Учебно-научный институт Высшая школа экономики и менеджмента (ИЭМ)

Факультет менеджмента (М)

Кафедра управление персоналом и экономика труда (УПЭТ)

Специальность: Управление персоналом и экономика труда (УПЭТ)

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА НАРДЫ


Одним их моих увлечений являются нарды. В нарды люди играют уже около 5 000 лет. Эта игра становится все более популярной во всем мире. Многие воспринимают нарды, как азартную игру. Что, конечно, не правильно. Потому что для хорошей игры в нарды необходимо обладать интеллектом.


В своем индивидуальном разделе я хотела бы рассказать об истории возникновения нард, чтобы поближе познакомить Вас с этой увлекательной игрой.


Человек с пещерных времен стремился занять свое свободное время и получить от этого удовольствие. За всю историю человечества изобретено миллионы игр, среди которых можно выделить игры на игровых досках. К ним относятся шашки, шахматы, нарды, лото, «уголки», «го» и многие другие. Отличительная особенность всех этих игр − применение набора фишек и расчерченной определенным образом доски. На первый взгляд − ну что общего у нард и шахмат? У лото и Го? А ведь все эти игры берут свое начало от одной, в которую наши предки играли сидя у костров. Поле для нее расчерчивали прямо на земле, а для игры пользовались первыми, попавшимися под руку камешками. Пусть до нас не дошло ни ее название, ни точные правила, но это, несомненно так.


Позднее для удобства были изобретены переносные доски, вырезаны красивые фишки. Игра развивалась, обрастая правилами и выделяясь в особенные ветви, давшие в будущем начало всем современным настольным играм [1].


Нарды в стране фараонов


Нарды в стране фараонов

Самым сложным является вопрос о зарождении игры и ее предтечах. Все версии начинаются с рассказов о древнеегипетской игре сенет, самые старые упоминания о которой относятся ко времени третьей династии (2686-2613 гг. до н. э.). Благодаря египетской традиции снабжать мертвых всем необходимым, до наших времен дошли прекрасно сохранившиеся игровые комплекты, а среди росписей гробниц и барельефов найдено немало изображений игроков и процесса игры.


Строго говоря, сенет не является предком нард. Эта игра велась на доске 3×10, а не 2×(6+6). Правила до нас не дошли, а все попытки их реконструкции являются не более чем фантазиями. Однако неоспоримым фактом является то, что сенет − это первая в истории человечества игра (во всяком случае, первая из известных), в которой использовались кости, но которая не сводилась к простому их выбрасыванию и сравниванию выпавших результатов. Показания костей использовались для передвижения фишек по доске с наличием у игроков выбора, и здесь сходство с нардами, несомненно.


Интересно, что на сохранившихся досках некоторые позиции отмечены тем или иным образом (например, резьбой или инкрустацией), причем на разных досках − разные позиции. Поскольку они найдены в гробницах богатых и знатных людей, историки сходятся на том, что отмеченные позиции просто когда-то сыграли важную роль в их крупных выигрышах [2].


Сенет была одновременно и отдыхом, и военной наукой: она помогала развить способности в стратегическом и тактическом мышлении военачальников, ибо, как в войне, в ней было необходимо ввести «войска» в бой, одолеть противника и привести обратно, домой [3].


Вклад римлян


По-настоящему достоверная история нард начинается с римского периода и игры табула. (Некоторые авторы утверждают, что табула пришла в Рим из Греции, но этому едва ли можно верить − бесстыдство греков в приписывании себе авторства всех благ цивилизации общеизвестно и никак не способствует доверию.)


Вклад римлян

В письменных источниках первые упоминания о табула встречаются в V в. до н. э., а на рисунке, датируемом 200 г. до н. э., игра и игроки изображены во всех подробностях. Из этого рисунка видно, что доска по структуре в точности совпадает с современной доской для игры в нарды, и каждый игрок имеет в своём распоряжении 15 шашек − тоже как в нардах. Бросаются кости, однако здесь табула отличается от нард: костей не две, а три.


