Назад в библиотеку

Исследования и разработки ВТИ по совершенствованию систем и оборудования пылеприготовления и топливоподачи тепловых электростанций

Автор:к.т.н. Толчинский Е.Н., д.т.н. Михайлов Н.М.
Источник: Журнал«Теплоэнергетика» – 1984. – 10. – с. 56-61

Проблемы, связанные с разработкой и созданием высокоэффективных надежных систем и оборудования топливоподачи и пылеприготовления, а также протекающие в них процессы являются предметом научных исследований ВТИ имени Ф. Э. Дзержинского с момента его основания.

Научная направленность и актуальность разработок в области пылеприготовления и топливоподачи определялись теми задачами, которые ставились перед отечественной энергетикой в различные периоды ее развития.

Увеличение единичной мощности энергоблоков до 800 МВт и мощности тепловых электростанций потребовало создания высокопроизводительного оборудования топливоподачи и систем пылеприготовления, обеспечения экологической чистоты и взрывобезопасности при технологической переработке огромных масс твердых топлив.

Для технического перевооружения действующих электростанций с энергоблоками мощностью 200—300 МВт необходимо высокоэффективное пылеприготовительное оборудование и новые схемные решения пылеподготовки и пылепитания с учетом возможности размещения этого оборудования в существующих строительных габаритах.

Разработки новых технологий сжигания твердого топлива (в пузырьковом и циркулирующем кипящем слое, газификации угля в газогенераторах под давлением) выдвинули специфические требования к качеству подготовки топлива и сорбентов, к системам подачи их в топливоиспользующие установки.

Основы создания высокоэффективного и надежного оборудования топливоподачи и сушильно-мельничных систем, разработка теории сушки и размола топлив были заложены в трудах известных в этой области ученых ВТИ. Многие работы выполнены ВТИ в творческом сотрудничестве с электростанциями, ПО «Союзтехнерго», НПО ЦКТИ, машиностроительными заводами и другими научно-исследовательскими и проектными организациями.

Эффективность и надежность работы оборудования топливоподачи и сушильно-мельничных систем электростанций в значительной степени зависят от физико-механических свойств (сыпучести, смерзаемости, размолоспособности, абразивности, пыления, взрываемости, засоренности металлом и другими посторонними предметами) подготавливаемого к сжиганию топлива, исследование которых в ВТИ ведется постоянно.

Изучение сыпучих свойств твердого топлива, которые определяются такими показателями, как насыпная плотность, статический и динамический углы естественного откоса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, адгезия и когезия, позволило экспериментально установить зависимость этих показателей от влажности, зольности, состава минеральных примесей и гранулометрического состава угля и выявить особенности движения топлива в топливных течках и бункерах [1]. На основании этих зависимостей разработаны и внедрены на электростанциях рекомендации, предотвращающие налипание топлива и замазывание им механизмов топливоподачи, застревание его в течках и зависание в бункерах.

Работы по обеспечению нормального истечения топлива из бункеров сырого угля, исключения сводообразования в них и достижения равномерности подачи топлива питателями в настоящее время проводятся в СибВТИ.

Применение бункеров заданной емкости при больших углах наклона стенок требует увеличения высоты стенок и удлинения конвейеров. Однако анализ работы систем топливоподачи отечественных и зарубежных электростанций показал, что само по себе увеличение емкости бункеров сырого угля еще не гарантирует надежность снабжения топливом пылеприготовительных установок. Эффективное использование емкости бункеров сырого угля возможно лишь при существенном (на 25%) превышении производительности топливоподачи над производительностью пылеприготовительных установок.

В ВТИ разработан метод расчета емкости бункеров, обеспечивающих надежное снабжение мельниц топливом [2]. В качестве критерия надежности топливоснабжения принят период времени между циклами заполнения бункеров топливом, необходимый для выполнения работ по обслуживанию оборудования, для развертывания резервной нитки топливоподачи или для перехода на подачу топлива со склада.

