ДонНТУ   Портал магистров

Звукосапись в домашних условиях

Введение

Меня, как и многих других слушателей музыкальных произведений, всегда интересовало каким образом звучание от исполнителя попадает к нам в законченном виде – на носителях информации. С одной стороны кажется, что умение правильно воспроизвести звук является достаточным для качественной записи, а работа звукорежиссера является сугубо обслуживающей навыки исполнителя функцией. Однако количество нюансов  и  трудностей в звукозаписи даст форму многим наукам современности. Опытный звукорежиссер должен быть физиком, математиком электротехником, а также химиком и даже немного психологом. Главная задача звукоинженера – подчеркнуть сильные стороны исполнителя и устранить до минимума огрехи и неточности исполнения.

История звукозаписи

Хронология истории звукозаписи насчитывает более ста лет истории. Все началось с музыкальных шкатулок и колокольных перезвонов. Именно во фландрийском городе Мелехен, с XIV века научились отливать хроматически настроенные колокола. Собранные вместе, они соединялись с помощью проволочной трансмиссии с клавиатурой наподобие органной и такая музыкальная конструкция называлась карильон. Кстати, по-французски Мелехен звучит как Малин – вот откуда пошло выражение "малиновый звон".

Уже в 1877 году Эдисон начал работу над своим детищем – фонографом. Принцип действия фонографа базировался на передаче звуковых колебаний голоса на поверхность вращающегося цилиндра, покрытого оловянной фольгой. Колебания наносились острием стальной иглы, один конец которой был соединен со стальной мембраной, улавливающей звуки. Цилиндр необходимо было вращать вручную с частотой один оборот в секунду.

Рис. 1. Фонограф

Рис. 1. – Фонограф

Технология записи звука стремительно совершенствовалось. Вслед за механической записью следовала запись на магнитную ленту.

Набольшее распространение получили бобинные носители и компактные кассеты. Пиком развития данного метода записи можно считать появление плееров Walkman в 1979 году.

Рис. 2. Первый кассетный плеер Walkman

Рис. 2. – Первый кассетный плеер Walkman

В начале 70-х годов XX века стремительное развитие получила цифровая технология записи. Развитие пошло двумя путями: большие по объему жесткие диски и флэш-память  с одной стороны и оптические компакт-диски с другой. В настоящее время вследствие высокоскоростных методов передачи данных оптические диски практически вытеснены жесткими дисками  и твердотельными накопителями. Наиболее перспективными выглядят последние, однако они все еще уступают жестким дискам по объему и стоимости.

Современные возможности записи звука

За последние 10 лет технология звукозаписи серьезно шагнула вперед. Если раньше возможность что-то качественно записать была в основном на студиях, которые занимали солидную площадь и оснащены множеством громоздкого оборудования, то теперь запись студийного качества в обычной комнате жилого помещения не звучит, как миф. Такого быстрого развития удалось достигнуть за счет внушительных темпов совершенствования компьютерных технологий, а вследствие и появления такого явления, как  программная эмуляция аппаратных средств. Это позволяет избавиться от необходимости  покупать или арендовать огромное количество оборудования, которое, возможно, будет использовано всего несколько раз.

Таким образом, центральным инструментом в современной звукозаписи,  несомненно, становится мощность центрального процессора персонального компьютера.

Что нужно для звукозаписи?

Возможности программной эмуляции позволяют производить запись, имея в распоряжении лишь персональный компьютер, однако для высококачественной записи в схеме домашней студии требуется предусмотреть еще несколько пунктов.

Аудиоинтерфейс

Помимо ПК, вторым необходимым звеном является аудиоинтерфейс. Современные аудиоинтерфейсы (или звуковые карты) различаются, как по возможностям, так и по способу подключения к компьютеру. В настоящее время наибольшее распространение получили звуковые карты, которые подключаются посредством шин USB и PCI. Преимущества USB – аудиоинтерфейсов очевидны: возможность подключения к различным ПК, а также мобильность.

Рис. 3. PCI аудиоинтерфейс Esi Juli

Рис. 3. – PCI аудиоинтерфейс Esi Juli

Рис. 4. Аудиоинтерфейс E-MU 0404 USB

Рис. 4. – Аудиоинтерфейс E-MU 0404 USB

Аудиоинтерфейсы должны быть оснащены необходимым количеством входов для записи и выходы для вывода звука. Если источник звука (например электрогитара) имеет слабый сигнал, то для усиления на входе предусмотрен предусилитель, который поднимает громкость до нужного для записи уровня без искажений. Звук, поступающий с входов, является аналоговым, поэтому  в звуковой карте присутствует цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) – устройство для преобразования цифрового (обычно двоичного) кода в аналоговый сигнал (ток, напряжение или заряд). Цифро-аналоговые преобразователи являются интерфейсом между дискретным цифровым миром и аналоговыми сигналами.

Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) производит обратную операцию. После обработки на компьютере цифровой сигнал преобразуется обратно в аналоговый и идет на выход для прослушивания. Важным параметром является соотношение сигнал/шум. Чем оно выше, тем лучше качество записи.

Микрофон

Микрофон – электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются для записи голоса и акустических инструментов.

Различают два основных типа микрофонов: динамический и конденсаторный. Динамический микрофон хорошо улавливает звуки на расстоянии 10-15см, что полезно для неизолированных помещений. Конденсаторный микрофон отличается значительно превосходящей чувствительностью, однако такая точность грозит улавливанием посторонних звуков. Особенностью данных микрофонов является необходимость фантомного питания 48v, которое подается либо самой звуковой картой на вход, либо с внешнего источника.

