RUS | UKR | ENG|| ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Екимова Юлия Александровна

Екимова Юлия Александровна

Институт горного дела и геологии

Кафедра геоинформатики и геодезии

Специальность «Землеустройство и кадастр»

Совершенствование структуры горной ренты с привлечением элементов 3D кадастра

Научный руководитель: к.т.н., доц. Андоленко Светлана Степановна


Резюме | Биография | Библиотека | Список ссылок | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание


Введение

1 Актуальность темы

2 Цель работы и задачи исследования

3 Понятие «горная рента»

4 Экономическая оценка подземного пространства

4.1 Цель и задачи экономической оценки подземного пространства

4.2 Факторы, влияющие на ценность подземного пространства

5 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства

5.1 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства в Украине

5.2 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства в зарубежных странах

5.2.1 Российская Федерация

5.2.2 Республика Беларусь

5.2.3 Республика Армения

Заключение

Литература

Введение

Земля традиционно отображалась и регистрировалась в двух измерениях. Соответственно, все кадастровые системы мира являются двумерными (2D). В связи с увеличением спроса на площади для застройки, сейчас используется пространство как выше, так и ниже поверхности земли, поэтому современные кадастровые системы должны вести учет использования подземного пространства, а не только поверхности участка.

1 Актуальность темы

Об актуальности темы свидетельствует наличие большого количества публикаций, связанных с использованием недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых [1, 10, 11, 12, 14, 18, 19, 22, 23].

Освоение подземного пространства и его многофункционального использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, за последнее десятилетие получило широкое распространение в Украине.

В нашей стране можно выделить четыре основных направления подземного строительства [11]:

1. строительство подземных транспортных артерий;

2. организация подземных паркингов;

3. строительство подземных торговых и торгово-развлекательных центров;

4. строительство подземных сооружений для хранения газа, нефтепродуктов и других веществ.

Интенсивное освоение подземного пространства привело к возникновению проблемы учета и регистрации подземных сооружений, связи их с наземными.

Непосредственно введение 3D кадастра позволит решить ряд задач:

1. разграничение прав пользователей (собственников) соседних участков недр и земной поверхности;

2. учет и ведение кадастров ресурсов пространства недр;

3. взимание платы за пользование подземным пространством, которое в настоящее время осуществляется практически только в виде горной ренты, связанной с добычей полезных ископаемых;

4. экономическая оценка подземного пространства с целью определения ценности участков подземного пространства.

Одной из задач кадастра является фискальная функция. В данный момент актуальным для Украины является поиск средств для пополнения государственного бюджета. Об этом свидетельствует наличие положений в новом налоговом кодексе, где предусматривается взимание платы за использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с этим были выбраны тема магистерской работы и поставлены цель и задачи исследования.

2 Цель работы и задачи исследования

Цель работы. Совершенствование структуры горной ренты.

Идея работы: Усовершенствование механизма взимания платы за использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Задачи исследования:

1. обосновать принципы и виды платежей за недра на основании изучения теории ренты в системе общественного воспроизводства и теории горной ренты;

2. выявить пробелы и недостатки в законодательстве Украины, регламентирующем вопросы использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3. изучить зарубежный опыт взимания платы за использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых для использования в Украине;

4. усовершенствовать методику расчета величины горной ренты, взимаемую при использовании недр, в целях не связанных с добычей полезных ископаемых.

3 Понятие «горная рента»

Подземное пространство следует рассматривать как вид ресурсов недр, использование которого приносит рентный доход, в частности горную ренту.

На сегодняшний день сложилось следующее определение горной ренты. Горная рента — это доход от хозяйственного, коммерческого или иного использования недр, извлечения запасов полезных ископаемых [20]. Структура горной ренты представлена на рис. 3.1.

Структура горной ренты
Рисунок 3.1 — Структура горной ренты
При создании анимации использовано 5 кадров. Сделана с помощью Microsoft Gif Animator.
Задержка кадров 1,5 сек. Объем анимации — 116 Кб. Количество повторений 5

В специальной литературе указывается, что платежи за использование подземного пространства должны носить рентный характер, то есть горная рента должна обоснованно изыматься для нужд государства и общества. В настоящее время все механизмы определения величины горной ренты разработаны для случая использования недр в целях добычи полезных ископаемых и не учитывают иной вид использования ресурсов недр, таких как подземное пространство.

