Магистр ДонНТУ Токарев Алексей Геннадьевич
  • Ф.И.О.: Токарев Алексей Геннадьевич
  • Горный факультет
  • Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых
  • Специальность «Разработка месторождений полезных ископаемых»
  • Выбор и обоснование технологических решений по повышению несущей способности бутовых полос в условиях шахты «Холодная балка» ГП «Макеевуголь»
  • Научный руководитель: д.т.н., проф. Касьян Николай Николаевич ›

«Fingerstyle» - техника игры на гитаре

Содержание

  1. Причины выбора данной темы
  2. Fingerstyle как техника игры на гитаре
  3. Развитие техники игры Fingerstyle
  4. Приемы игры в стиле Fingerstyle
  5. Личный опыт

Причины выбора данной темы

Довольно недавно в сети Internet мне довелось столкнуться с видео роликом, в котором тогда еще незнакомый мне австралийский гитарист Tommy Emmanuel играл на одном из своих концертов. С первых же минут меня поразила его техника игры: на сцене стоял только один исполнитель, а в динамиках звучал целый оркестр. С того момента я не смог оставаться равнодушным к его исполнению и начал интересоваться этим стилем игры. Именно поэтому для темы индивидуального раздела я выбрал Fingerstyle.

Fingerstyle как техника игры на гитаре

Медитор-коготь
Рис.1 - Медиатор «коготь»

Фингерстайл (англ. fingerstyle — пальцевый стиль) — техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой звук извлекается пальцами правой руки. Начало своё эта техника берёт у классической гитарной техники «Арпеджио».

В современном же варианте под фингерстайлом подразумевается стиль игры, при котором на гитаре одновременно играется аккомпонимент и мелодия композиции. Этим фингерстайл напоминает технику игры на фортепиано. Композиция, играемая в стиле «Фингерстайл», звучит полноценно и насыщенно, более широко раскрывая возможности акустической гитары.

Данная техника является одной из самых сложных. Физически в фингерстале используется каждый из пальцев правой руки независимо друг от друга, чтобы играть в нескольких частях музыкальное оформление, которые обычно играют несколько мсполнителей. Басс, гармонический аккомпанемент, мелодия и перкуссии все это может звучать одновременно.

Данная техника характерна для кантри, блюграсса и подобных стилей. Зачастую, на большой палец правой руки надевается медиатор «коготь» (рис.1), что придает особое звучание благодаря приемам извлекаемым с его помощью (пицикато, удары и т. д.)

Приемы игры в стиле Fingerstyle

Fingerpicking (фингерпиккинг) - термин, который используется для описания, как стиля игры, так и жанра музыки. В этой технике большой палец правой руки играет устойчивый ритм, как правило «переменный бас», в то время как указательный, средний, безымянный и мизинец играют мелодию или соло партию, состоящую из высоких нот.

Данный стиль возник в конце 19 начале 20 веков, когда южные афроамериканские блюзовые гитаристы пытались подражать популярной фортепианной музыке. При помощи большого пальца они играли ритм партию, как левая рука пианиста, а остальные пальцы функционировали как правя.

Многие гитаристы для данного стиля игры использовали акустические гитары, но некоторые, такие как Merle Travis, играли на блюзовых полуакустических гитарах.

На основе fingerpicking возник следующий стиль - travis picking (трэвис пиккинг). Данный стиль применяется для игры на акустических гитарах со стальными струнами. Он отличается от fingerpicking тем, что пальцы правой руки играют «заданный шаблон», а левой рукой зажимаются стандартные гитарные аккорды. Данный стиль получил свое название благодаря его сонователю, которым был Merle Travis. В он обрел популярность благодаря Чету Аткинсу, Марселю Дади и Томми Эммануэлю.

Еще одним из стилей является «New Age» fingerstyle (современный фингерстайл). Он возник в 1976 г. благодаря Уильяму Аккерману. Данный стиль характерен тем, что в нем исполнители отказываются от монотонного звучания басовой партии в пользу «сладкого» течения арпеджио.

