Реферат - Шевченко Е.Б. - Правовые аспекты управления подземными коммуникациями в рамках земельных отношений

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

1. Актуальность работы

2.Цель работы, объект и предмет исследования, задачи работы

3.Правовое регулирование земельных участков с подземными коммуникациями

4.Сервитуты на земли подземных коммуникаций

5.Зарубежный опыт в вопросах управления подземными коммуникациями в рамках земельных отношений

6.Возможные результаты, которые ожидаются при выполнении работы, их новизна и значение

Список источников

1.Актуальность работы:

Земельные отношения в настоящее время являются объектом повышенного внимания, поскольку представляют собой один из наиболее привлекательных, хотя и весьма рискованных объектов инвестиций.

Особенностью земельной реформы, которая осуществляется в Украине с начала 90-х годов 20 века, является перераспределение значительной части земель, находящихся в собственности государства, в пользу новых субъектов хозяйствования: частных предприятий, в первую очередь малых и средних предпринимателей, фермеров, членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, а также, других категорий юридических лиц и граждан.

Разукрупнение земельных участков, будучи положительным процессом, тем не менее, порождает ряд новых проблем для собственников и пользователей земельных участков. Одна из них – проблема доступа к объектам общего пользования. Именно для устранения подобных недостатков восстановлено право земельного сервитута.

Само собой разумеется, что цивилизованное развитие указанного вида отношений невозможно без надлежащего нормативного регулирования. В случае с таким важнейшим объектом правоотношений, как земля, действующим законодательством должны быть максимально предусмотрены варианты развития отношений с таким объектом. В частности, очень часто возникает вопрос необходимости пользования чужим земельным участком как единственный вариант удовлетворения тех или иных нужд (для обслуживания дома, участка, личных потребностей).

Одним из видов пользования чужим земельным участком выступает необходимость прокладывания тех или иных коммуникаций по территории чужого земельного участка.

Кроме того, важность и повышенная опасность в работе с подземными и надземными коммуникациями (электроснабжение, водоснабжение и канализация и другие) требует особого отношения к территориям, на которых такие коммуникации расположены.

2.Цель работы

Определить аспекты разграничения прав собственников земельных участков и владельцев подземных коммуникаций.

Объект и предмет исследования

Различные подземные коммуникации Донецка, правовые отношения в области управления подземными коммуникациями.

Рисунок 1. Съемка подземных коммуникаций города Донецк

Рисунок 1. Съемка подземных коммуникаций города Донецка

Рисунок 2. Подземные коммуникации в 3D-модели городской территории

Рисунок 2. Подземные коммуникации в 3D-модели городской территории

Для достижения поставленной цели выделены 4 задачи:

1) Установить принципы реализации права земельного сервитута.

2) Сравнить правовые аспекты управления подземными коммуникациями в разных странах и выявить положительные аспекты.

3) Определить проблематику и отрицательные моменты в реализации права земельного сервитута.

4) Внести свои предложения в разработку основ разделения прав владельцев земельных участков и владельцев подземных коммуникаций.

3. Правовое регулирование земельных участков с подземными коммуникациями

Наравне с понятием «охранная зона» существуют такие понятия, как «зона санитарной охраны», «санитарно-защитная зона», «зона ограничений», «зона, которая имеет особый режим использования земель» и «техническая зона» (например, метрополитен).

Относительно отдельных видов подземных коммуникаций в действующем законодательстве Украины предусмотрены отдельные, в основном, подзаконные, нормативно-правовые акты, устанавливающие правила их охраны и режима земель, на которых такие коммуникации расположены.

В пределах охранных зон земли у их владельцев и пользователей не изымаются, а используются с ограничениями, предусмотренными законодательством. Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым предоставлены в собственность, постоянное или временное пользование земельные участки, где находятся объекты различных коммуникаций, обязаны принимать надлежащие меры по сохранению отмеченных объектов.

4. Сервитуты на земли подземных коммуникаций

Наличие проложенных и прокладка новых коммуникаций ведет за собой отягощение земельных участков ограничениями в виде охранных зон, а также, в виде земельных сервитутов.

В соответствии с Земельным Кодексом Украины, право земельного сервитута – это право собственника или пользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками). Установление земельного сервитута не приводит к потере собственником этого земельного участка прав владения, пользования и распоряжения им.

Земельный Кодекс Украины предусматривает два основания для установления земельного сервитута:

- договор;

- решение суда.

Договор заключается в письменной форме и подписывается обеими сторонами.