Для предотвращения замазывания влажным топливом колосников молотковых дробилок был разработан незамазываюшийся неподвижные грохот с расширяющимися по ходу движения топлива щелями, который позволил отделять из топлива мелочь с размером частиц менее 25 мм. При отсеве мелочи из топлива перед дроблением производительность молотковых дробилок увеличилась на 25%, а ресурс бил увеличился почти в 2 раза, при этом была усовершенствована форма бил с "уменьшением их массы на 30%.

Большой объем работ по усовершенствованию процесса дробления топлива и конструкции бил проводится в УралВТИ [3].

Для отделения из угля металла и других посторонних предметов, попадание которых снижает надежность и качество работы оборудования топливоприготовления, была разработана конструкция тихоходного барабанного грохота-дробилки. Корпус ее выполнен в виде вращающегося барабана с отверстиями и рассчитан на использование в течение десятков тысяч часов. Куски топлива, падая с лопаток, дробятся, а посторонние предметы задерживаются в барабане и удаляются в отходы. Головной образец грохота-дробилки, изготовленный на предприятиях Главэнергоремонта, в настоящее время проходит испытания в системе топливоподачи Березовской ГРЭС-1.

Смерзаемость топлива — проблема серьезная, ибо из-за нее увеличивается время простоя вагонов под разгрузкой и нарушается бесперебойное снабжение котлов топливом. Исследованиями ВТИ впервые установлено, что у углей всех марок, торфа и сланца смерзается (превращается в лед) только часть влаги, остальная находится в переохлажденном состоянии вплоть до температуры —60 °С. Несмерзающаяся часть определяет «безопасную» влажность топлива, при которой не происходит смерзания и топливо без затруднений может транспортироваться на большие расстояния. В ВТИ разработан метод определения «безопасной» влажности и установлены ее значения для большинства твердых топлив.

Топливо прочно примерзает к стенкам вагона, и механические способы удаления его малоэффективны. Более надежно применение тепляков, в которых для беспрепятственной разгрузки вагонов с помощью вагоноопрокидывателей достаточно разогревать лишь небольшой, прилегающий к стенкам вагона слой топлива толщиной от 1 до 20 мм. Для ускорения разогрева вагонов со смерзшимся топливом в ВТИ разработана новая конструкция тепляка с комбинированной передачей тепла стенкам путем конвекции от циркулирующего воздуха и лучеиспускания от паровых излучателей (калориферов), расположенных внутри тепляков, что позволило уменьшить их строительные габариты и время разогрева вагонов. На основании результатов испытаний тепляков разработан метод теплового рассчета, получены эмпирические зависимости времени разогрева вагонов от продолжительно- пребывания их в пути, температуры наружного воздуха и физических свойств слоя разогреваемого топлива [5]. Тепляки конструкции - успешно эксплуатируются электростанциями, их сооружение предусматривается при проектировании новых ТЭС.

В ВТИ совместно с ТЭП и Союзтехэнерго с использованием опыта эксплуатации отечественных и зарубежных ТЭС разработаны для электростанций с блоками 500 и 800 МВт на экибастузских и березовских углях более совершенные проекты систем топливоподачи, обеспечивающие надежное топливоснабжение электростанций [6].

Повышение требований к охране окружающей среды вызвало необходимость в разработке новых подходов к решению проблем топливоснабжения экологически чистых ТЭС и использования эффективных технических решений при создании топливно-транспортного оборудования.

Схемы топливоснабжения экологически чистых ТЭС предусматривают подачу топлива в бункера сырого угля параллельными потоками (один на два энергоблока) с минимальным количеством механизмов в одной технологической цепочке, что повышает надежность работы топливоподачи. Для снижения пылевыделения технологическая цепочка по направлению движения топлива выполняется из отдельных независимых участков, разделенных между собой уравнительными и расходными силосами. Для транспортирования и дробления топлива предусматриваются способы и оборудование, уменьшающие переизмельчение топлива и пылевыделение: валковые, барабанные грохоты, кольцевые дробилки, многоприводные конвейеры с гидромуфтами, закрытые безроликовые конвейеры на воздушной подушке, бесплужковые системы сброса и распределения топлива.

