ДонНТУ   Портал магистров

Все приходящее, а музыка вечна!

Начало моего пути в музыкальном искусстве

Не помню тот день, когда меня впервые посадили за домашнее, ранее пылившееся пианино. Знаю только, что тогда мне еще не было четырех лет. Это была инициатива дедушки, который сам немного умел играть и хотел привить любовь к музыке своей внучке. Особой радости, но и особого неудовольствия мне это занятие не доставляло. Передо мной ставили механический таймер, который издавал пищащий сигнал – сигнал об окончании занятия. Первыми изученными хитами стали великие народные произведения типа «Жили у бабуси», «Как под горкой под горой», которые мы с младшим братом исполняли (он в качестве певца) на домашних концертах.

Преодоление трудностей и первые успехи

Дальше в основном я занималась самостоятельно. Но, когда мне уже было 8 лет, поступило предложение отдать меня в музыкальную школу. Когда меня первый раз привели на прослушивание к преподавателю, я с гордостью исполнила «К Элизе» Бетховена. После чего преподаватель сказала: «Ну, конечно, уровень у вас не для первого класса. Но положение рук ужасно. Надо переучивать». И мы снова вернулись к репертуару «Жили у бабуси».

А дальше 7 лет обучения. Ежедневные занятия минимум 1,5 часа и это в то время, когда сверстники после школы отправлялись гулять. Или вот еще: тут школьное мероприятие, а у тебя занятия по сольфеджио или хору! Конечно, хотелось все бросить. Но потом как-то все утряслось. Отчетные и академические концерты, конкурсы, а вместе с этим и грамоты за занятые места и отличную учебу.

Да, я не выбрала музыкальный путь, но очень благодарна тем, кто мне открыл мир музыкального искусства.

Мировые классические произведения

Есть произведения, которые тяжело исполнять не из-за их технической сложности, а из-за недостаточного их переживания: когда произведение не воодушевляет, а просто отнимает силы и его сложно доиграть до конца. Хочется написать о тех произведениях, которые не входят в такой список, и которые я бы советовала послушать.

Из всех лирических произведений, которые я исполняла, наибольшее впечатление произвел на меня «Ноктюрн до-диез минор» Ф. Шопена. Этот ноктюрн был написан в период, когда композитор навсегда покинул родину, поэтому в ноктюрне передана тоска и переживания автора. Но это то, что касается исторических фактов. Меня это произведение очаровало своей музыкальностью, грустью и легкими музыкальными переливами.

Еще хочется сказать о произведениях «Баркарола» и «На тройке» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Барка – это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. «Баркарола» – один из петербургских музыкальных пейзажей в цикле Чайковского «Времена года».

Совсем другое настроение передает «На тройке». В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей – вот символы продолжающейся жизни.

    Список ссылок

  1. Анализ ноктюрна cis-moll (посмертного) Ф.Шопена.
  2. Биография Фридерика Шопена (Frederic Chopin).
  3. Пётр Ильич Чайковский. Времена года.