Соответственно становится актуальным вопрос: как определить величину горной ренты от использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых?

4 Экономическая оценка подземного пространства

4.1 Цель и задачи экономической оценки подземного пространства

Величину рентного дохода от использования подземного пространства можно определить в зависимости от его экономической оценки. При экономической оценке необходимо исходить из того, что подземное пространство является объектом недвижимости.

Цель экономической оценки подземного пространства [21]: определение ценности (полезности, значимости) его использования для общества в целом или отдельных его членов, с учетом затрат на использование и возникающих при этом отрицательных последствий.

Задачи экономической оценки [21]:

1. определение целесообразности и очередности использования конкретных участков подземного пространства;

2. выбор направлений его использования;

3. выбор способа использования подземного пространства в рамках конкретных направлений;

4. определение размеров ренты и рентных платежей при его использовании;

5. определение базовых нормативных показателей экономического механизма рационального использования подземного пространства.


4.2 Факторы, влияющие на ценность подземного пространства

При определении размеров ренты при использовании подземного пространства исходят из того, что его участки находятся в различных естественных условиях.

Поэтому при экономической оценке подземного пространства необходимо учитывать следующие факторы, которые влияют на величину ренты, а соответственно и на величину рентных платежей:

1. технические;

2. экономические;

3. экологические;

4. социальные;

5. правовые;

6. временные (сроки), влияют на все остальные факторы;

7. факторы риска.

Для определения ценности подземного пространства необходимо определить закономерности между нею и факторами, которые влияют на ценность. Методология определения ценности подземного пространства более подробно будет рассмотрена в магистерской работе.

5 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства

5.1 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства в Украине

Вопросы использования подземного пространства в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Украине регулируются следующими законами и подзаконными актами:

1. Кодекс Украины «О недрах» от 27.07.1994 г. № 132/94-ВР [8];

2. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III [4];

3. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI [13];

4. Положение «О порядке предоставления горных отводов», утвержденное постановлением Кабинета Министров (далее — КабМина) Украины от 27.01.1995 г. № 59 [15];

5. «Порядок предоставления в 2010 году специальных разрешений на пользование недрами», утвержденное постановлением КабМина Украины от 23.06.2010 г. № 596 [16].

Кодекс Украины «О недрах» — это основной документ, который регулирует вопросы недропользования в государстве. Он устанавливает государственную собственность на участки недр, полномочия органов государственной власти в сфере регулирования недропользования. Кодекс регулирует порядок пользования недрами; предоставление горного отвода, специальных разрешений на пользование недрами; порядок лицензирования видов деятельности, связанных с пользованием недр; учет участков недр; контроль за строительством подземных сооружений; основные требования безопасности при пользовании недрами. Однако предусмотренные законодательством нормы недропользования практически не работают для использования подземного пространства в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и в большей степени имеют отношение к процессам добычи полезных ископаемых.

Платежи за пользование недрами в Украине устанавливаются в Налоговом кодексе [13].

В Украине в соответствии со ст. 262 Налогового кодекса установлены следующие виды платежей — общегосударственный платеж — за использование недр [13]:

1. плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

2. плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ставки платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых не учитывают перечисленных ранее факторов экономической оценки. Это следует из анализа положений Налогового кодекса. В соотв. со ст. 264 Налогового кодекса Украины за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых установлены ставки, представленные в табл. 5.1.

В соотв. со ст. 264 Налогового кодекса ставки платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются отдельно для каждого вида пользования недрами в гривнах к единице измерения в зависимости от полезных свойств недр и степени экологической безопасности при их использовании.

