ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Выбор темы научной работы был обусловлен личной заинтересованностью в проблеме дезориентации современного человека в выборе ценностей. Было обноружено, что большинство современных людей определяют для себя смысл жизни как: заработать много денег, создать семью и тому подобное. Очень редко встречаются люди, которые определяют смысл жизни в любви, самореализации. Однако тех, кто задумывается о смысле своей жизни в масштабах вечности, можно насчитать единицы. В ходе разработки проблемы, был сделан вывод, что такое понимание жизни, ее смысла и цели напрямую зависит от дезориентации современного человека в понимании смерти.

В современном социуме наблюдается тенденция к вытеснению смерти из коллективного сознания, когда общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает, и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. В максимально рационализированных социумах Запада кончина человека обставлена так, что она становится делом одних только профессионалов: врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом. Те же тенденции наблюдаются и в Украине. Действительно, подготовленному человеку смерть представляется естественным финалом жизненного пути, а не безысходным крахом. К такому выводу сейчас приходят во многих странах. Раздается все больше голосов о необходимости психологической подготовки с раннего возраста, развивается специальная наука — танатология, в ряде стран учебные курсы по проблемам смерти и умирания включены в планы университетов не только на факультетах медицины, но и психологии, философии и права.

1. Актуальность темы

Смерть — один из коренных параметров коллективного сознания, а поскольку последнее не остается в ходе истории неподвижным, то изменения эти не могут не выразиться также и в сдвигах в отношении человека к смерти. Изучение установок в отношении к смерти может пролить свет на установки людей в отношении к жизни и основным ее ценностям. Поэтому восприятие смерти, загробного мира, связей между живыми и мертвыми — темы, обсуждение которых могло бы существенно углубить понимание историками социально-культурной реальности минувших эпох и, что важнее, современности. Магистерская работа посвящена рассмотрению проблемы смерти в современном обществе, которому присущ разрыв с традицией в понимании конечности человеческого бытия. Поднимаются вопросы, связанные с противоречивым объяснением феномена смерти в науке и в религиозных учениях, которые вносят коренные изменения в образ жизни современного человека.

Магистерская работа посвящена рассмотрению проблемы смерти в современном обществе, которому присущ разрыв с традицией в понимании конечности человеческого бытия. Поднимаются вопросы, связанные с противоречивым объяснением феномена смерти в науке и в религиозных учениях, которые вносят коренные изменения в образ жизни современного человека.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является сравнение танатологических учений в Авраамических религиях.

Основные задачи исследования:

•Определить основные понятия исследования, методологию и степень разработки танатологической проблематики в религиоведении, философии и теологии;

•Исследовать различия в отношении к смерти в религиях откровения, как фактора, определяющего смысл жизни верующих;

•Выявить механизм влияния религиозных танатологических учений на практическую деятельность современного человека.

Объект исследования: верования и традиции, связанные со смертью в иудаизме, исламе и христианстве.

Предмет исследования: отношение к смерти в иудаизме, исламе и христианстве как фактор, определяющий религиозное учение, религиозную и повседневную практику.

3. Обзор исследований и разработок

Отношение человека к смерти изучается на современном этапе многими историческими, социологическими, психологическими дисциплинами с разных сторон. Это касается не только зарубежных ученых, но также и отечественных

3.1 Обзор международных источников

Среди зарубежных исследований отношения к смерти следует назвать такие направления как история ментальности, представленная работами Ж. Дюби [1], Л. Февра [2], и историческаю антропологию, в которой отношение к смерти рассматривается как — «своего рода эталон, индикатор характера цивилизации», «один из коренных» параметров «коллективного бессознательного» (Ф.Ариес)[3]. Тщательно изучаются образы смерти в различных культурах; устанавливается связь картины мира того или иного народа с его отношением к смерти. .

Энциклопедия Джеймса Р. Льюиса,всемирно известного специалиста по нетрадиционным религиозным течениям, знакомит читателя с обширным мифологическим, историческим, научно-философским сводом знаний о загробной жизни [4]. Карл Христиан Клемен также исследует представления о загробной жизни в различных религиях [5]. Арье Кармель в своих исследованиях рассматривает еврейский способ жизни, традиции, связанные как с жизнью, так и смертью в еврейском народе [6]. Рабби Др. Нахум Гамсель исследует еврейское отношение к смерти и представления о загробной жизни в иудаизме [7]. Интересными являются исследования Тома Райта, который поднимает проблему смерти и жизни после смерти в христианстве [8]. Объемно и развернуто о мусульманском представлении о смерти и загробной жизни говорит Харун Яхья [9] О проблеме связи  современного светского и религиозного представления о смерти с вопросами биоэтики пишет Э.Сгречча[10]. Этой же тематике посвящены работы Иоанна Павла II [11].