По результатам исследований пылящих свойств различных углей разработаны новые системы обеспыливания, основанные на использовании аспирации, паро-, водо- и пенообеспыливания с применением поверхностно-активных веществ, а также замкнутые системы гидроуборки. В СибВТИ разработан принцип обеспыливания надбункерных галерей при загрузке бункеров топливом путем отсоса запыленного воздуха через слой топлива в бункере, используемого в качестве фильтрующего элемента. Ряд предложений, направленных на улучшение работы топливоподачи, вошли в последнее издание «Норм технологического проектирования тепловых электростанций».

В связи с увеличением мощности электростанций, работающих на твердом топливе, обостряются вопросы взрывобезопасности тракта топливоподачи. Одной из основных причин возникновения пожаров и взрывов является попадание в технологическое оборудование и помещение цехов горящих и тлеющих очагов топлива со склада и из вагонов. В УралВТИ разработаны методы обнаружения очагов горения в движущемся потоке топлива на транспортере по тепловому излучению с помощью инфракрасного радиометра и газоаналитическим методом [7]. Для защиты топливоподач электростанций в ВТИ разработаны автоматические устройства обнаружения очагов горения топлива и их локализации [8], которые проходят опытную проверку на Березовской ГРЭС-1 и Красноярской ТЭЦ-2.

Показателем, характеризующим сопротивляемость топлива размолу, является коэффициент размолоспособности. Стандартным для его определения в СССР принят метод ВТИ. Сопоставление результатов, получаемых по методу ВТИ и по методу Хардгров, принятому в некоторых зарубежных странах, показало, что между ними существует однозначная зависимость, причем каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. При этом метод ВТИ универсальнее и применим для более широкой гаммы углей [9].

Существенное влияние на коэффициент размолоспособности топлива оказывают его зольность и влажность. Снижение этого коэффициента и, следовательно, размольной производительности мельниц при увеличении влажности размалываемого топлива происходит по параболическому закону. Оно объясняется возникновением при размоле влажного топлива пластических деформаций, на создание которых вместо разрушения частиц затрачивается энергия. Производительность систем пылеприготовления, надежность и экономичность их работы в большой степени зависят от предварительной подсушки топлива на входе в размольное устройство. По нормативному методу доля съема влаги в устройстве с нисходящей сушкой топлива в системах пылеприготовления принимается во всех случаях постоянной и равной 0,4. При таком подходе возможно лишь оценочное составление теплового баланса системы пылеприготовления.

На основании большого количества экспериментов, проведенных на стенде ЗапВТИ, и обработки данных промышленных испытаний было установлено, что снижение влажности топлива в устройстве с нисходящей сушкой зависит от средней логарифмической разности температур потоков сушильного агента и топлива, эквивалентного размера частиц топлива, расходной концентрации его в потоке во входном сечении устройства, длины сушильной шахты и необогреваемого разгонного участка (течки) [10].

Разработана методика теплового расчета системы пылеприготовления. В ней использован принцип независимости потоков массы и тепла, проходящих через граничные сечения системы пылеприготовления, и исключена необходимость стыковки методом последовательных приближений результатов тепловых расчетов пылесистемы и котла [11]. Методика позволяет использовать параметры и размерные величины, принимаемые при тепловом расчете котла, что способствует унификации расчетов этих устройств. На основании анализа результатов многочисленных испытаний систем пылеприготовления при сушке и размоле различных углей предложено в качестве замыкающего уравнения при сведении теплового баланса выражение, учитывающее кинетику процесса сушки [12].

Традиционным направлением работ ВТИ является разработка систем пылеприготовления оборудования и выбор рациональных схем. Разомкнутые схемы пылеприготовления, разработанные ВТИ, реализованы в центральных пылезаводах (ЦПЗ) блока 500 МВт Назаровской ГРЭС и блока 800 МВт Славянской ГРЭС [13].