Таблица 5.1 — Ставки платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Характер использования недр Вид использования недр Единица измерения Ставка платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, за единицу объема пользование недрами, грн. в год
Использование подземного пространства недр — пористых или трещиноватых геологических образований (пластов-коллекторов) хранение природного газа и газоподобных продуктов тыс. куб. метров активного объема 0,23
Использование подземного пространства — специально созданных и существующих горных выработок (отработанных и приспособленных), а также природных пустот (пещер) хранение нефти и других жидких нефтепродуктов куб. метров 0,23
выдержка виноматериалов, производство и хранение винопродукции кв. метров 0,64
выращивание грибов, овощей, цветов и других растений кв. метров 0,64
хранение продуктов питания, промышленных и других товаров, веществ, материалов кв. метров 0,27
ведение другой хозяйственной деятельности кв. метров 0,91

Как следует из таблицы, ставки платы установленные в налоговом законодательстве страны не учитывают следующее:

— перечисленные в разделе 4 факторы экономической оценки, а именно технические, экономические, экологические, социальные, правовые, временные (сроки), факторы риска;

— такие виды деятельности, за которые необходимо взимать плату, как использование недр с целью строительства подземных паркингов, торговых и торгово-развлекательных центров, подземных транспортных артерий;

— в законодательстве Украины нет четкого определения вертикальных границ земельного участка, которое позволило бы разграничить права между владельцами земли и пользователями подземным пространством;

—в Украине не ведется государственный учет объектов подземного пространства.

Таким образом, проанализировав законодательство Украины, можно сделать вывод, что теория горной ренты применима в Украине. Основы закреплены в законодательстве, но нет четкого механизма образования, изъятия и присвоения горной ренты.

Для внесения предложений по усовершенствованию механизма экономической оценки подземного пространства выполнен анализ зарубежного опыта.


5.2 Нормативно-правовое регулирование использования подземного пространства в зарубежных странах

5.2.1 Российская Федерация

Основным документом, который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации (далее РФ), а также прав пользователей недр является Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1.

1. В ст. 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51 сказано, что участки недр относятся к недвижимым вещам [2];

2. В ст. 45, п.1 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. N 2395-1 указана глубина 5 м, на которую можно строить подземные сооружения, не облагаемые платой за использование недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых [3];

3. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, для каждого вида пользования недрами устанавливается минимальная и максимальная ставка. Размер ставки устанавливается «Методическими рекомендациями по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами» [17];

4. Облагаются платой за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых только 2 вида использования: хранение нефти и газоконденсата, хранение природного газа и гелия.

5.2.2 Республика Беларусь

Основным документом, который регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр, и направлен на создание и расширение минерально-сырьевой базы, защиту интересов государства, прав и законных интересов недропользователей и иных лиц, является Кодекс Республики Беларусь «О недрах», который принят Палатой представителей 10.06.2008 г.

Согласно кодексу [7]:

1. в ст. 17 указано, что собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков имеют право осуществлять строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров без предоставления горного отвода;

2. подземное пространство в Республике Беларусь считается отдельным видом ресурсов недр (ст. 27);

3. в Республике Беларусь ведется государственный кадастр недр по месторождениям и проявлениям полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, а также по подземным пространствам, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 77).

5.2.3 Республика Армения

Принципы, порядок пользования недрами на территории Республики Армения, а также отношения, связанные с недропользованием устанавливаются Кодексом Республики Армения «О недрах», который был принят 06.11.2002г.

В соответствии с кодексом [6]:

1. в ст. 2 определена часть недр, являющаяся недвижимым имуществом как территория недр с зафиксированными со всех сторон границами, занятая искусственно созданными сооружениями, а также естественными полостями (пещерами), которая может быть использована в различных целях;

2. согласно ч. 2 ст. 30 к видам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся следующие:

— строительство подземных сооружений;

— создание транспортных коммуникаций;

—размещение отходов производства.

В Республике Армения нет государственного кадастра объектов подземного пространства.

Заключение

В ходе работы было выявлено, что платежи за пользование подземным пространством должны взиматься в зависимости от размеров горной ренты, которую получают пользователи подземного пространства. Определить размер горной ренты от использования подземного пространства в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых позволяет экономическая оценка подземного пространства, которая учитывает все особенности данного вида ресурсов недр.