Последующие источники продолжают регулярно упоминать игру, и главным образом ссылки встречаются в жизнеописаниях: дескать, такой-то император или чиновник был ее большим любителем − в частности, заядлым игроком был печально известный Нерон (54-68 гг. н. э.). Особо следует упомянуть его предшественника императора Клавдия (51-54 гг. н. э.), который не только любил играть, но и написал об игре трактат с объяснением правил и стратегии.


Трактат Клавдия до нас не дошел, зато дошли его повседневные заметки (что-то вроде дневника), в которых он фиксировал интересные позиции и свои комментарии к ним. По этим комментариям понять правила оказалось для историков совсем несложной задачей.


Начальная расстановка шашек соответствовала нынешним длинным нардам. Цель игры, правила передвижения и вывода шашек с доски также ничем не отличались от нынешних. Каждый ход выполнялся согласно показаниям трех костей, причем выпавшие дубли и триады считались обычными комбинациями и игрались обычным образом. Одиночную шашку противника можно было выбивать (как в нынешних коротких нардах), если только она находилась не на начальной позиции (в голове). Выбитая шашка возвращалась в голову, а если эта позиция была уже занята двумя или более шашками другого цвета, то неудачливому игроку приходилось ожидать её освобождения.


Как видно, табула не слишком отличалась от игры в нарды: современному игроку хватит пары минут, чтобы понять правила; единственная серьёзная разница заключается в количестве используемых костей (в наши дни все национальные вариации на тему нард используют две кости). Не подлежит никакому сомнению, что табула является прямым предком нард и таким образом, история игры насчитывает чуть менее двух с половиной тысяч лет.


Римские завоевательные походы привели к тому, что табула стала известна на ближнем Востоке, постепенно трансформировавшись в нынешние длинные нарды. Именно на Востоке для нее придумали современную форму игровой доски, на которой позиции обозначаются клиньями (римляне пользовались расчерченной таблицей, в которой каждая позиция была одной из 24 клеток) [2].


Путь на восток


С распадом Римской империи и наступившими Темными веками Европа стала очень разобщенной, и игры долгое время «варились в собственном соку», обрастая местными версиями. Упоминания о нардах встречаются в персидских источниках даже ранее шахмат, еще до возникновения Ислама. Там они стали называться нардшир или тахте нард, что можно перевести как «битва на деревянной доске» [3].


Нарды − одна из древнейших настольных игр, именно поэтому с ее происхождением связано множество легенд и преданий. Самая распространённая легенда гласит, что некогда индусы послали персидскому царю комплект шахмат, задавшись целью проверить ум и находчивость персов. Они полагали, что персы не разгадают, как играть в шахматы, игру мудрых. Но ближайший подданный царя персов Хосрова I Ануширвана не только блестяще справился с этим заданием, но и пошел дальше: он придумал новую игру − нард тахте, что дословно переводится как «сражение на деревянной доске», и отправил свое изобретение индусам. Звали его Бюзюркмехр (Важургмихра). Согласно легенде, те не могли разгадать правила и суть игры в течение 12 лет. Царю суть игры Бюзюркмехр объяснил так: «Из царей нашего тысячелетия Арташир был наимудрейшим, и я составил игру в честь Арташира. Одна доска означает землю, 30 камней означают 30 дней и 30 ночей. Каждая кость означает движение небосклона и звезд. Расстановка камней на доске уподобляется тому, как всемогущий Ормазд дал творение миру земному. Возвращение и вращение камней с помощью костей означает то, как человек в мире земном связан с высшими силами, он передвигается и совершает свои деяния под влиянием планет и созвездий Зодиака» [4].


Осталось упомянуть только отличия персидских правил игры VI в. от нынешних. Они минимальны и их всего три.


Во-первых, в те времена дубли игрались как обычные комбинации. Иными словами, выбросив, скажем, 3 и 3, игрок делал два перемещения шашек: 3+3, а не четыре 3+3+3+3, как сейчас. Правило удвоения ходов появилось значительно позже, примерно через пять-семь веков.


Во-вторых, существовало особое правило, касающееся выбивания вражеских шашек в собственном доме. А именно, выбив шашку на первом полуходе в своей домашней четверти доски, игрок вторым полуходом не мог спрятать выбившую шашку на защищенную позицию. Он должен был либо оставить ее на месте, либо вывести с доски, либо передвинуть на другую позицию, но обязательно незащищенную. Разрешалось, впрочем, на втором полуходе закрыть эту шашку другой, сдвоив ее и защитив позицию. Правило это ныне носит название «персидского» и сохранилось кое-где в странах Средней Азии (в том числе республиках бывшего СССР), хотя в западном мире от него давно отказались.