На ЦПЗ топливо сушится в паровых трубчатых сушилках, обогреваемых паром из отборов турбин. Независимая от системы пылеприготовления работа котла достигнута путем применения замкнутой вентиляции мельниц воздухом с выбросом небольшого его количества в атмосферу после очистки. Для размола предварительно подсушенных каменного угля и АШ была разработана шаровая барабанная мельница с механическим транспортом мельничного продукта. Пять таких мельниц, изготовленных на заводе Волгоцеммаш, были установлены на Славянские ГРЭС.

По сравнению с аналогичными блоками, оборудованными замкнутыми системами пылеприготовления, на энергоблоке Назаровской ГРЭС с ЦПЗ экономия топлива составила 2,7%, а на блоке 800 МВт Славянской ГРЭС, работающей на АШ, 0,9%. Подсушка топлива перед размолом благоприятно сказалась и на работе мельниц. Производительность молотковых мельниц на пылезаводе Назаровской ГРЭС увеличилась на 20% по сравнению с мельницами, работающими на сыром топливе, приблизительно в 2 раза увеличился ресурс бил. Аналогичные показатели получены для мельниц пылезавода Славянской ГРЭС.

Разработка и эксплуатация ЦПЗ сопровождалась решением ряда важных технических вопросов. Было обеспечено повышение эффективности улавливания пыли перед выбрасыванием отработанного воздуха из мельниц в атмосферу, изучен и освоен пневмотранспорт пыли на дальние расстояния (800 м), разработаны пневмотранспортные системы с пневмовинтовыми насосами, определены условия взрывобезопасной эксплуатации этих систем при работе на таком взрывоопасном топливе, как назаровский уголь.

Суммарный расход энергии на пылеприготовление, отнесенный на 1 т натурального топлива : на пылезаводе Назаровской ГРЭС, на 7 кВт•ч выше, чем в замкнутых системах пылеприготовления, из них 5,2 кВт•ч затрачивается на пневматический транспорт пыли от ЦПЗ к котлу. Суммарный расход энергии на пылеприготовление на ЦПЗ Славянской ГРЭС составил 38-42 кВт•ч, в том числе 8 кВт•ч — на пневмотранспорт пыли к котлам. Для обычной системы пылеприготовления суммарный расход энергии на размол АШ находится в пределах 32— 36 кВт•ч.

Центральные пылезаводы оказались более сложными при строительстве и эксплуатации. Несмотря на это они могут найти применение в ряде конкретных случаев, например при переводе газомазутных электростанций со стесненной компоновкой котельных цехов на сжигание твердого топлива. При поступлении на Славянскую ГРЭС АШ ухудшенного качества с влажностью до 16% и зольностью на сухую массу до 35% (вместо 7 и 20% по проекту) работа паровых трубчатых сушилок существенно ухудшилась. Вследствие плохих сыпучих свойств топлива трубы сушилок замазывались, а их производительность снижалась в 2,5—3 раза. По предложению ВТИ трубная насадка барабанной сушилки была заменена греющими панелями, внутрь которых по трубам подавался греющий пар, а в межпанельное пространство – топливо. Благодаря большому межпанельному пространству такая сушилка нечувствительна к поступлению больших кусков топлива, посторонних включений и обеспечивает нормальную работу на АШ с предельно плохими сыпучими свойствами. Панельные сушилки успешно эксплуатируются на СлавГРЭС, обеспечивая энергоблок необходимым количеством пыли. На ЦПЗ Славянской ГРЭС реализованы также мероприятия по повышению эффективности электрофильтра са-нитарной очистки отработанных воздушных потоков.

