Бондарев Александр Сергеевич


Факультет экологии и химической технологии

Кафедра химической технологии топлива

Специальность «Химическая технология высокомолекулярных соединений»

Утилизация кислых гудронов

Научный руководитель:
к.т.н., доцент Крутько Ирина Григорьевна

Мир классического ралли


Стояла жаркая сентябрьская суббота. На макеевском картодроме пахло разогретым асфальтом и скошенной травой. Карты приятно и резко резали слух ревом своих моторов: шли командные соревнования по прокатному картингу между командами донецкого, харьковского и луганского клубов… В тот день нам не очень повезло – наши команды заняли 2-е и 4-е места, но зато в этот день повезло мне, когда ко мне подошел молодой парень лет двадцати пяти по имени Денис Сидоров, который предложил мне попробовать свои силы в ралли в качестве его штурмана. Так я познакомился с миром ралли.
Экипаж Сидоров/Бондарев ВАЗ 21130

В 2011 году мы решили выступать в Чемпионате Украины по ралли на ВАЗ 21130 в классе У 10 (класс У 10 подразумевает под собой моноприводные авто, не имеющие международной омологации, с объемом двигателя до 1600 куб.см). Эта машина была куплена в автосалоне и собрана заново нашим тренером Николаем Петровичем Соболевым.
О наших тренерах хочу сказать отдельно. Тренирует наш экипаж другой именитый в отечественном автоспорте экипаж Николая Соболева и Татьяны Кравцовой. Эти люди – двукратные чемпионы Украины по ралли (в 2008 и 2009 гг.) – готовят, поддерживают и сопровождают нас на каждой гонке. А если у них не получается присутствовать, то постоянно узнают новости с гонки и помогают советом по телефону. Они сами сейчас действующие спортсмены, однако, 3 июня 2011 года на Prime Yalta Rally их постигла неудача – их автомобиль на 5-м спецучастке второго дня гонки на скорости более 100 км/ч врезался в дерево. В результате столкновения пилот получил компрессионный перелом позвоночника, а штурман – сотрясение мозга и растяжение шейных связок. Это событие было огромным потрясением, которое испугало и, в то же время, сплотило команду.


Татьяна Николай Соболев

В 2012 году экипаж наших тренеров планирует вернутся в профессиональный спорт и продолжить свое выступление на Mitsubishi Lancer Evo VII.

Хочу также выразить особую благодарность нашим механикам. Благодаря этим людям автомобиль не подвел нас в ответственный момент и довез до победной финишной черты. И в этот момент невольно вспоминаются слова герое фильма «В бой идут одни старики»: «Самое сложное в работе механика – ждать!». Когда мы возвращаемся в парк сервиса, мы всегда уверены в том, что там уже все готово для обслуживания автомобиля. И что бы у нас не случилось на «допе», они всегда все исправят.
        Теперь, на мой взгляд, стоит рассказать немного об этом красивом, захватывающем, увлекательном и в то же время очень опасном виде спорта.
Коллектив механиков В последнее время украинский автоспорт начинает по чуть-чуть развиваться. Пробуждается от сна, в который он попал после развала Союза. Теперь под словом «ралли» обычный человек подразумевает разноцветную спортивную машину, которая мчит по грунту разбрасывая в стороны землю, гравий, пыль... Звук её мотора завораживает даже того, кому «медведь наступил на ухо».
Но ралли не всегда означала скорость. Дело в том, что ралли – это соревнования на регулярность движения. Другими словами – это переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Появление спортсмена в конечном пункте раньше или позже регламентированного времени наказывается штрафом.
Перед стартом таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги и не уехать в неверном направлении. Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому. Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив.

Экипаж Себастьен Лёб/Даниэль Элена, Citroen DS3 WRC

Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка – 100, 150 и 50 км – определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут. При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется – переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли. За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя – у кого штрафов меньше, тот и выиграл.

Трассу ралли делают образованные люди, владеющие калькулятором и компьютером. Поэтому часто, не мудрствуя лукаво, они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться не в гордом одиночестве, а среди никуда не спешащих дачников с прицепами и женой на правом сиденье, тыкающей мужа пальцем в бок при любом совершаемом маневре...

Так же организаторы «придумывают» разные сложности, что бы не было у всех одинакового времени проезда. Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета и дальше могут кататься только самостоятельно.

Однако, полным издевательством, придуманным для того, чтобы заплатившим стартовый взнос автомобилистам было что вспомнить впоследствии самыми изысканными народными междометиями, бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки.


Ралли «Мариуполь» СУ «Броды» Награждение экипажа Сидоров/Бондарев на Prime Yalta Rally
 Награждение экипажа Сидоров/Бондарев на Ралли «Мариуполь» Экипаж Сидоров/Бондарев на ралли «Алушта»

Впрочем, мучения наивных раллистов на этом далеко не заканчиваются. Чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к лихорадочному поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика организаторы ралли придумали «разбавитель» основной идеи этого вида спорта, который в конце концов постепенно сожрал эту самую основу, став, пожалуй, главным определяющим фактором соревнований. Изюминкой современного ралли стали дополнительные соревнования, сразу переименованные участниками в «допы». Суть данных вливаний состоит в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли, слегка остуженной правилами соревнований. Эти «допы» – наиболее зрелищная часть ралли. Экипаж Петтер Сольберг/Фил Миллс Subaru Impreza WRC Ведь именно на допах экипажи мчаться максимально быстро, чтобы показать лучшее время прохождения дистанции, а зрителям только то и надо – сфотографировать раллийный автомобиль в красивый момент прохождения поворота. И здесь уже каждый экипаж оценивает свои возможности и возможности авто. Каждый должен понимать, что этап ралли – это длительная гонка, которая подразумевает многокилометровую дистанцию и если на ней «валить» с самого начала, то машина может просто-напросто не доехать до конца дистанции – а это крайне обидно. Могут также не выдержать темп и сами участники: нередки случаи, когда спортсменам становилось плохо из-за чудовищной жары, которая подкрепляется значительной физической и психологической нагрузками.

Благодаря помощи тренерам, слаженной работе экипажа, безукоризненной работе механиков и безотказной работе машины наш экипаж выиграл Чемпионат Украины и Кубок Украины по ралли. Обладателям таких титулов, согласно Единой спортивной классификации, дается право на получение звания «Мастер спорта Украины», кем мы и стали после церемонии награждения, прошедшей в Киеве 18 февраля 2012 года.


Награждение экипажа Сидоров/Бондарев по итогам 2011 года. Киев.

Тематические ссылки:

  1. Тренерский экипаж [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nanoprotec.ua
  2. Официальный сайт FIA [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fia.com
  3. Ралли в Украине [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rally.in.ua/
  4. Мир авторалли [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rallyworld.com.ua/
  5. Форум клуба ВАЗ 2108 [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://forum.2108.kiev.ua/
  6. Автомастер. Информация для автолюбителей [электронный ресурс]. – Режим доступа:
    http://amastercar.ru
  7. Ралли фотобанк [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.photoextreme.com.ua//
  8. RALLY-LIVE.Здесь живет ралли. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rally-live.net//