Рис. 5. Динамический микрофон Shure SM58

Рис. 5. – Динамический микрофон Shure SM58

Рис. 6. Конденсаторный микрофон Октава МК-105

Рис. 6. – Конденсаторный микрофон Октава МК-105

Музыкальные инструменты

В настоящий момент существует множество традиционных инструментов и синтезаторов, позволяющих получать самый разнообразный звук. Инструменты, имеющие собственный выход подключаются к входу звуковой карты посредством разъемов JACK и XLR. Синтезаторы передают команды посредством разъема MIDI. Также получили распростарение USB клавиатуры, передающие данные о воспроизводимых нотах, а обработку звука берет на себя ПК. Такие устройства имитируют механику различных инструментов и называются контроллерами.

Рис. 7. Midi-клавиатура M-Audio Mk-425C

Рис. 7. – Midi-клавиатура M-Audio Mk-425C

Рис. 8. Электрогитара Fender Stratocaster

Рис. 8. – Электрогитара Fender Stratocaster

Акустическая подготовка помещения

Прежде всего, необходима отдельная комната или ее часть. Однако кроме этого необходимо подготовить помещение. Стены не должны отражать звуковые волны, в идеальном случае звук должен поглощаться, а шум окружения должен быть изолирован. Особенно  это касается акустических инструментов и голоса, для них этот параметр критичен. Хорошим выходом является сооружения изолированной будки для записи. Ее стены необходимо оббить поглощающим материалом, лишние вибрации должны быть погашены. Все это значительно облегчает труд звукорежиссера и лишает необходимости удалять шумы из записи.

Рис. 9. Вокальная кабина

Рис. 9. – Вокальная кабина

Как происходит запись?

После того, как подготовка закончена, начинается сам процесс записи. Отсюда стартует и работа исполнителя. Половина успеха зависит от самого исполнителя, а вот другая – от работы звукорежиссера и оборудования.

Для многодорожечной записи применяются специальные программы – секвенсоры. Такая программа повышает производительность в сотни раз и дает широкие возможности для творчества. Все записи хранятся на жестком диске и могут быть изменены и дополнены в любой момент.

Рис. 10. Многодорожечный секвенсор Steinberg Cubase

Рис. 10. – Многодорожечный секвенсор Steinberg Cubase

Что такое мониторинг звука?

Мониторинг – процесс наблюдения за звуком в процессе записи. Для этого каждый исполнитель должен иметь специальные наушники, которые способны правдиво передавать звук. Звукорежиссер должен иметь пару специальных колонок-мониторов. Обычные мультимедийные колонки и наушники  для этой цели не подходят, т.к. в них звук подается с окраской для более приятного звука. В то время, как звукорежиссеру важно услышать дефекты записи и устранить их. Для правильного мониторинга нужна верная отстройка оборудования и благоприятная акустика помещения. Если запись прошла успешно и при мониторинге не выявлено серьезных недостатков, то можно приступать к последнему этапу – обработка.

Рис. 11. Студийные мониторы Yamaha Hs50M

Рис. 11. – Студийные мониторы Yamaha Hs50M

Сведение и мастеринг

Сведение или микширование (от англ., mixing – смешение) – стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи, заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. С микшированием обычно совмещается финишная обработка записи (установка громкостей партий, наложение специальных и шумовых эффектов). Мониторинг неразрывно связан со сведением, является залогом его завершения. Есть несколько основных понятий сведения:

  1. Баланс громкости различных треков (дорожек).
  2. Панорама – расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание соответствующей акустической среды;
  3. Динамика – создание композиции музыкальной звукозаписи, форма подачи; выдерживаются вступление, развитие, кульминация и спад;
  4. Прозрачность – сведение треков, чтобы каждый инструмент записи был различим и читался, не заглушая другие инструменты;
  5. Плотность – отвечает за насыщенность звука;

Важный момент заключается в том, что при записи более одного инструмента необходимо применять компрессию (сжатие динамического диапазона) и эквализацию – изменение громкости отдельных частот (у каждого инструмента свой частотный диапазон) для того, чтобы в сумме все инструменты и вокал звучали гармонично в миксе. Музыкальное произведение будет прослушиваться на системах разного качества и формата, поэтому главной целью мастеринга, сведения и мониторинга – получение правильного звука, таким образом произведение будет хорошо звучать на любой источнике.

Мастеринг (англ. mastering) в широком смысле – процесс производства чего-либо, в ходе которого из исходных материалов создаётся экземпляр продукта, который является в производстве тиража главным, и потому называется также мастер-копией.

  1. Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг.
  2. Для кассеты нужно больше компрессии и высоких частот.
  3. Для винила обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот.
  4. Для CD – «цифровая тишина» вначале и конце каждого трека, отделённого паузами.
  5. Для трансляции в радиоэфире или для звуковой дорожки к видеоклипу также делается отдельный мастеринг.

Выводы:

На сегодняшний день серьезно возрасла доступность устройств для записи и редактирования звука, а их необходимое количество пришло к оптимальному минимуму. Размеры и способы подключения современной звукозаписывающей аппаратуры дали бесценное свойство для людей, работающих со звуком – мобильность. Теперь работа со звуком возможна даже в дороге, что крайне удобно для большинства музыкантов и журналистов. Дальнейшее развитие компьютерных технологий будет открывать новые возможности во всех сферах жизни человека.

Источники:

  1. История звукозаписи от начала и до наших дней. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.3dnews.ru/multimedia/istoriya_zvukozapisi/
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ru.wikipedia.org
  3. Музыкальный портал сиджеев и диджеев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cjcity.ru