Для рационального использования подземного пространства и обоснованного определения ставок платежей за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых автор предлагает в законодательстве Украины учесть следующие предложения, которые основаны на анализе законодательства зарубежных стран:

1. причислить участки недр, используемые в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых к объектам недвижимости;

2. выделить подземное пространство в отдельный вид ресурсов недр;

3. определить исчерпывающий перечень возможных вариантов использования подземного пространства, который должен учитывать актуальные направления подземного строительства в Украине;

4. установить размеры платежей для каждого вида использования подземного пространства в зависимости от его экономической оценки, которая позволяет наиболее объективно определить рентную стоимость объекта подземного пространства;

5. установить максимальную глубину использования подземного пространства, не облагаемую платой за пользование;

6. вести государственный учет подземных пространств, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

На момент написания реферата магистерская работа еще не завершена. Завершение работы планируется к 01.12.2011г. Окончательный полный текст работы и соответствующие материалы могут быть получены у автора работы после указанного срока.

Литература

  1. Галинская Ю.В. Рента в системе общественного воспроизводства // Вісник СумДУ. Серія Економіка. №2. 2007. С. 149-155.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. N 51. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  3. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nedr/
  4. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2768-14
  5. Картозия Б.Л., Федунец Б.И. и др. Высшее горное образование: шахтное и подземное строительство: Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Издательство Академии горных наук, 2001.
  6. Кодекс Республики Армения «О недрах» от 06.11.2002г. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1336&lang=rus
  7. Кодекс Республики Беларусь «О недрах» от 14.07.2008 г. № 406-З. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/kodeksby/kon/20110118/index.htm
  8. Кодекс Украины «О недрах», введенный в действие Постановлением Верховной Рады Украины № 133/94 от 27.07.1994г. [электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=132%2F94-%E2%F0
  9. Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. — М.: Архитектура. — С, 2004. — 295 с.
  10. Лысиков Б.А. Перспективы освоения и повторного использования выработанного пространства Украины в условиях рыночной экономики// Тезисы докладов Международной конференции. — Днепропетровск, 1996. — С. 137.
  11. Лысиков Б.А. Повторное использование выработанного пространства шахт — реальный путь улучшения экологии Донбасса//Тезисы докладов Международной конференции. — Днепропетровск, 1996. — С. 137.
  12. Макишин В.Н. Рациональное использование подземного пространства в хозяйственных целях // Вестник ДВО РАН, 2005. — №5. — С. 85-90.
  13. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2755-17
  14. Пивняк Г.Г., Корчак А.В., Франкевич Г.С., Солодянкин А.В. Некоторые аспекты и пути реализации программы освоения подземного пространства крупных городов// Збірник наукових праць Національного гірничого університету, 2010. — Т. 1, № 34. — Дніпропетровськ — С. 5-12
  15. Положение «О порядке предоставления горных отводов», утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 27.01.1995 г. № 59. [электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=59-95-%EF
  16. «Порядок предоставления в 2010 году специальных разрешений на пользование недрами», утвержденное постановлением КабМина Украины от 23.06.2010 г. № 596.
  17. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.09.2002г. №558 «О введении в действие методических рекомендаций по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами».
  18. Пустовойтенко В.В. Обгрунтування гірничотехнічних передумов підземного будівництва з урахуванням гірничо-геологічних умов// Збірник наукових праць Національного гірничого університету, 2010. — Т. 1, № 34. — Дніпропетровськ — С. 12-22.
  19. Пустовойтенко В.В., Гавриш О.Р. Техніко-економічні аспекти освоєння підземного простору// Збірник наукових праць Національного гірничого університету, 2010. — Т. 1, № 34. — Дніпропетровськ — С. 32-36.
  20. Разовский Ю.В. Горная рента. — М.: Экономика, 2000. — 219 с.
  21. Умнов В.А. Экономическое обоснование рационального использования подземного пространства: Дис... д-ра экон. наук: 11.00.11. — Москва, 2000. — 213 c. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dslib.net/ochrana-sredy/umnov.html
  22. Хазанов Л.Г. Эволюция теории горной ренты. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://narod.yandex.ru/100.xhtml?hist1.narod.ru/Science/Factor/Int/gl1.pdf
  23. Чернявский С.В, Моргунов Е.В. Теоретические аспекты собственности на природные ресурсы//Собственность и рынок, 2004. — № 5. — С. 13-27.

Резюме | Биография | Библиотека | Список ссылок | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел