ДонНТУ   Портал магистров

ХОРЕОГРАФИЯ - СМЫСЛ ЖИЗНИ!

Танец -- это твой пульс, твое сердцебиение, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и в движении, в счастье, радостье, грусти и зависти.

Хореография – (от греч. Chorea – пляска и графия – писать), первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные — всё это называется хореографией. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений.

Хореография - танцевальное искусство (первоначально под хореографией понимали запись танца, затем - искусство сочинения танца, с конца XIX - XX вв. - танцевальное искусство в целом). Умение правильно и красиво танцевать всегда считалось одним из главных элементов воспитания культурного человека. Испокон века люди любили танцевать. В старину на Руси без пляски и танца не обходилось ни одно застолье и ни одна деревенская посиделка. Л. Н. Толстой, в молодости любивший балы, назвал танец "заразительным" искусством. Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время танца - прекрасный вид физической зарядки. Танец способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет. Так, американка Барбара Моуэли из штата Майами в возрасте свыше 80 лет регулярно участвует в танцевальных конкурсах, поражая зрителей различными акробатическими прыжками. Танцы вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической. Ведь танцы доставляют человеку радость, удовольствие, расслабляя после психических и нервно-эмоциональных нагрузок. Более того, танец приучает держать себя просто и естественно; помогает общению и взаимопониманию. Танцуя, можно поведать о себе, своем характере, темпераменте, вкусах и, конечно, воспитании. В самом деле, сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать, как буквально в считанные минуты "оживали" скучные компании и преображались люди в ритме танца. С каждым новым танцем как бы падает стена отчуждения между людьми. У партнеров возникает взаимная симпатия, радостное ощущение молодости, уверенности в своих силах. Танец окончен. Но отношения между людьми уже иные, чем прежде, они как бы продолжают линию поведения, сложившуюся в танце. Так что от характера танца зависит и стиль взаимоотношений людей. Традиционные танцы исполняют парами и, как говорится - "ногами", поэтому в основе их - танцевальный шаг. Современные же диско-танцы исполняются в одиночку, в них все основано на импровизации и темпераменте, в движении участвуют не только ноги, но и все тело. Изменилась и роль женщины в современном танце. Она стала более "самостоятельной". Конечно, и молодежь танцует танго, вальс и другие традиционные танцы, но в большинстве своем отдает предпочтение новым ритмам. Изменение стиля танца, однако, не означает изменения в поведении, и многие приемы, относящиеся к традиционному танцу, действительны и для современного. Занятия хореографией способны сделать человека не только физически сильнее, но и увереннее, краше.

Развитие хореографии в Украине

Выход Украины на мировое культурное пространство после провозглашения Независимости способствовал активному проникновению к стране большого количества новых художественных форм, овладения, которыми в советское время было невозможно в связи с их несоответствием принципам соцреализма. Поэтому нынешнее развитие современных форм хореографии, расширения сферы интересов отечественных специалистов, благодаря изучению большего многообразия их стилей и видов происходит под знаком интеграции в отрасли культуры и искусств. Активное сотрудничество и обмен опытом между украинскими и зарубежными специалистами открыли неограниченные возможности для творческого поиска, однако недостаточная теоретическая база, нечеткое осознание характерных признаков разных направлений современной хореографии привели к смешиванию разных за сущностью стилей и видов. В результате образовались нерегламентированные художественные формы, которые нельзя было однозначно классифицировать.

Научные работы относительно данной проблематики проводились в диссертационных исследованиях из искусствоведения: Пастух В.В, Кохана т.Г., Васильевои л.Л., Романенко в.И., Билаша п.М., Бернадскои д.П. В данних исследованиях анализировались и рассматривались отдельные танцевальные формы модернистичного, импрессионистического танца, музыкальные формы джаза, года, импрессионизма, на отечественном фоне, а также балетмейстерское искусство в Украине начала Ххст. Перфоманс (от англ performance - выступление, игра, выполнение) - вид и совокупность разных постмодернистичних авторских выполнений в современной хореографии американо-европейского происхождения. На сегодня основой перфомансу является эксперимент. Перфоманс также включает у себя определенные техники сучаснгої танца и искусства - contraction & release, contactly improvisation, body art, пантомиму, рок- и поп-стили, видео, кино, новейшие технологии (светло, музыку, пиротехнику). Среди современных представителей перфомансив можно выделить работы и танцевальную технику Пены Бауш, Триши Браун, Стива Пекстона, студии-труппы Г. Абрамова, М. Огризкова, Н. Каспаровой, Н. Агульник, Л. Венедиктовой. Важно прибавить, что все представители вида перфоманс постоянно экспериментируют, создавая новые авторские техники, которые совмещают, как профессиональные средства танцу, так и любительские.