В-третьих, во времена Хосрова и Важурмихра победы не различались по цене в зависимости от шашек, оставшихся на доске. В этом просто не было необходимости: играли тогда почти исключительно на деньги или иную выгоду, и выигрыш полностью определялся предварительной договоренностью. Впрочем, из письменных источников известно, что в ходу нередко были ставки типа «побеждённый платит победителю 50 монет и еще по монете за каждую свою оставшуюся шашку».


Итак, родившись в Персии VI в., нарды стали постепенно распространяться, главным образом на запад. Страны Востока были связаны довольно развитыми торговыми отношениями, и процесс этот протекал достаточно быстро. Этому немало способствовало то обстоятельство, что игра получилась несложной по правилам, совсем простой по инвентарю и в определенной мере азартной [2].


Средние века


Средневековье представляет собой мало интереса для любителей нард. Важнейшей вехой в истории игры было лишь то, что где-то около Х в. или XI в. сложилось и окончательно утвердилось правило двойного отыгрывания выпавших дублей. Теперь выпавшее на костях, допустим, 5+5 игралось четырьмя перемещениями шашек на пять позиций каждое, в точности как сейчас. Но когда именно это произошло, сейчас уже неизвестно и вряд ли будет когда-то выяснено.


Зато известно, что во время крестовых походов нарды распространились по Европе, так как доблестные «воины креста» охотно перенимали у нечестивых сарацинов неведомые ранее способы развлечений.


Достойны упоминания два письменных документа той эпохи, из которых особенно замечателен первый. Для современного человека он весьма и весьма забавен. Речь идет об указе Ричарда I Английского «Львиное сердце» (1189-1199 гг.) и Филиппа II Августа Французского (1180-1223 гг.), совместно командовавших войском крестоносцев во время Третьего похода (1189-1192 гг.). Указ датируется 1190 г.


Первая половина указа была посвящена описанию и обличению греховности азартных игр с перечислением оных. Само по себе оно неинтересно, интерес представляет лишь то, что в этом описании наряду с костями и шахматами присутствуют нарды.


Вторая половина гораздо веселее. Здесь венценосные командиры регламентировали порядок азартных игр в своем войске у них-таки хватило ума понять, что совсем запретить игры невозможно. Регламент состоял из трех основных пунктов:


1. Всем, кто не имел рыцарского звания, категорически запрещалось играть на деньги под страхом смертной казни. (При этом отнюдь не запрещалось проиграть самого себя в рабство, чего на практике неоднократно и происходило. Видимо, это представлялось автором указа гораздо меньшим грехом, нежели проигрыш нескольких медяков.) Впрочем, простолюдины легко нашли лазейку в этом пункте и вовсю играли на «поставить выигравшему выпивку», на услуги походно-полевых подруг, на банальное «раз-два по морде» и тому подобные радости жизни.


2. Дворянам и рыцарям из простолюдинов играть на деньги дозволялось, однако запрещалось проигрывать в день сумму более ста фунтов. (Опять же, интересен тот факт, что суммы выигрышей ничем не ограничивались. С точки зрения указа, профессиональный шулер, обыгрывавший простаков направо и налево, был виновен меньше простака, проигравшего что-то сверх разрешенного. Хотя справедливости ради следует упомянуть, что сто фунтов по тем временам были громадными деньгами, и проиграться в таких масштабах нужно было еще суметь...) Нарушители этого пункта подвергались штрафу в пользу церкви и выставлению на позор (они обязаны были отстоять несколько часов нагишом на видном месте, возле которого специальный герольд провозглашал проходящим мимо вину наказанных).


3. Особам королевского звания дозволялось играть на деньги без каких-либо ограничений. Таковых особ во всем войске было ровно две − сами Ричард и Филипп, так что данный пункт явно исходил от Филиппа. Во всяком случае, точно известно, что Ричарду любые игры были глубоко до светильника: его интересовали гораздо более интеллектуальные развлечения вроде массового истребления неверных, выкачивания из своих английских подданных (которых он за все время своего правления и видел-то лишь два или три раза) денег на соответствующие военные нужды, и воспевания рыцарских подвигов себя любимого в балладах (впрочем, отдать ему должное, на рыцарские подвиги и баллады Ричард был действительно силен)...