Для технического перевооружения действующих электростанций с энергоблоками мощностью 200-300 МВт, работающих на АШ ухудшенного качества, требуются высокопроизводительные (до 70 т/ч) шаровые барабанные мельницы, которые можно было бы размещать в существующих котельных цехах. Повышение, в частности, сушильной производительности систем пылеприготовления на АШ возможно путем увеличения начальной температуры сушильного агента, которое может быть достигнуто повышением температуры горячего воздуха в воздухоподогревателях котла, использованием присадки высокотемпературных дымовых газов, отбираемых из котла, и подогревом сушильного агента теплом продуктов сгорания газа или мазута в специальных подогревателях, устанавливаемых на входе в размольное устройство.

Повышение производительности систем пылеприготовления АШ возможно путем увеличения размольной производительности мельниц вследствие интенсификации процесса размола при двухстадийном измельчении. Прочностные свойства угля меняются при изменении размера его частиц. Крупные частицы исходного угля имеют много трещин и пор; по мере измельчения кусков количество их уменьшается, при этом увеличивается прочность частиц меньшего размера. При двухстадийном размоле энергозатраты в каждом из агрегатов будут зависеть от свойств размалываемого материала и в целом будут ниже, чем при одностадийном. В настоящее время в ВТИ ведутся работы по исследованию размольного устройства для второй ступени измельчения, предназначенной для размола возврата до требуемой тонкости за один проход.

Медленно внедряются в энергетику страны среднеходные мельницы, получившие за рубежом широкое распространение. Высокая экономичность, компактность, большой ресурс размольных элементов, хорошая регулируемость режимов работы систем пылеприготовления со среднеходнымн мельницами подтверждены опытом эксплуатации. Производство таких мельниц типа МРS-2650 производительностью 75 т/ч по лицензии фирмы «Дейче Бабкок» освоено на Сызранском заводе тяжелого машиностроения. Их первые образцы прошли промышленные испытания и показали хорошие результаты. Разрабатывается ряд типоразмеров среднеходных мельниц производительностью от 8 до 60 т/ч [14] Эта работа в значительной мере основана на результатах проведенных в ВТИ стендовых исследований влияния конструктивных параметров на технические и экономические показатели среднеходной мельницы, а также промышленных испытаний мельницы МРS-2650 на Экибастузской ГРЭС-1, которые проведены УралВТИ совместно с ЦКТИ и Сибтехэнерго.

В последние годы в отечественной энергетике получили распространение системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами (МВ), которыми оборудованы, в частности, котлы Е-500 и П-67 энергоблока мощностью 800 МВт, работающие на бурых углях Канско-Ачинского бассейна. Эти системы пожаро- и взрывобезопасны при высоком сушильном эффекте (в качестве агента для сушки используются высокотемпературные продукты сгорания из тракта котла), совмещают в МВ процессы размола и сушки топлива с транспортом пылегазовоздушной смеси в топочную камеру. Вдувание в топку вместе с пылью отработанного инертного сушильного агента снижает температуру горения, что смягчает процессы шлакования поверхностей нагрева котла и уменьшает выбросы оксидов азота.

Исследования влияния конструктивных параметров колеса, режима работы мельницы и степени запыленности потока на аэродинамические и размольные характеристики МВ, изучение процессов сушки топлива в предвключенной к мельнице сушильной шахте и в пылесистеме в целом, а также определение ресурса размольных элементов были проведены в ЗапВТИ на стендовых и промышленных установках [15]. На основании этих исследований были разработаны рекомендации по повышению эффективности работы систем пылеприготовления с МВ. Проводимые в настоящее время ВТИ совместно с СЗТМ исследования направлены на обеспечение равномерного износа поверхности мелющих лопаток и увеличение их срока службы путем подбора износостойких материалов и наплавок в зависимости от абразивных свойств размалываемых топлив.

Работы, направленные на повышение эффективности и надежности промышленных систем пылеприготовления с МВ, проводятся также в УралВТИ и СибВТИ. В СибВТИ изучается возможность путем схемных изменений пылесистемы, влияющих на протекание процесса сушки топлива, обеспечить подогрев пыли перед сжиганием для снижения выхода топливных оксидов азота.

В последние годы в ВТИ проводились также работы по изучению процесса размола топлива в противоструйных мельницах. Измельчение материала в этих мельницах происходит за счет энергии соударения топливовоздушных потоков, предварительно разогнанных до больших скоростей. На противоструйной мельнице, смонтированной на Павлодарской ТЭЦ, достигнута производительность по экибастузскому углю 67 т/ч, однако по энергетическим показателям она уступает шаровым барабанным мельницам (ШБМ).

Эффективность процесса размола существенно зависит от количества переизмельченной пыли в размольном устройстве. Своевременное удаление готовой пыли определяется работой сепаратора. ВТИ совместно с ТКЗ была усовершенствована конструкция сепаратора для ШБМ. Раз работай и внедрен на Эстонской и Прибалтий ской ГРЭС малогабаритный сепаратор с рабочим объемом, в 5—б раз меньшим, чем у применяемых ранее. Это в значительной степени повысило взрывобезопасность систем пылеприготовления [16]. Такого типа сепараторы предполагается установить на системах пылеприготовления Гусиноозерской ГРЭС, сжигающей взрывоопасные тунгуйские угли.

В УралВТИ и СибВТИ продолжается совершенствование пылеконцентраторов и пыледелителей, обеспечивающих равномерную раздачу пыли по горелочным устройствам, повышающую экономичность и устойчивость процесса горения.

Разработанная и впервые предложенная ВТИ система подачи угольной пыли высокой концентрации (ППВК) в горелки парогенераторов в настоящее время внедрена при участии многих организаций и эксплуатируется на десятках энергоблоков, работающих на бурых, каменных углях и АШ. Она существенно упрощает и удешевляет компоновку паровых котлов, способствует снижению металлоемкости и износа пылепроводов, трудозатрат на их ремонт и обслуживание, расхода энергии на транспортировку пыли, открывает возможности для оптимизации соотношения топливо — воздух по горелкам и автоматического поддержания этого соотношения при изменениях нагрузки котла [17].

Внедрение системы ППВК дало толчок и к более широкому использованию на электростанциях новой разновидности пылепитателей - аэропылепитателей (АПП), работающих по принципу псевдоожижения угольной пыли. Как показала практика, они просты в изготовлении, надежны в эксплуатации и обеспечивают более равномерную подачу пыли по сравнению с традиционно применяемыми лопастными пылепитателями.

Для повышения взрывобезопасности систем пылеприготовления в ВТИ выполнены исследования огнепреградителей и проверена эффективность их работы. Огнепреградители предотвращают опасное воздействие продуктов взрыва на персонал и оборудование и позволяют отказаться от установки отводов от взрывных предохранительных клапанов. По результатам этих исследований Энергомонтажпроектом разработан ряд типоразмеров огнепреградителей [18].

Наиболее значительные результаты экспериментальных и теоретических работ в области пылеприготовления, огромный опыт эксплуатации систем пылеприготовления различных по своим свойствам твердых топлив обобщен ВТИ совместно с НПО ЦКТИ в нормативных материалах «Расчет и проектирование пылеприготовительных установок котельных агрегатов». В «Нормах», третье издание которых подготовлено к печати, приведены методы расчета основных применяемых на ТЭС мельниц и всех элементов систем пылеприготовления.

В 1990 г. вышли из печати «Правила взрывобезопасности топливоподач и установок для приготовления и сжигания пылевидного топлива», в создании которых, кроме ВТИ, принимали участие НПО ЦКТИ, Союзтехэнерго, Теплоэлектропроект, ВНИПИэнергопром, котельные заводы, некоторые энергосистемы и электростанции.

Дальнейшую работу ВТИ по усовершенствованию топливоподачи и систем пылеприготовления предполагается проводить в следующих направлениях:


Литература


1. Михайлов Н. М., Шарков А. Т. Физические свойства топлива и борьба с затруднениями на топливоподаче электростанции. М.: Энергия, 1972.