Модерн джаз (от фр. modern и англ. jazz) - вид и танцевальная система современной хореографии американо-европейского происхождения. На сегодня модерн-джаз как танцевальная система совмещает в себе определены современные техники танца: технику М. Грехем - сжатие и расширение (contraction & release), технику Д. Хамфри и Х. Лимона - подъемы и падения (suspend - recovery), технику М. Каннингема - спирали и штопорные обороты (spiral, corkscrew turn), технику К. Данхем, Дж. Коула, Г. Джордано, М. Метокса, Р. Одумса, Б. Феликсдала - использование позы «коллапса», изоляция и полицентрия, полиритмия. мультипликация, координация, импульс и управление, построение урока из модерного джаза, который состоит из разогрева (warm-up), изоляции (isolation), партера (par terre), адажио (adagio), кросса (cross-moverments, jumps, turn), комбинаций и импровизаций (combination & improvisation). Терминология английская, французская. Следовательно, модерн-джаз активно применяется как в современных балетных постановках (особенно в постнеокласици, постмодерные, постмодернизме и хип-хопи), так и в системе профессионального хореографического образования. Дан вид, как современная танцевальная дисциплина и предмет представленный в профессиональных высших и средних учебных заведениях культуры и искусств с хореографической направленностью, например: Государственная академия театрального искусства (ГИТИС), кафедра хореографии (Москва-Россия). Национальный университет культуры и искусств, кафедра современной хореографии, кафедра современной хореографии (Киев-Украина), Училище хореографического искусства «КМУАТ», отделения классической хореографии, отделения народной хореографии, отделения современного танца (Киев-Украина). На сегодня вид модерн джаз широко используется в современных балетах М. Канингема, М. Бежара, Б. Ейфмана, У. Форсайта, И. Килиана, М. Екка, П. Бауш, П. Тейлора, Р. Брюса, Р. Рехвиашвили.

Импровизация (от лат. improvisus * внезапность; англ. improvisation - импровизация) - вид и танцевальная система современной хореографии американского происхождения. На сегодня импровизация в современной хореографии является творческим актом художника в момент выполнения, без предыдущей подготовки, танцевальная фантазия на тему. Это главный фактор для всей современной хореографии (модерн джаз, перфоманс, хип-хоп, контемпорари, постмодернизм, постмодерн, джаз, теп). Содержит определены современные танцевальные техники - традиционную (tradition), дунканивську (Dunkan) * импровизация от внутреннего настроения, постмодернистичну (postmodernistic) - импровизация Форсайта с деконструктивними экспериментами, контактную импровизацию (contactly improvisation) - импровизация с партнером Пекстона, импровизацию освобождения (deliverence) - импровизация, свободная от законов и ограничений, которая предусматривает мгновенное применение любой танцевальной техники или пластики (модерн, джазу, буто, йоги, акробатика и тому подобное). Терминология английская. Импровизация и контактная импровизация активно применяются в современном балете, а также в системе профессионального хореографического образования. Дан вид, как современная танцевальная дисциплина и предмет представленный в профессиональных высших и средних учебных заведениях культуры и искусств с хореографической направленностью, например: Государственная академия театрального искусства (ГИТИС), кафедра хореографии (Москва-Россия). Национальный университет культуры и искусств, кафедра современной хореографии, кафедра классической хореографии (Киев-Украина), Училище хореографического искусства «КМУАТ», отделения классической хореографии, отделения народной хореографии, отделения современного танца (Киев-Украина). На сегодня вид импровизация широко используется в современных балетах М. Канингема, М. Бежара, Б. Ейфмана, У. Форсайта, И. Килиана, М. Екка, П. Бауш, П. Тейлора, Р. Брюса, Р. Рехвиашвили.