Кубик для нард

А тем временем в Англии регентствующий брат Ричарда, будущий король Джон «Безземельный» вовсю увлекался нардами: сохранились его заметки, куда он скрупулезно вносил свои выигрыши и проигрыши. Впрочем, их размеры крайне редко превышали несколько фунтов в день, так что принца нельзя упрекнуть в игромании. Зато можно сделать вывод о том, что нарды при английском дворе были довольно популярны.


Другим из двух упомянутых документов является трактат об играх, написанный в 1283 г. королём Альфонсом Х «Мудрым» Кастильским (1252-1284 гг.). Этот трактат представлял собой обширное и подробное описание практиковавшихся тогда настольных игр, причем автор всячески порицал игры, результат в которых зависит исключительно от везения, и противопоставлял им те, где от игрока требуется принятие тактически и стратегически важных решений. Применительно к нардам здесь обсуждались возможные начальные ходы в зависимости от выпавших костей и описывались сравнительные преимущества тех или иных вариантов.


Более ничем средние века в истории нард не примечательны. Можно лишь упомянуть многочисленные попытки церковных и светских властей бороться с популярностью азартных игр (к которым, как уже говорилось, причислялись тогда и нарды с шахматами), но нет ничего удивительного, что эти попытки терпели одну неудачу за другой.


Новое время


После того, как нарды пришли в Европу, развитие игры в разных странах пошло независимо, и за несколько последующих веков сложилось множество национальных вариаций правил. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, вот несколько примеров:


И это далеко не все. Сложившихся «местечковых» вариантов игры было множество, некоторые из них продолжают существовать даже и по сей день. Можно представить себе, как приходилось договариваться игрокам из разных стран во избежание возможных недоразумений − а ведь игра часто велась на деньги, и ставки нередко доходили до крупных сумм!


Ситуация в корне переменилась в 1743 г. Англичанин Эдмунд Хойл, известный как «собиратель игр», написал и опубликовал небольшую книгу, посвящённую нардам. В ней он давал краткую историческую справку, описал сложившиеся к тому времени правила с известными ему вариациями и изложил основные тактические принципы игры, как они понимались современными Хойлу игроками. Кроме того, в книге Хойл сформулировал основные понятия игрового этикета и привел своё видение того, что из национальных вариаций следует принять, а что отбросить. Вкратце его предложения заключались в следующем:


Как видно, этими предложениями Хойл фактически установил современные правила на основе старых персидских. Его книга широко переводилась, и теперь игрокам стало гораздо легче находить общий язык: достаточно было договоренности «играть по Хойлу». Правила стали интернациональными, и постепенно большинство отклонений от них стало забываться [2].


Я с уверенностью могу сказать, что нарды − это интеллектуальная игра. Она имеет множество различных приемов и стратегий, перед тем как сделать ход, необходимо хорошенько подумать. Но все-таки в ней нельзя обойтись без такого фактора, как везение. Считается, что успех в игре на 50 % определяется умением и на 50 % везением.


Кстати, многие известные люди являются поклонниками этой удивительной игры. Среди них – премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, гроссмейстеры Гарри Каспаров и Анатолий Карпов, Иосиф Кобзон и многие другие.


Нарды в наше время

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Нарды онлайн [Электронный ресурс] / − Электронные данные − Режим доступа: http://www.nardy-online.com/history, свободный.


2. Заметки новосибирского настольщика. Впечатления от настольных игр и встреч с другими настольщиками [Электронный ресурс] / − Электронные данные − Режим доступа: http://www.nsk-gamer.org/2009/12/1.html, свободный.


3. История нард [Электронный ресурс] / − Электронные данные − Режим доступа: http://nardyonline.com.ua/history/#5, свободный.


4. Нарды история [Электронный ресурс] / − Электронные данные − Режим доступа: http://nardy1.com/1history.html, свободный.


Иллюстрационный материал взят из следующих источников: