так и ставки оплаты или цены, а также условия оплаты определяются в форме тарифов. Ведь невозможно согласовывать их с сотнями, тысячами или даже миллионами покупателей этих товаров. Важно также, что расходы на содержание сетевой инфраструктуры стали и не зависят от степени использования сети (или количества товаров и услуг, которые распределяются через них) [3]. Одновременно продавцы услуг, реализуемых через сети, имеют преимущество перед многими распыленными покупателями и могут использовать эту свою доминирующую позицию. Учитывая это, способ продажи услуг посредством сетей определяют термином естественной монополии, характерным признаком которой является то, что обе стороны связаны между собой не только соглашению, но и постоянным (часто капиталоемким) подключением, которое нивелирует свободу выбора торгового партнера.

Коммунальные предприятия осуществляют централизованное теплоснабжение своихпотребителей так:

Схема движения тепловой энергии от производителя к потребителю тепловой энергии (жилищно-коммунального
хозяйства Украины) при условии централизованного теплоснабжения

Рисунок 1 - Схема движения тепловой энергии от производителя к потребителю тепловой энергии (жилищно-коммунального хозяйства Украины) при условии централизованного теплоснабжения

(анимация: объем - 28 Кб; размер - 114x717; количество кадров - 6; задержка между кадрами - 100 мс.; задержка между первым и последним кадрами - 500 мс.; количество циклов повторения - 5)

На сегодняшний день есть два закона, которые определяют, кто должен устанавливать тарифы: закон о местном самоуправлении и закон о коммунальных услугах. Функция установления тарифов лежит на органах местного самоуправления. Порядок установления этих тарифов определен специальными постановлениями Кабинета министров. На практике это выглядит так: предприятие «Теплокоммунэнерго», которое поставляет эту услугу, делает расчет - какой у него должен быть тариф, куда он закладывает всю себестоимость этого тарифа, и дает этот расчет в управление цен по своей области. Управление цен рассматривает этот расчет и дает свое заключение - положительный или отрицательный. После того данный расчет с этим выводом подается в органы местного самоуправления - это либо сессия городского совета, или исполнительный комитет [1,2].

В результате проведенного исследования проблем теплоснабжения в городах Украины было выявлено потребность в реформировании и модернизации существующей системы централизованного отопления жилых помещений города, внедрении в ее структуру инновационных энергосберегающих технологий, изобретение критериев и разработка новых методик тарификации данного вида услуг.

Одним из наиболее важных составляющих реформирования теплообеспечения является внедрение адекватной ценовой и тарифной политики в области теплоснабжения.

При установлении цены на услуги теплового хозяйства возникают две проблемы. Первая - связана с необходимостью сбалансирования экономических и финансовых интересов предприятий - монополистов с социальными целями. Вторая - сбалансирования качества услуг и возможного повышения затрат. Следовательно, возникает необходимость органам местного самоуправления осуществлять деятельность по урегулированию тарифов на услуги. Учитывая рассмотренные выше проблемы, возникает необходимость поэтапного осуществления реформы цен и тарифов на предприятиях теплоснабжения в условиях экономии топливно-энергетических ресурсов [4].

Учитывая рассмотренные выше проблемы, возникает необходимость поэтапного осуществления реформы цен и тарифов на предприятиях теплоснабжения в условиях экономии топливно-энергетических ресурсов.

Местные органы власти отвечают за установление (утверждение своим решением) тарифов на услуги, предоставляемые коммунальными предприятиями. Исполкомы местных советов устанавливают тарифы на услуги, которые предоставляют предприятия, принадлежащие территориальным общинам. Областные государственные администрации устанавливают тарифы на услуги, которые оказывают коммунальные предприятия других форм собственности по согласованию с исполкомами местных советов [7].

При этом даже при такой централизации установления тарифов на услуги теплоснабжения существует проблема определения нормативных тарифов на данный вид услуг.

Ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг, распространенную в Украине систему тарифного регулирования методом «затраты плюс» нельзя считать оптимальной, поскольку в цене / тарифе учитываются все расходы, понесенные предприятием, в том числе и те, которые связаны с нерациональным хозяйствованием (чрезмерными и неэффективными затратами финансовых и ресурсных средств). Еще одним основанием для злоупотреблений монопольным положением в сфере жилищно-коммунальных услуг распространена практика перекрестного субсидирования одного вида хозяйственной деятельности за счет другого (одной категории потребителей за счет другого) [8]. Неурегулированными остаются и вопросы отчетности об использовании средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и возможность получения такой информации.

Как отмечалось выше, тариф на услуги теплоснабжения рассчитывается как сумма себестоимости и прибыли. В настоящее время сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие ведет себя как монополист: повышает цены, чтобы обеспечить необходимый уровень прибыли. В себестоимость оказанных услуг включаются показатели (ресурсы, штаты, зарплата, технологии, материалы, услуги сторонних организаций), которые формируются по факту расходов предыдущих лет. То есть действующая методика расчета на тепловую энергию не охватывает всех нюансов деятельности теплового хозяйства и создает условия для необоснованного повышения цен на тепло. Важным моментом является и осуществление контроля за ценами естественных монополий, без которого невозможно добиться существенного снижения затрат на производимые ими услуги [9].

Итак, поиск снижения затрат в размере тарифа необходимо проводить в структуре себестоимости продукции, которая является обобщающим показателем, отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Чем лучше работает предприятие, экономичнее и рациональнее оно использует собственные ресурсы, успешнее совершенствует свою технику, тем ниже будет себестоимость произведенной продукции.

Процесс формирования цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен осуществляться на следующих основных принципах [10]:

- сбалансированности интересов, открытости процедур формирования цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги и использования средств, контролируемости цен;

- избежание перекрестного субсидирования одного вида деятельности за счет другого, одной категории потребителей за счет другой;

- обязательности покрытие экономически обоснованных расходов субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги, нормирование затрат предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, путем оптимизации расходов таких субъектов;

- приоритетности инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет инвестиционной составляющей цены / тарифа и / или средств, выделенных из соответствующего бюджета;

- стимулирование энергосбережения, экономического поощрения предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг;

- установление максимального уровня рентабельности, обязательности учета в цене / тарифе инвестиционной составляющей для реализации утвержденных в установленном порядке приоритетных инвестиционных проектов и применения льгот по уплате жилищно-коммунальных услуг одновременно с определением источников их покрытия [10];

- законодательного определения механизмов оперативной корректировки цен / тарифов на коммунальные услуги в случае изменения их составляющих.

Основными мероприятиями и первоочередными задачами в сфере совершенствования механизма ценообразования на жилищно-коммунальные услуги определены [11]:

1) приведение норм Законов Украины "О жилищно-коммунальных услугах", "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О местных государственных администрациях", "О местном самоуправлении в Украине", "О ценах и ценообразовании "," О естественных монополиях "в соответствие между собой, в частности в части полномочий органов, осуществляющих регулирование цен / тарифов, а также определение процедур утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

2) внесение изменений в Законы Украины "О жилищно-коммунальных услугах" и "О естественных монополиях" относительно применения альтернативных методов регулирования цен / тарифов и определения статей расходов, которые обязательно должны учитываться в ценах / тарифам [1];

3) поэтапная замена льгот и субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг адресными денежными выплатами населению;

4) совершенствование порядка формирования цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части:

- определение критериев, по которым должна осуществляться оценка экономической обоснованности цен / тарифов на этапе их установки и применения, в том числе с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего региона и технических возможностей субъектов хозяйствования;

- обеспечение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по каждому виду деятельности субъектов хозяйствования, подлежащих регулированию;

- учета инвестиционной составляющей для реализации утвержденных в установленном порядке инвестиционных проектов;

- введение нормирования затрат и потерь ресурсов, которые бы стимулировали оптимизацию расходов субъектов хозяйствования, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