Контемпорари (от англ. contemporary и фр. contemporain) - вид современной хореографии неоклассического направления европейского происхождения. Именно причастность этого вида к неоклассики и отвечает его второму названию - контампорен. На сегодня контемпорари (контампорен) является совокупностью синтезированных авторских техник неоклассического направления (танцевальные лаборатории, студии, авторские и академические театры Франции, Люксембурга, Большой Британии, Германии, Нидерландов, Дании), которые содержат фундамент классического танца (системы), неоклассические балетные приемы, а также техники, модерн джаза, импровизацїи. Терминология - главным образом, французская, второстепенная - английская. Урок состоит из разогрева (warm-up), упражнений около станку (exercises sur la barre), упражнений на середине (exercises dance le centre), быстрой части и прыжков (allegro & sautes), комбинаций (combinations). Важным фактором в этом виде является частое сочетание упражнений на мелкую технику и большую амплитуду, сочетание движений par terre с прыжками (petit et grand saute). Дан вид, как современная танцевальная дисциплина и предмет представленный в профессиональных высших и средних учебных заведениях культуры и искусств с хореографической направленностью, например: Государственная академия театрального искусства (ГИТИС), кафедра хореографии (Москва-Россия). Национальный университет культуры и искусств, кафедра классической хореографии (Киев-Украина), Училище хореографического искусства «КМУАТ», отделения классической хореографии, отделения современного танца (Киев-Украина). На сегодня вид контемпорари широко используется в современных балетах М. Канингема, М. Бежара, Б. Ейфмана, У. Форсайта, И. Килиана, М. Екка, П. Бауш, П. Тейлора, Р. Брюса, Р. Рехвиашвили. Следовательно, контемпорари (контампорен) является современным видом и совокупностью авторских техник европейского происхождения, ориентированных на классический танец при применении новейших технологий современной хореографии. Представниами данного вида есть New-York City Ballet, English National Ballet, Grand D'Opera, И. Килиан, Б. Ейфман, Д. Багуе но др.

Хип-хоп (от англ. hip-hop - танцевальный вариант музыки рэп) - вид и танцевальная система авторских студийных техник массово популярного синтезированного танца в современной хореографии американо-европейского происхождения. На сегодня вид хип-хоп совмещает разные стилевые формы танца * соул-фанк, джаз рок, хип-хоп, диско, техно, хаус, брейк, черный поп, особенностью которых является эмоциональная передача настроения музыки и пения, а также высокая виртуозность и динамическая выразительность. Терминология английская; урок содержит разогрев (warm-up) и комбинации (combinations). Дан вид, как современная танцевальная дисциплина и предмет представленный в профессиональных высших и средних учебных заведениях культуры и искусств с хореографической направленностью, например: Государственная академия театрального искусства (ГИТИС), кафедра хореографии (Москва-Россия). Национальный университет культуры и искусств, кафедра современной хореографии, кафедра классической хореографии (Киев-Украина), Училище хореографического искусства «КМУАТ», отделения классической хореографии, отделения народной хореографии, отделения современного танца (Киев-Украина). Также хип хоп как профессиональный вид современной хореографии, активно развивается, обогащается разными выразительными средствами других видов современной хореографии: модерн джаза, импровизации, сегодняшней молодежно-бытовой, улично танцевальной субкультуры. Среди представителей хип-хопу * танцевальные группы поп-зирок и студии США, Большой Британии, Германии, Италии, Франции, танцевальная студия «А6» (Украина-Киев), а также российская группа «Тодес» (танцгрупою мы называем так называемые «шоу-балеты» в шоу; балеты есть лишь в балетном театре * модерн балет, классический балет и тому подобное).

Танцы - создание образа для себя, где ты являешься частью чего-то большего, где ты выплёскиваешь свои эмоции, чувства и страсть.

Танец - это движение, а Движение - ЖИЗНЬ!

Танцевать — значит быть вне себя, быть больше, более могущественным, более прекрасным. Это сила, это великолепие на земле, которые ты можешь взять.