3.2 Обзор отечественных источников

Среди отечественных исследователей важное значение для данного исследования играют наработки А.Я. Гуревича, который обращается к проблеме восприятия смерти в истории, [12], Т.Н.Кетовой, В.Ш. Сабирова, С.А.Исаева, С.Рязанцева, А. Кураева, М.А.Шенкао, Г.Г.Ершова, Р.К.Баландина [13-20] А.А. Кудинова делает обзор всех известных человечеству представлений о смерти и исследует понимание смерти на современном этапе, связанные с ним проблемы [21]. А.В. Низова интересна своими исследованиями в области православной биоэтики [22]. И.Т.Фролов сосредотачивает свое внимание на проблеме этической составляющей в современном научном понимании феномена смерти [23].П. Полонский и М. Китросская исследуют детали еврейского религиозного похоронного ритуала,предпринимают попытку раскрыть философские идеи , скрытые за этим ритуалом, и объяснить древние порядки в категориях, доступных восприятию современного еврея[24].

3.3 Обзор локальных источников

В В Донецком национальном техническом университете указанная проблема нашла отражение в публикациях материалов международных научных конференций кафедры философии. Здесь необходимо упомянуть доклад проф. Таланова В.М. «Проблема жизни и смерти в экзистенциальном содержании образования» [25] и выступления Ю.Н.Киселевой «Жизнь и пост-жизнь: полеміка биоконсерватизма и биомодернизма как мировоззренческая оппозиция начала ХХІ века», Бардиновой А.И. «Представления об эвтаназии в исламе», Кучинской Л.С. «Эвтаназия как проблема современной биоэтики», Литвиненко Д.А. «Эвтаназия: за или против?»[26].

4. Различия в религиозных представлениях о жизни как следствие различий в религиозных представлениях о смерти

Страх перед смертью заложен в самой человеческой природе, в самой тайне жизни. Однако в конкретной эпохе, через призму определенных духовных ценностей этот страх обретает различные преображенные формы. Вот они-то и находили отражение в стойких религиозно-практических установках. Сравнение мировых религий, далеких  культур, которые формируются вокруг них, показывает, что черту между жизнью и смертью люди воспринимают по-разному.
Кроме того, то, каким образом в религиозных традициях трактуется проблема смерти, прямо влияет на то, какой людям представляются ценность и смысл жизни, ценности в этой жизни. Понимание смерти определяет видение человеком всех остальных фундаментальных вопросов жизни, формирует мораль, является источником того или иного поведения. 
Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…чтобы знать, как живут организмы животного и человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти»[27]. Это высказывание можно использовать не только в понимании человека как биологического организма. Объяснив то, каким образом человек представляет смерть, мы можем объяснить чем для него представляется жизнь.
В качестве примеровов такой зависимости можно привести три монотеистических религии, как их еще называют, религии откровения: иудаизм, христианство и ислам, имеющих одни корни, но содержательно различные учения. В основе иудаизма - договор, который является одновременно юридическим соглашением и «браком» по любви между Яхве и его избранным народом. Иудаизм основан на отношениях и обещаниях, касающихся этой жизни, и поэтому с еврейской точки зрения, смерть и умирание считаются частью жизни. Только в земной жизни человек может делать хорошие или, наоборот, злые поступки, исправлять причиненное зло, раскаиваться [24, c. 4]. Когда смерть придет, мы уже ничего не сможем поделать: мы не сможем искупить свою вину, которую перед кем-то чувствуем, не успеем извиниться за оскорбления или ошибки. Поэтому такое отношение к смерти, готовность к тому, что она может наступить в любой момент, заставляет ценить каждый прожитый день, словно последний. В противоположность этому, перспектива посмертного рая составляет основу религиозной жизни в практике христианства и ислама, так что исключение верований, связанных со смертью и «жизнью» после нее означало бы исключение самой сути этих вероисповеданий.
Бессмертие личности как целостного существа мыслимо в христианстве, но только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Смертность человека - наказание человеку за первородный грех, который снимается с приходом смерти. Для этого земная жизнь превращается в сон, пустую мечту, мыльный пузырь без осознания того, что настоящей целью человека является обожение и движение к вечной жизни. По сути, земная жизнь есть лишь приготовление к жизни вечной, которое не за горами для каждого, и те поступки, которые мы позволяем себе в этой жизни, будут говорить за нас в загробном мире, определять каким именно для нас станет это вечная жизнь [14, c. 26].
Близка христианской трактовке смерти, представление мусульманское, в том плане, что земная жизнь определяется как призрачное и временное. Как и тело человека, мир, который нас окружает, полон недостатков. Нам дарована короткая мирская жизнь, как и наши тела, данные нам на временное использование и хранение Аллахом. Вечная жизнь и безупречность творения возможны лишь в потустороннем мире. Вера в загробный мир - одно из основных условий, указанных в Коране. Священное писание говорит, что вера в незримый потусторонний мир является самым большим подтверждением глубины и искренности верующего. Если человек верит в загробный мир, то он беззаветно верит в Аллаха, в его святое писание и посланника [9, c. 64-65]. Страх смерти в этой традиции замещается страхом божьей кары. Вся повседневная практика мусульманина сконцентрирована на соблюдении предписаний, в случае нарушения которых верующего ожидают страшные страдания ада.