5) разработка порядка корректировки цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в частности в случае изменения цен на энергоносители и размера минимальной заработной платы;

6) разработка порядка проведения перерасчетов платы за непредоставленные, предоставленные не в полном объеме жилищно-коммунальные услуги и услуги, качество которых не соответствует нормативным требованиям;

7) разработка порядка возмещения разницы между утвержденными ценами / тарифами на жилищно-коммунальные услуги и экономически обоснованными расходами на их производство;

8) внедрение механизма введения в действие новых цен / тарифов на энергоносители, которые являются составляющей цены / тарифа на жилищно-коммунальные услуги, не ранее, чем через 30 дней после их обнародования в средствах массовой информации;

9) разработка нормативно-правового акта о порядке организации открытых слушаний по вопросам изменения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, доведение до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимость и структуру, нормы потребления, порядке предоставления услуг, обоснованность затрат и т.д. ;

10) усиление ответственности потребителей за несвоевременную оплату полученных жилищно-коммунальных услуг;

11) разработка механизмов учета при формировании цен / тарифов соответствия качества жилищно-коммунальных услуг потребностям потребителей;

12) внедрение автоматизированных систем контроля предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг [12].

Выводы

Безусловно, ценовая / тарифная политика является одним из наиболее острых и болезненных вопросов, но без его решения надеяться на эффективное реформирование отрасли не имеет смысла. Процесс формирования тарифа будет продолжаться, пока не найдется компромисс между основными техническими задачами и финансовыми потребностями поставщика и потребителя услуг.

Выходом из критической ситуации, сложившейся на исследуемом рынке, может стать выполнение в полной мере указанных требований к формированию цены на тепловую энергию, которое должно удовлетворить рынок теплоснабжения.

Важное замечание!

При написании данного автореферата магистерская работа ещё не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Литература

  1. Закон України №2633-ІV «Про теплопостачання»
  2. Порядок формування тарифів на виробництво, транспортування, постачання теплової енергії та послуги з централізованого опалення і постачання гарячої води / Постанова Кабінету Міністрів України від 10 липня 2006 року № 955.
  3. Чиж, В. Формування економічно обґрунтованих тарифів на житлово- комунальні послуги / Віра Чиж // Економіст.- 2007. - №8. - С.49-51.
  4. Державна цільова програма(проект) модернізації комунальної теплоенергетики на 2010-2014 роки // А.Долінський, Б.Басок, Є.Базєєв
  5. «Житлово-Комунальне Господарство України» - офіційне видання Міністерства з питань житлово-комунального господарства України [Электронный ресурс] - http://jkg.com.ua/
  6. Бугулов В.Н. Ценообразование в условиях рынка: Учебное пособие. К.: МаУП, 2005. – 150с.
  7. Третякова Л.І., Шандрівська О.Є. Економічні аспекти енергозбереження Україні // Проблеми економії енергії. – Львів, 2008. – 375 с.
  8. Гура І. О. Система формування тарифів на житлово-комунальні послуги / І. О. Гура // Фінанси України. - 2007. - № 4. - С. 69-76.
  9. Богачов С. Економічні аспекти і специфіка тарифної політики комунальних підприємств Донецька як суб'єктів природних монополій / С. Богачов, Є. Жданко // Схід. - 2005. - №4 (70). - С. 6-11.
  10. ПолуяновВ. П. Проблемыформирования тарифной политики предприятий теплоснабжения / В. П. Полуянов, С. Г. Куликов // Научные труды ДонНТУ. - 2008. - Вып. 35. - С. 229-238.
  11. Филюк Г. Теория и практика ценового регулирования деятельности субъектов естественныхмонополий / Г. Филюк // Экономика Украины. - 2005. - №12. - С. 25-34.
  12. Артус М. М. Проблеми ціноутворення на продукцію підприємств природних монополій / М. М. Артус ; наук. ред. І. К. Боднар // Формування ринкових відносин в Україні : [збірник наукових праць]. - 2008. - № 12 (91). - С. 7-12.