Назад в библиотеку

Право ограниченного пользования земельным участком

В связи с активным развитием земельных правоотношений вопрос о правовом регулировании сервитутов является достаточно актуальным.

Порядкоустановлению сервитутов в Российской Федерации посвящены статьи 274-277Гражданского Кодекса РФ и статья 23 Земельного Кодекса РФ. Данные статьи содержат определение сервитута, его виды, порядок установления и прекращения. Вцелом необходимо отметить, что законодательство о сервитутах в России находитсятолько в стадии становления и на практике реализуется достаточно редко.

Определение сервитута

Сервитут– это ограниченное право пользования чужим земельным участком.

В соответствии с п. 1 стр. 274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, ав необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнегоучастка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком(сервитута).

Обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишаетсобственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком.Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка, вотношении которого он установлен. Более того, собственник участка,обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требоватьот лиц, в отношении которых установлен сервитут, соразмерную плату запользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

В случае,если права на земельный участок, обремененный сервитутом, перейдут к другомулицу, то сервитут сохраниться. При этом сам по себе сервитут не может бытьпредметом сделок (купли-продажи, залога и др.) и не может передаватьсякаким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, дляобеспечения использования которой сервитут был установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Виды сервитутов

Действующим законодательством предусмотрено два вида сервитутов – частный ипубличный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть, как правило, по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ,субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается.

Кроме того, сервитуты бывают срочными (устанавливаются на определенный срок) и постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).

Основания для сервитутов

Всоответствии с п.3 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут устанавливаться для:

1. прохода или проезда через земельный участок;

2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных,инженерных, электрических и других линий исетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков иподъездов к ним;

4. проведения дренажных работ на земельном участке;

5. забора воды и водопоя;

6. прогона скота через земельный участок;

7. сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки,продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8. использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и другихработ;

10. свободно годоступа к прибрежной полосе.

Порядок установления сервитутов

Как уже было сказано выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления вслучаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местногосамоуправления или местного населения. Установление такого сервитутаосуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Следует отметить,что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, внастоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты.Так, например, в Московской области порядок проведения общественных слушаний поповоду установления публичного сервитута регулируется статьей 13 ЗаконаМосковской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельныхотношений в Московской области».

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установлениясервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственнойрегистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав нанедвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении илиусловиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Порядок прекращения сервитутов

Согласно положению ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях,когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Механизм государственной регистрации сервитутов

Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с правилами,установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту –Закон о регистрации). Сервитуты вступают в силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.

Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,необходимо представить:

1.заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитутазаявление о регистрации подается органом государственной власти или органомместного самоуправления, его установившим);

2.документ,подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию в установленных законодательствомразмерах;

3.документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

4.документ,свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом может быть: соглашение (договор)лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного актасоответствующего государственного органа об установлении публичного сервитутаили судебное решение об установлении сервитута;

5.учредительныедокументы правообладателя сервитута (если этоюридическое лицо) и учредительные документыюридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (еслиречь идет о частном сервитуте);

6.документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лицна подписание соответствующихдокументов;

7.документы, описывающиеземельный участок, в отношении которого установлен сервитут (кадастровый планучастка). При этом следует учитывать, что если сервитут относится ко всемуземельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка нетребуется. Если сервитут относится только к части земельного участка, топредоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должнабыть отмечена сфера действия сервитута (п. 2 ст. 27 Закона о регистрации);

8.иные необходимые для проведениярегистрации документы.