Земельным Кодексом Украины предусмотрено, что моментом возникновения права земельного сервитута является государственная регистрация договора или решения суда об установлении земельного сервитута органом, осуществляющим государственную регистрацию права на землю.

5.Зарубежный опыт в вопросах управления подземными коммуникациями в рамках земельных отношений

Не смотря на то, что в Российской Федерации этот вопрос тоже довольно новый, в земельном законодательстве этой страны, в отличии от земельного законодательства Украины, урегулированы такие моменты как оценка различных видов ущербов (непосредственно нанесенного, от упущенной выгоды, на случай ЧП) и обязательные компенсации при заключении договоров сервитутов, что дает более надежные гарантии и выгодные условия для владельцев земельных участков. Также, в земельных законодательствах иностранных государств (США, Швеция, Франция) до самых мелких деталей определены процессы заключения договоров сервитутов и процессы непосредственной их государственной регистрации, что в законодательстве Украины на данный момент определено на должном уровне.

В Швеции установление сервитутов инженерных сетей регулируется специальным Законом «О сервитутах инженерных сетей». На основании данного закона сторона, желающая использовать часть чужой единицы недвижимого имущества для размещения инженерных сетей и сооружений может получить это право.

Рисунок 3. Положения Закона Швеции О сервитутах инженерных сетей (анимация, 4 кадра)

Рисунок 3. Положения Закона Швеции "О сервитутах инженерных сетей" (анимация, 4 кадра)"

В результате проведения сравнительной характеристики можно сделать вывод, что земельное законодательство зарубежных государств, таких как Россия, Швеция, Франция, Германия и США имеет более урегулированную структуру управления подземными коммуникациями и порядок оформления, заключения и регистрации договоров сервитутов в частности.

Для сравнения опыта управления подземными коммуникациями и анализа реализации права земельного сервитута в Украине был проведен статистический анализ реализации данного права в городе Донецке за последние 10 лет.

Полученные в Донецком региональном филиале «Центра государственного земельного кадастра» данные по 213 объектам были сведены в единую таблицу, по которой можно установить следующую статистику:

- наибольшее количество договоров сервитутов было заключено и зарегистрировано в 2007 году – 68 штук;

- наименьшее – в 2000 году – 3 штуки;

- большинство договоров заключено в Куйбышевском районе: 54 между предприятиями и 16 – предприятия и физическое лицо;

- меньше всего – Пролетарский район: 5 между предприятиями, 0 – с физическим лицом;

- больше всего договоров между предприятиями и физическим лицом заключено в Куйбышевском районе в период с 2005 по 2007 год.

По данным того же Донецкого городского управления по земельным ресурсам за 2011 год было заключено 2 договора сервитута.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в Украине институт земельного сервитута работает недостаточно продуктивно, и необходимо его развивать и совершенствовать. Работа по улучшению сложившейся ситуации продвигается, но есть еще много неурегулированных вопросов. Для их решения необходимо проанализировать зарубежный опыт и применить его к условиям нашего государства.

В данной магистерской работе поставлена задача, которая заключается в разработке новых предложений по распределению прав собственников земельных участков и владельцев подземных коммуникаций и по созданию новой процедуры оформления прав на земельные участки с подземными коммуникациями.

6. Возможные результаты, которые ожидаются при выполнении работы, их новизна и значение

1) Разработка новых методик оформления прав на земельные участки с подземными коммуникациями

2) Разработка новых принципиальных основ разделения прав собственников земельных участков и владельцев подземных коммуникаций

3) Предложения по улучшению законодательства, регулирующего управление подземными коммуникациями.

Список источников

1. Земельный Кодекс Украины от 25.10.2001 N 2768-III [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2768-14/page

2. Гражданский Кодекс Украины от 16.01.2003 N 435-IV [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/435-15/page

3. Закон Украины «О Государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 03.08.2004 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/anot/1952-15

4. Закон Украины «Про телекоммуникации» от 18.11.2003 N 1280-IV [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1280-15/page

5. Закон Украины «О трубопроводном транспорте» от 15.05.1996 N 192/96-ВР [электронный ресурс]. — Режим доступа: href="http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/192/96-вр

6. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/

7. Гражданский Кодекс Франции [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/416

8. Земельное право Украины. Учебник. Шульга М.В. - К.: Юрінком Інтер, 2004. — 368 с.

9. Земельное право Украины. Учебник. Мирошниченко А.Н. – К.: Правова Єдність, 2011. – 678 с.

10. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут в Российской Федерации от 17.03.2004 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ocenchik.ru/docs/241.htm