Наиболее неординарным приемом, на мой взгляд, в фингерстайле является percussive fingerstyle (фингерстайл перкуссия). Нординарность данного приема заключается в том, что для игры используются все части гитары, включая деку, гриф, обечайку. Как известно каждая часть гитары при ударе по ней издает свой звук. Это и лежит в основе percussive fingerstyle. Во время игры исполнитель добавляет в композицию звуки, напоминающие перкуссию, извлекаемые легкими ударами по разным частям гитары. Этот прием может сочетаться с основной мелодией, добавляя в композицию ритм, либо использоваться в качестве соло партии во время исполнения. Из-за своей неординарности прием выглядит довольно эффектно и вызывает восторг публики. Активно используют в своей музыке такой прием Tommy Emmanuel, Preston Reed, Laurence Juber, Shaun Hopper, Kaki King, Justin King, Erik Mongrain, Phil Keaggy, Thomas Leeb и др.

Известные гитаристы в стиле Fingerstyle

Томми Эммануэль
Рис.2 - Томми Эммануэль

Наиболее известные гитаристы в этом стиле: Чет Аткинс, Andy McKee, Doyle Dykes, Sungha Jung, Эван Добсон, Томми Эммануэль. Последний является наиболее популярным и техничным исполнителем на сегодняшний день. Именно о нем и пойдет речь далее.

Томми начал играть на гитаре в 1959 году в возрасте 4 лет, не имея никакого специального образования. В дальнейшем он так и не получил академического музыкального образования. В 1960 году старший брат Томми — 7-летний Фил создал группу, назвав её «The Emmanuel Quartet». В группу Фил взял и четырёхлетнего Томми. Прорепетировав несколько месяцев, мальчишки начали публичные выступления, и с тех пор братья Эммануэли работали на сцене всю свою жизнь. В 1966 году после смерти отца, желая помочь семье, 12-летний Томми начал преподавать гитару и был уважаем наравне с другими взрослыми преподавателями, ибо уже тогда в нём были видны экстраординарные музыкальные способности.

В 11 лет, будучи уже опытным музыкантом-исполнителем, Томми привлёк в группу младшего брата Криса, играющего на ударных, и сестру Виржинию, которая играет на слайд гитаре. Новую группу они назали «The Trailblazers» и начали интенсивно гастролировать. Через год после создания группы Томми выиграл телевизионный конкурс молодых талантов и записал свою первую пластинку. С тех пор Томми сделал свыше 2000 записей, выпустил 16 сольных альбомов и участвовал в записях едва ли не всех звёзд мировой сцены. В своих работах Томми кроме гитары играет на банджо, мандолине, ударных и перкуссионных инструментах и фортепиано, а также поёт, аранжирует и выступает в качестве композитора.

Приехав впервые в США, Томми первым делом поехал в Нэшвилл к своему кумиру Чету Аткинсу. В 1997 году они записали совместный альбом, а дружба с Четом продолжалась около 20 лет (до самой смерти Чета).

Личный опыт

В процессе изучения стиля игры «фингерстайл» на личном опыте убедился в его сложности. Данный стиль требует от исполнителя высокой координации движений, профессионализма, усидчивости. Освоить его довольно сложно и для этого потребуется большое количество времени. Осваивать данный стиль лучше всего на конкретных произведениях и с использованием видео уроков, которые можно найти в сети интернет. Сегодня данный стиль в основном распространен в странах запада, в Украине же он только начинает появляться, в связи с чем чувствуется деффицит применяемого в фингерстайле оборудования и инструментов.

Рекомендуемые ссылки

  1. Википедия о Томми Эммануэле. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эммануэль,_Томми
  2. Википедия о фингерстайле (англ.)http://en.wikipedia.org/wiki/Fingerstyle_guitar
  3. Оффициальный сайт Томми Эммануэля (англ.)http://www.tommyemmanuel.com
  4. Оффициальный сайт производителя Maton Guitars(англ.)http://www.maton.com.au