Дезориентация современного человека в выборе ценностей

Рисунок1 – Дезориентация современного человека в выборе ценностей

(анимация: 3 кадра, 16 циклов повторения, 24 килобайта)

Расставляя акценты между жизнью и смертью, религиозные учения формируют то или иное мировоззрение, определяют ментальность. Трактуя по-разному проблему смерти, вариативным становится понимание и самой жизни, ее ценности как таковой и ценностей в этой жизни. Именно поэтому нам так трудно понимать и принимать точку зрения, сформировавшиеся в контексте иной религиозной традиции и культуры, которая конструируется вокруг нее. И хотя сейчас мы испытываем на себе глобализационные процессы, хотя научное знание стремиться к формированию у человечества универсального мировоззрения и взаимного понимания между культурами, заложенные с давних пор, различия в фундаментальных вопросах жизни и смерти дают не слабые отголоски в повседневности (см. рис.1).

5. Нерешенные проблемы современности, связанные с противостоянием религиозного и научного понимания смерти

Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь. Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании П.П. Павлова:«какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую»[28].

Понимание смерти как конца биологического существования ставит перед человеком задачу продления этого самого биологического существования, выявив механизмы умирания человеческого тела, мы находим все новые и новые способы замедления и предотвращения старения тела, его нового воспроизводства (клонирования). Меняются акценты в понимании жизни и ее смысла, таким образом, человек науки все меньше заботится о том, что человек религиозный называет душой, он уже не готовит ее к жизни вечной. В лучшем случае, человек стремиться теперь увековечить себя в том, что останется от него в этом мире после того, как он его покинет. Осознание человеком своей смертности порождает такую дихотомию, которую Э. Фромм называет«креативной интенцией бессмертия». «Страх смерти, - пишет он, - есть проявление упреков совести за упущенные возможности творческого применения своих способностей. Умирать мучительно горько, но мысль о том, что придется умереть, так и не прожив настоящей жизни, непереносима»[29, с.128].

Как бы там ни было, но новые возможности, связанные с продлением жизни человеческого тела, также несут в себе неразрешенные проблемы. «Особенно остро проблема смерти и связанная с ней проблема неповторимости и уникальности каждой личности, - пишет И.Т.Фролов, - возникает в связи с пересадкой жизненно важных органов, и прежде всего сердца»[23, c. 534]. С этим мнением нельзя не согласится. Важна нравственная сторона проблемы, она многоаспектна. Фролов продолжает: « ...необходимы строгие научные критерии констатации смерти, базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в том числе и обреченного, по мнению врача, на верную смерть. С моральной точки зрения ни один больной не может рассматриваться в качестве потенциального донора жизненно важных органов»[23, c. 535] .

