ДонНТУ => Портал магистров



                 Резюме      Биография      Реферат      Библиотека      Ссылки      Отчет о поиске       Индивидуальный раздел     

Кучеров Павел Сергеевич
Факультет компьютерных наук и технологий
Кафедра компьютерной инженерии
Специальность «Системное программирование»
Группа СПм-11

Анализ и разработка социальной сети для дистанционного обучения и подготовки к ВУЗам школьников Украины
Научный руководитель: проф. Аноприенко Александр Яковлевич


Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение
1. Феномен социальных сетей
2. Обзор существующих социальных сетей для школьников
3. Программное обеспечение для web-сервера
4. Результаты разработки
Выводы
Список источников

Введение

     В настоящее время наблюдается быстрый рост активности молодежи в социальных сетях, который становится одной из главных примет времени. В педагогической науке этот феномен широко обсуждается и изучается, идет активный поиск путей использования социальных сетей для нужд образования и развития молодежи [1].
     Исследователи считают, что использование цифровых технологий является основой для реализации возможностей персонализации образования, пространством для сотрудничества и позволяют развивать умения учиться [2]. Они утверждают, что использование цифровых технологий позволит учащимся учиться вместе, сотрудничать и накапливать знания, включающие и персональную информацию, в том числе полное имя, возраст, учебное заведение и местоположение учащихся, а также их фотографии. С одной стороны, у взрослых растет обеспокоенность в отношении безопасности и неприкосновенности частной жизни молодых людей, так как дети и молодые люди все чаще становятся авторами блогов, в которых они могут публиковать личную информацию. Кстати, на ее основе уже проводятся разного рода социальные исследования, в том числе социологические и другие [3].

1. Феномен социальных сетей

     Сети существовали издревле: сеть дорог в Древнем Риме, почтовые сети в Средневековье, железнодорожные сети, телеграфные, телефонные сети. И, наконец, телекоммуникационные сети. Каждый новый вид сетей способствовал развитию коммуникаций между людьми и тем самым обеспечивал прогресс.
     В то же время, как любое явление, развитие сетей имело и имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Так, многие ученые предсказывают в перспективе развитие нового «рабовладельческого общества». Власть захватят и уже захватывают глобальные сети и корпорации, которым каждый человек будет подконтролен и требования которых он будет выполнять. Появился даже термин «нетократия» (net — сеть) — новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные ресурсы (деньги, недвижимость и т.д.), а информация и структуры, ее сохраняющие, обрабатывающие и передающие. Уже сегодня «корпоративная символика», «корпоративный стиль», «корпоративная этика», «корпоративные вечеринки», «корпоративный отдых» и т.п. — понятия, ставшие повсеместными. А также покупки только в корпоративных магазинах. За всем этим кроется стремление держать человека, и не только его, но и его семью, его социальное окружение «на виду», под контролем. Повсеместно устанавливаются камеры слежения — на улицах, в банках, в магазинах и т. п. Практически каждый человек со всеми его личными данными во всех деталях уже включен в десятки сетевых баз и банков данных (в том числе и в Украине). Сегодня человек может в Интернете найти о себе такие сведения, о существовании и/или доступности которых даже не подозревает.
     Среди сетевых ресурсов все большую роль играют онлайновые социальные сети, которые помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства.
     Модели социальных сетей, получивших в последнее время значительное распространение как неформальные сообщества — инструмент общения, обмена мнениями и получения информации. Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов — индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп, организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации). Формально социальная сеть представляет собой граф G(N,E), в котором N = = {1,2,…,n} — конечное множество вершин (агентов) и Е — множество ребер, отражающих взаимодействие агентов. Многочисленные примеры социальных сетей (в том числе — анализ свойств реальных онлайновых сетей) приведены ниже.
     Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми и, во-вторых, — реализации их базовых социальных потребностей. Можно выделить две пересекающихся трактовки социальной сети — как социальной структуры и ее специфической Интернет-реализации.
     Техника социометрии (описания социальных групп в терминах теории графов) была впервые предложена и развита в работах Дж. Морено. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом Джеймсом Барнсом, но массовое распространение, не только среди ученых-социологов ((Исследования структуры социальных объектов активно ведутся в социологии начиная с 50-х годов XX века (момента начала активного применения в социологии теории графов). В 1978 г. была образована Международная ассоциация специалистов по анализу социальных сетей, учрежден журнал «Social Networks». В Интернете доступны другие издания по этой тематике — электронные журналы «Connections», «Journal of Social Structure» и др. [4].
     Обобщая причины привлекательности социальных сетей, можно выделить следующие предоставляемые ими пользователям возможности:

  • получение информации (в том числе обнаружение ресурсов) от других членов социальной сети;
  • верификация идей через участие во взаимодействиях в социальной сети;
  • социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.);
  • рекреация (отдых, времяпрепровождение).

«Ключевыми словами» практически любой модели социальной сети являются: агент, мнение, влияние/доверие, репутация. Модель представлена на рисунке 1.1.