2. Михайлов Н. М., Полферов К. Я. Емкости бункеров сырого угля на ТЭС// Теплоэнергетика, 1989, №8. С 22—24.

3. Головков Ю. П. Дробление твердого топлива на тепловых электростанциях. М.: Энергоатомиздат, 1985.

4. Леонтьев В. П., Махортов В. П., Седов А. Ф. Исследование работы барабанных грохот-дробилок и перспективы их использования в энергетике// Повышение технического уровня и надежности оборудования топливно-транспортных цехов тепловых электростанций. Тр. ВТИ. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. 1983. С. 69—79.

5. Кузнецов П. Я. Размораживающее устройство проходного типа// Промышленный транспорт. – 1986, № 2. С. 20—22.

6. Мансуров В. И., Дегтев О. Н. Оборудование систем топливоподачи мощных отечественных ТЭС и пути их совершенствования// Повышение технического уровня и надежности оборудования топливно-транспортных цехов тепловых электростанций. Тр. ВТИ. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. - 1983. - с. 3—14.

7. Карагодин Г. М., Бабкин Р. Л. Методы обнаружения горячих и тлеющих очагов твердого топлива на тракте топливоподачи// Повышение технического уровня и надежности оборудования топливно-транспортных цехов тепловых электростанций. Тр. ВТИ. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. - 1983. - с. 131—135.

8. Соковннков В. В., Маршак Ю. Л. Для защиты ТЭС// Пожарное дело. – 1989, № 10. - с. 19- 20.

9. Петров В. М., Яковлева В. С. О применении метода Хардгров для определения коэффициента размолоспособности энергетических топлив СССР// Подготовка и сжигание топлива в топках мощных котлов ТЭС. Тр. ВТИ. М.: Энергоатомиздат.- 1984. - с. 38—41.

10. Погребицкая Е. Е., Толчинский Е. Н. Исследование процесса обезвоживания топлива в устройстве с нисходящей сушкой в системах пылеприготовления с мельницами- вентиляторами// Теплоэнергетика. - 1990, № 12. - с. 67—69.

11. Толчинский Е. Н. О тепловом расчете пылеприготовительных установок котельных агрегатов// Электрические станции. 1987. - № 10- с. 26—28.

12. Михайлов Н. М., Латышева И. С. Определение влажности пыли с учетом кинетики сушки топлива в мельницах// Подготовка и сжигание топлива в топках мощных паровых котлов ТЭС. Тр. ВТИ. М.: Энергоатомиздат, 1984. - с. 27—33.

13. Втюрин Ю. Н., Михайлов Н. М., Шнайдер В. К. Технико-экономические показатели центрального пылезавода энергоблока 500 МВт и пути повышения его экономичности// Электрические станции. - 1982, № 10. - с. 16—20.

14. Летин Л. А., Роддатис К. Ф. Среднеходные и тихоходные мельницы. М.: Энергоиздат, 1981.

15. Волковннский В. А., Роддатис К. Ф-, Толчинский Е. Н. Системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами. М.: Энергоатом издат, 1990.

16. Иванов С. В., Полферов К. Я., Челищев Н. В. Разработка нового инерционного сепаратора// Подготовка и сжигание топлива в крупных энергоблоках. Тр. ВТИ. 1978. Вып. 15. С. 39—46.

17. Методика расчета и опыт конструирования системы подачи пыли с высокой концентрацией ее в транспортирующем агенте/ Б. Н. Муравкин, А. К. Бокша, Д. Л. Итман, Н. В. Харьков// Подготовка и снижение топлива в крупных энергоблоках. Тр. ВТИ. 1976. Вып. 15. С. 46—58.

18. Николаев Л. А., Полферов К. Я., Ржезников Ю. В. Разработка устройств защиты от взрывных выбросов из систем приготовления пыли на ТЭС// Электрические станции. 1984. № 6. С. 23, 24.