В этой связи не только аморальна, но и кощунственна ситуация, когда богатые люди, с целью продления собственной жизни, покупают органы у живых доноров – людей, не имеющих других средств к существованию. А ситуация сегодня приобретает все более угрожающий характер, особенно в развивающихся странах. Можно даже поставить вопрос так: не станет ли одна часть людей «биологическим материалом» или «запчастями»для другой? Кроме того, к концу XX века бурное развитие медицины привело к появлению таких аспектов в проблеме жизни и смерти, о которых могли заявлять самые смелые фантасты. Это проблема клонирования. Клонирование животных к концу века – это уже свершившийся факт.Как говорят ученые, это поможет спасти жизнь людей, страдающих на сегодняшний день неизлечимыми болезнями. Однако, опасения связаны, прежде всего, с возможностью «управлять» процессом «создания» человека с заранее заданными качествами. Резон в опасении есть, и он связан с тем, кто будет решать какие человеческие качества (или какой тип человека) будет воссоздаваться. И с другой стороны, клонирование приведет лишь к воспроизводству человеческого тела. «Самость» человека вряд ли удастся клонировать.

Утрата человеком ощущения ответственности за свои земные поступки, за содержание своей души, утрата ощущения предопределения собственной жизни и жизни после смерти, утрата прежней схемы, отвечающей на все фундаментальные вопросы человека, даваемая религией и сейчас отрицаемая наукой привела к ранее невиданному уровню суицидов во всем мире. Это сделало необходимым возникновение науки суицидологи. Отвернувшись от религии человек запутался в том, что есть смерть и каков, соответственно, его смысл жизни. Вследствие такой путаницы и ощущение покинутости себя в этом мире один на один с этими вопросами, человек очень часто становится жертвой самоубийства. Проблема эвтаназии, ставшая в наше время более чем актуальной – еще одна сторона новой «секуляризованной» трактовки смерти. Интенсивное развитие медицины сегодня способствует тому, что вопрос жизни и смерти оказывается вопросом выбора, причем это выбор не только одного человека, о жизни и смерти которого идет речь, но и других лиц. Поднимаются следующие вопросы: является ли право на жизнь не только правом, но и долгом и обязанностью? Должно ли общество охранять жизнь человека помимо и вопреки его воле? Несмотря на все достижения науки подобные вопросы всегда будут оставаться вне ее компетенции. Одной из чрезвычайно сложных для решения проблем сегодня является проблема смертной казни как криминального наказания в контексте признания права человека на жизнь. Основой философского учения о неотъемлемом праве человека на жизнь есть концепция ее естественного права. Она рассматривает права человека как априорные ценности, данные ему природой и Богом, в этой связи они являются тем императивом, нарушить или отобрать которые никто, кроме их творцов, не в состоянии. Однако отсутствие такого творца, на чем настаивает наука, снова ставит подобные проблемы в тупик [24, c.224 -235].

Таким образом, те изменения, которые произошли с научно-технической революцией в жизни человека, в его понимании смерти и представлении о смысле существования, вызвали еще больше нерешенных проблем и вопросов, чем когда-либо. В большинстве своем они касаются этики и морали, которые и определяют поведение человека, его отношения с другими и с самим собой. В культуре, где нет установленных схем, ориентирующих человека в его жизнедеятельности, человек вынужден самостоятельно конструировать для себя эти схемы, и результат зачастую оказывается самым неожиданным.

Выводы

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. В результате проведенного в работе исследования было установлено, что в секляризированном мировоззрении современного человека претерпели значительные изменения представления о смерти. 

На современном этапе человечество сталкивается с множеством проблем, связанным с противоположным толкованием проблемы смерти в религии и науке. В связи с этим феномен смерти занимает все болье умов специалистов разных областей знаний, смерть рассматривается под разными углами зрения, формируется целая наука, призванная охватить весь комплекс знаний о смерти. Многие специалисты в своих исследованиях приходят к мысли о том, что отношение к смерти прямо влияет на определение ценности жизни, ее смысла и цели. Однако, явно недостаточно используется потенциал, наработанный человечеством на протяжении тысячелетий и нашедший свое выражение в традиционных учениях, для решения многочисленных биоэтических проблем: клонирование, эвтаназия, смертная казнь, аборт, пересадка органов и других. «Библейские религии» как их называют, а именно иудаизм, ислам и христианство, содержат в своем учении проблему смерти как одну из важнейших проблем, вокруг которой разворачивается дальнейшее учение. Ведь отношение к смерти определяет онтологию, гносеологию, этику, эстетику и другие сферы человеческого познания и деятельности, которые в свою очередь прописаны в святых писаниях и отражены в деятельности религиозных институтов.