Рис. 1.1 – Модель социальной сети

2. Обзор существующих социальных сетей для школьников [7]

     2.1 «Дневник.ру»
     Это уникальный Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса. Логотип можно увидеть на рисунке 2.1. Начал разрабатываться в 2007 году и запустился в конце 2009 года. Сейчас к нему уже подключено более 8000 школ и 700000 школьников РФ. «Дневник.ру» является сетью закрытого типа, в нём можно зарегистрироваться только по коду доступа, который выдаётся учащимся в методическом кабинете школы (на каждую подключаемую школу выдаётся свой код доступа).


Рис. 2.1 – Логотип социальной сети «Дневник.ру»

     2.2 «webiki.ru»
     Социальная сеть-игра для детей младшего школьного возраста;
     2.3 «tvidi.ru»
     Создатели данной социальной сети ставили своей целью создание среды, уникальной и позитивной для развития ребенка школьного возраста. Зарегистрировавшись в социальной сети Tvidi.ru, ребенок сможет играть в интересные он-лайн игры, вести собственный дневник, размещать фото- и видеоматериалы, а так же общаться со своими сверстниками из разных концов света;
      2.4 «kinder-online.ru»
     «Создан для девочек и мальчиков от 10 до 16 лет. Не смотря на это на нашем детском сайте много пользователей, которые гораздо старше и прекрасно влились в коллектив, чему мы очень рады. Здесь Вы сможете завести новые знакомства, обрести много друзей. Гордостью нашего сайта является детский чат, который за короткое время собрал очень дружный коллектив не только с России, но и со всех стран СНГ. Детский чат-портал предлагает Вам большой выбор онлайн игр, а так же поучаствовать в викторине и конкурсах. Так же мы предлагаем Вам посетить наш детский форум или попробовать себя в качестве блогера и создать свой первый детский блог»;
     2.5 «classnet.ru»
      «Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам. Создавая свои классы и наполняя их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото- и видеоматериалами, школьник будет в курсе школьных событий и не отстанет от своих сверстников!»;
      2.6 «webkinz.com»
     Глобальная социальная сеть для детей,  отличается отсутствием User Generated Content. «Все действия детей на сайте заранее смоделированы разработчиками, вплоть до готовых фраз в чате. Это сводит практически к нулю шанс возникновения нежелательного содержания для детей», - говорят создатели сети.
     Логотипы рассмотренных социальных сетей представлены на рисунке 2.2 соответственно.


Рис. 2.2 – Логотипы рассмотренных школьных социальных сетей

     Следует отметить тот факт, что все эти социальные сети рассчитаны на школьников России и в Украине нет аналогов. К сожалению, Украина не является первопроходцем в области Интернет-технологий, потому многие проекты появляются через несколько лет, после того как стали внедрены за границей.

3. Программное обеспечение для web-сервера

     Функции, выполняемые Web-серверами, в сущности очень просты. Web-браузеры общаются с Web-серверами через протокол передачи гипертекстовых сообщений (Hypertext Transfer Protocol, HTTP), простой протокол запросов и ответов для пересылки информации с использованием TCP/IP. Web-сервер получает запрос, находит файл, посылает его в браузер, и потом разрывает соединение. Имеющаяся на странице графика обрабатывается точно так же. Затем настает очередь браузера вывести на экран загруженный из сети HTML-документ.
     Хотя обычно Web-серверы содержат HTML-страницы и графику, на них могут храниться любые файлы, в том числе текстовые, документы текстовых процессоров, видео- и аудиоинформация. Сегодня, если не считать анкет, заполняемых пользователем, и загружаемого контента - основная часть трафика Web передается в одном направлении - браузеры читают файлы с Web-сервера. [5].
     3.1 Операционная система (ОС)
     В качестве операционной системы на сервер установлен дестрибутив Debian.
     Debian — это свободная операционная система и набор прикладных программ для компьютера. В Debian используется ядро Linux, но большинство утилит ОС разработано в рамках проекта GNU; поэтому полное название проекта — Debian GNU/Linux.
     Debian GNU/Linux — это не только операционная система. В его состав входит более 25000 пакетов заранее скомпилированного программного обеспечения, которые легко могут быть установлены.
     Debian стал основой целого ряда дистрибутивов (более 100, список дистрибутивов, основанных на Debian). Самые известные из них — Adamantix, Bioknoppix, Dreamlinux, Clusterix, Gnoppix, Knoppix, Ubuntu, Libranet, Linspire, MEPIS, Xandros Desktop OS и Maemo.
     В настоящее время существует множество клиентских и серверных технологий для построения Web-страниц. Клиентские технологии выполняются в браузере (JavaScript, VBScript, Java-апплеты, DHTML и т.д.), а серверные обрабатывает сервер и возвращает клиенту только HTML-код (Perl, ASP,РНР). Язык РНР не ограничивает вас и позволяет с легкостью использовать клиентские технологии совместно с инструкциями РНР. Но стоит ли их использовать без особой надобности? Я думаю, что нет, и это мы сейчас увидим.
     3.2 Серверные и клиентские технологии
     Рассмотрим клиентскую технологию на примере JavaScript. Если  использовать этот код в проектах, то нет гарантии, что страница будет отображена в любом Web-браузере. Некоторые не поддерживают данную технологию, а там, где есть поддержка, пользователи иногда отключают JavaScript в целях безопасности.
     Таким образом, страница может отображаться некорректно, и это вызовет лишние проблемы у посетителей.
     Не стоит использовать JavaScript, если он не принесет реальной выгоды. Намного лучше будет возложить выполнение этих операций на сервер, и тогда сайт будет правильно отображаться в любом браузере.
     Клиентские технологии не могут соединяться с базами данных и формировать HTML-код для удобного отображения и восприятия информации. Они, скорее, предназначены для придания сайту привлекательности. Серверные технологии используются для динамического создания страниц и отображения их пользователю, поскольку эта работа невидима для пользователя.
     Серверный язык, который используется в проекте – php.
     PHP - язык создания сценариев, который давно перерос свое название. Дело в том, что PHP - это аббревиатура от слов Personal Home Page. Первая версия PHP была создана Расмусом Лердорфом в 1994 году и представляла собой набор инструментов для отслеживания посетителей Web-страницы. Со временем PHP из набора инструментов превратился в полноценный язык программирования, а его название было изменено как рекурсивное образование PHP HyperText Preprocessor (препроцессор гипертекста PHP).
     PHP – это серверный язык создания сценариев. Конструкции PHP, вставленные в HTML-текст, выполняются сервером при каждом посещении страницы. Результат их обработки вместе с обычным HTML-текстом передается браузеру.
     В настоящее время основной версией PHP является пятая.
     Существуют два основных конкурента PHP: Active Server Pages (ASP) компании Microsoft и ColdFusion компании Allaire. [6].
     По сравнению с ними PHP обладает рядом преимуществ, в числе которых:

