ДонНТУ   Портал магистров

ПЛАВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

дети в воде

Более 12 лет своей жизни я занималась плаванием. Для меня посещение бассейна было самым любимым и увлекательным занятием. Еще в детские годы хотелось достичь определенных высот в этом виде спорта и стать тренером.

Но так сложилось, что из-за травмы, я не могла принимать участия в профессиональных соревнованиях. Хотя продолжала ходить в бассейн в профилактических целях (по совету врача) и, отчасти для удовольствия.

Однако детская мечта стать тренером не угасла бесследно.

Совсем недавно я стала мамой. И именно для моей маленькой дочери я стала первым тренером.

Еще во время беременности много слышала о том, что детей нужно учить плавать чуть ли не с самого рождения. Поискав побольше информации об этом и основательно подготовившись, я приступила к практике…

Немного истории…

Первые попытки научить младенца плавать предпринял в 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский. Он применил для недоношенного ребенка весом I кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

 Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

 В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К. Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания (ФША).

 Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Фирсов З. П., опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Аршавский И. А.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг. [1, 4] .

В чем польза…

детки под водой

Опыт показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малыша, положительно влияет на все системы его организма.

Это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания, его можно использовать буквально с первых дней жизни ребенка, в то время, когда общий массаж и гимнастика еще не применяются. Грудные дети, с которыми занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, становятся спокойнее, лучше спят.

 Поскольку внутриутробное развитие плода протекает в водной среде, врожденные плавательные рефлексы не исчезают у ребенка в первые месяцы жизни. В это время его легко научить плавать. А если занятия продолжить в течение двух лет, то можно быть уверенным, что этот навык сохранится у вашего сына или дочери на всю жизнь.

Однако существуют и противопоказания: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий [2, 4] .

От теории к практике…

Методика обучения плаванию грудничков основана на том, что грудные дети обладают рефлекторной способностью задерживать дыхание. Способствует более легкому их обучению и тот факт, что удельный вес грудничка намного ниже удельного веса не только взрослого человека, но и ребенка более старшего возраста [3, 4] .

Первые сеансы обучения грудного ребенка необходимо провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физкультуре из детской поликлиники. Ведь по неумению и неосторожности родителей младенец может окунуться с головой на вдохе и захлебнуться. Тут требуется предельное внимание и собранность!

Занятия можно проводить в обычной домашней ванне (для новорожденного это целый бассейнJ).

Независимо от того, с какого возраста вы начинаете заниматься с ребенком, температура воды при первых занятиях должна быть не ниже 36,50C, а время пребывания в воде не более 10-15 мин. Если занятия из-за болезни ребенка или по каким-то другим причинам были на некоторое время прерваны, то после перерыва их также надо начинать с исходной температуры воды и начальной продолжительности.

Обучение плаванию грудничков можно проводить 3-4 раза в неделю, лучше всего за два кормления до ночного сна. Возбудимым детям рекомендуется плавать днем.

 Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по отношению к другим частям тела, то ее нужно обязательно поддерживать. Во время первых занятий медленно погружайте ребенка в воду в положении на спине, начиная с ножек. После этого начинайте продвигать его в воде в разные стороны, стараясь, чтобы он рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны. При плавании на груди поддерживайте подбородок малыша, следите, чтобы вода не попала ему в рот.

 Когда ребенок начнет делать гребковые движения, то его можно поддерживать уже одной рукой, а затем и вовсе отказаться от ручной поддержки.

С месячного возраста, если все идет хорошо, начинайте тренировки задержки дыхания. Поддерживая руками головку ребенка, погружайте ее в воду (до уровня носа) на 4-10 с. [2, 4] .

Техника поддержки ребенка приобучении плаванию
Рис.1. Техника поддержки ребенка при обучении плаванию

Наши достижения…

дочка_Сашенька

Еще раз перечитав всю литературу по  теме, просмотрев множество видео в интернете и посоветовавшись со своим бывшим тренером по плаванию, в конце концов, я решилась на такой эксперимент.

Поскольку я сама знаю много особенностей и приемов для правильного обучения плаванию (как в теории, так и на практике) приглашать консультанта из поликлиники мы не стали (да и нет в наших районных больницах таковых, но это выяснилось как всегда в последний момент).

Первое занятие мы провели на 15 день жизни. В качестве бассейна выбрали обычную детскую ванночку, заполненную чуть больше чем наполовину.

Дочка поначалу с опаской отнеслась к такой затее, но уже через пару минут заулыбалась, начала осматриваться и пробовать перебирать ножками.

Такие «тренировки» мы проводили через день. И уже спустя месяц Сашенька уверенно держала головку над водой. Совершала неуверенные гребковые движения, как бы плыла на спине. В положении «на животе» не опускала личико в воду.

Шло время, дочка быстро подрастала, и ее ванночка стала для нее маленькой.  Вначале я с опаской отпускала ее в обычную ванную, но совсем скоро она освоилась и там и теперь стала плавать по-настоящему.

Сейчас нам 6 месяцев. Сашенька совершенно не боится воды и глубины, смело плавает сама.

В дальнейшем мы планируем продолжать занятия плаванием, а с года начать ходить в обычный бассейн в спортивном комплексе.

Библиографический список

1. Теоретические аспекты плавания грудных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.deti-pogodki.ru

2. Занятие плаванием с грудными детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.sportfamily.ru

3.   Обучение плаванию грудных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа  http://swimland.ru/

4.  Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам. Ростов н/Д: ИД «Владивосток», 2007. – 408с., с илл. (Составл. В. Н. Челноковой)

Рекомендуемые ссылки

1.    Плавание детей

2.   Грудничковое плавание

3.   Занятие плаванием с грудничком