Современное понимание смерти, сформированное научным мировоззрением, становится в разрез с религиозной трактовкой этой проблемы, преобладающей в сознании человечества веками, формирующей мораль и этику человеческого сообщества, от чего перед человеком нашего времени встает множество жизненно важных вопросов и проблем. Претендуя на могущество невиданных масштабов, наука до сих пор не готова ответить на вызов этих и других проблем, входящих на протяжении тысячелетий в компетенцию философии и религии.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Дюби Ж. История Франции. Средние века. / Жорж Дюби. – М.: «Международные отношения», 2000. – 416 с.

  2. Февр Л. Бои за историю. / Люсьен Февр – М.: Наука, 1990. – 627 с.

  3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Пер. с фр. В.К.Ронина.- М.:Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992. – 526с.

  4. Льюис Дж.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. / Джеймс Р. Льис. – Ростов на Дону:«Феникс», 1996 г. - 554 с.

  5. Клемен К. Х. Жизнь мертвых в религиях человечества. / Карл Христиан Клемен.– М.: Intrada, 2002.  –222 с.

  6. Кармель А. Иудаизм. Еврейский образ жизни. / Арье Кармель.– Иерусалим, 1994. – 232 с.

  7. Рабби Др.Нахум Гамсель. Еврейское отношение к смерти, пациент перед смертью и после нее [Электронный ресурс]. – Режим досупа:  http://hillel.com.ua/zhizn_cikl_otnoshenie_k_smerti.php

  8. Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в хрисианстве. / Томас Райт. – М.:«Эксмо», 2009. – 384 с.

  9. Яхья Х. Смерть – конец света – ад. / Харун Яхья. – Изд.: «Культура Паблишинг», 2007. – 202 с.

  10. Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача. // «Медицина и права человека». / Э. Сгречча – М.: «Прогресс», 1992. – 38 с.

  11. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность. – М.: «Круг», 1993. – 350 с.

  12. Гуревич А. Смертькак проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. \\ Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры 1989. / А. Гуревич. - М.: Наука, 1989. – 198 с.

  13. Кетова Т.Н.Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. /  Т.Н. Кетова. – Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С. 110-112.

  14. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. / В.Ш.Сабиров. – М.:«Знание»,1987. – 64 с.

  15. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. / С.А.Исаев – М.:Политиздат, 1991. – 236 с.

  16. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). / С. Рязанцев. – СПб.: ВЕИП, 1994.–183 с.

  17. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки. / А. Кураев. – М.; Клин: БСТ, 1995. - 416 с.

  18. Шенкао М.А.Смерть, как социокультурный феномен. / М.А. Шенкао – К.«Ника-Центр», 2003. – 320 с.

  19. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. / Г.Г. Ершов. – М., 1990.–148 с.

  20. Баландин Р. К. Жизнь, смерть, бессмертие. / Р.К. Баландин. – М.: «Знание», 1992.– 78 с.

  21. Кудинова А.А. Под знаком вечности (проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека): Монография. / А.А. Кудинова. – Запорожье: ЗГИА, 2001. – 249 с.

  22. Низова А. В. Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции. / А.В. Низова.– Тула, 2007. - 174 с.

  23. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме./ И.Т. Фролов. – Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – 559 с.

  24. Долг живых: Еврейские традиции похорон и траура под ред. П. Полонского и М. Китросской.  / П. Полонский, М. Китросская. — М.: Маханаим, 1994. — 184 c.

  25. Таланов В.М. Проблема смерти в экзистенциальном содержании образования. // Творча спадщина В.І.Вернадського та проблеми формування сучасної екологічної свідомості (Вернадські читання): Доповіді і повідомлення 5-ї Міжнародної наукової конференції 26-27 квітні 2007 р. У м.Донецьку / Під ред. Р.О.Додонова. – Донецьк, 2007. - 28 - 31 c.

  26. Перспективи вирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ «Наука і освіта», 2012. – 284 с.

  27. Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии. / К. Бернар. - М.: «БиоМедгиз», 1937. – 512 с.

  28. Павлов И.П. Полное собрание сочинений в 6 т. — Москва: «АН СССР», 1952. — Т. 1. – 595 с.

  29. Фромм Э. Психоанализ и этика./ Э. Фромм. – М.: «Республик», 1993. – 415 с.