  • Высокая производительность. PHP программы работают быстрее, чем ASP.
  • Функциональность. Разработку PHP-программы можно отделить от собственно разработки Web-страницы, что упростит жизнь и программисту, и дизайнеру.
  • Цена. PHP абсолютно бесплатен.
  • Простота в использовании. Имеющие опыт программирования на распространенных языках найдут синтаксис PHP хорошо знакомым.

4. Результаты разработки

     Разработка проекта началась в начале 2011 года и продолжается до сих пор (17.05.2012). За первые полгода разработки были реализованы все поставленные задачи, проект был запущен для широкой аудитории и за следующие полгода продвижения набрал более 50000 зарегистрированных пользователей. На рисунке 4.1 можно увидеть анимированную шапку сайта.


Рис. 4.1 - Анимированная шапка сайта

     За время продвижения проект стал интересен не только пользователям, но и другим компаниям смежной тематики. Например проект "Интернет урок" предложил сотрудничество и предоставил весь образовательный видео-контент своего сайта бесплатно. На рисунке 4.2 можно увидеть видеораздел и часть интерфейса сайта.


Рис. 4.2 - Интерфейс сайта и видеораздел с уроками

     На лето 2012 года запланировано перевести сайт на английский язык, добавить API для разработки приложений сторонними разработчиками. И после завершения разработки нововведений планируется привлечение англоязычной аудитории.

Выводы

     Разрабатываемая нами школьная социальная сеть, в большей части своего функционала, не отличается от существующих на сегодняшний день школьных социальных сетей России. Социальные сети для школьников отличаются от сетей общего назначения тем,  что школьники будут сразу разбиты по классам и школам. Кроме создания групп, у каждого класса будет собственный блог, из которого будет формироваться блог школы, где школьники смогут вести дневник событий, делиться мнениями об учителях, совместно выполнять домашние задания и узнавать новости из жизни школы по различным классам. Так же жёсткая модерация контента – неотъемлемая часть проектов для детей.
     На первом этапе разрабатывается социальная сеть развлекательного направления, поскольку самый трудный этап в развитии проекта — набрать первый костяк целевой аудитории, которая будет не только активна на сайте,  но и будет вносить свои идеи в развитие проекта, участвовать в жизни сайта и рекомендовать своим знакомым.

Список источников

[1] Martin Owen, Lyndsay Grant, Steve Sayers and Keri Facer. Social software and learning, Futurelab, July 2006;

[2] Розина И.Н.. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам. - Educational Technology & Society, 12(2), 2009, ISSN 1436-4522, pp. 389-408;

[3] Голицына И.Н. "Социальные сети как средство развития интеллектуального потенциала пользователей" [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3/Golicina.pdf;

[4] Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. "Социальные сети: модели информационного влияния, управления, противоборства", Москва, Физматлит, 2010;

[5] Роберт П. Липшуц, «Серверы Web», СК Пресс 4S/96 PC Magazine, September 10, 1996, p.16;

[6] Езерский C., Web-сервер на Debian GNU/Linux;

[7] Детские социальные сети [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.ph4.ru/kids_sockids.ph4


Примечание

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2012. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

 

 

Резюме      Биография      Реферат      Библиотека      Ссылки      Отчет о поиске       Индивидуальный раздел