ДонНТУ   Портал магистров

Oтчет об информационном поиске
по теме выпускной работы

Представленный отчет позволяет оценить информационную ситуацию по теме магистерской работы. Он является основным документальным подтверждением глубины и полноты информационного поиска, а также служит для фиксации текущей ситуации в исследуемой области.

Поиск выполнен с использованием четырех поисковых систем (Google, Яндекс, Bing, Meta). Результаты сведены в таблицу. Всего произведено 15 запросов, имеющих отношение к магистерской работе. Из них три запроса соответствует названию магистерской работы на трех языках, три запроса с ФИО руководителя, а также девять запросов с ключевыми понятиями по теме магистерской работы.

Ниже приведены две таблицы с отчетами о поиске, которые разделяет временной промежуток в два месяца, а также ряд диаграмм, которые позволяют сравнить основные изменения, произошедшие за этот период.

Отчет о поиске за 03.02.2012 г.

Отчет о поиске за 06.04.2012 г.

Анализ результатов

Исследуя результаты запросов можно сделать вывод, что наилучшими для всех языков оказались поисковые системы Яндекс и Google. Второе место заняла поисковая система Bing. На последнем месте оказалась украинская Meta. Критерием оценки было не только количество найденных страниц, но и соответствие найденной информации самому запросу. Например, поисковик Meta по некоторым запросам получил количество результатов в десятки, а то и сотни раз большее, чем другие поисковые системы (например, на запрос «Ручкин Константин Анатольевич, ДонНТУ»), при этом ссылок, которые отображали действительно полезную информацию, найдено не было.

Хотелось отметить процентное соотношение найденного количества ссылок между запросами на разных языках. Для украинского языка лидером стала поисковая система Meta c долей в 30%, на втором месте вполне ожидаемо оказался Яндекс с долей в 1%. У Google и Bing наибольший процент занимают англоязычные запросы (более 96%). Для русского языка лидером является Яндекс c 32%, на втором месте Meta, а на третьем Google. Таким образом можно сказать, что хотя Google и Bing являются международными поисковыми системами, тем не менее, приоритет больше отдается англоязычным запросам, в то время как Яндекс и Meta более направлены на русскоязычные и украиноязычные запросы. График соотношения запросов для поисковых систем представлен ниже.

Cоотношение количества найденных ответов для запросов на разных языках

Диаграмма 1 – Соотношение количества найденных ответов для запросов на разных языках

Поисковая система Bing наихудшим образом себя показала для русского, и особенно для украинского языка. Но в отличие от Meta, показала ссылки, более подходящие под введённый запрос. Так же этот поисковик показал в среднем меньшее количество найденных ссылок в англоязычных запросах, чем Google, хотя по некоторым запросам опередил Яндекс, что показывает лучшую адаптацию Bing к англоязычным запросам.

Для русского, а так же украинского языка лидером является поисковая система Яндекс, которая в среднем находит наибольшее количество результатов. Google несомненный лидер среди англоязычных запросов. По качеству найденных результатов Google и Яндекс делят первое место и находятся примерно на одинаковом уровне.

Что же касается изменений количества найденных ссылок за два месяца, то тут ситуация обстоит гораздо интересней. Если брать средний процент роста количества найденных ссылок, то лидером является Яндекс, на втором месте Meta, на третьем Bing и на четвёртом Google. На первый взгляд странно, почему у Google самый низкий прирост. Но учитывая то, что у этого поисковика на данный момент наибольшее количество найденных результатов, ссылки наиболее точно соответствуют запросу, можно сделать вывод, что за этот срок действительное количество информации по тематике увеличилось незначительно. Meta проявила себя столь активно в некотором случае потому, что по многим запросам у неё было малое количество найденных ссылок и был запас роста этой величины.

Cредний рост количества ссылок для поисковых систем

Диаграмма 2 – Средний рост количества ссылок для поисковых систем

Далее проведём обзор роста количества найденных ссылок по языкам. По вышеуказанным причинам для русского языка Google показал самый низкий рост, остальные поисковые системы показали примерно одинаковые показатели. Для украинского языка только Google показал отрицательный прирост, хотя фактический результат оставался высоким. Остальные поисковые системы показали незначительный прирост, хотя Яндекс смог выделится и набрал в несколько раз большие показатели, достигнув роста почти на 50%.

Для английского языка все поисковые системы показали значительный рост. Лидером роста снова стал Яндекс. На втором месте оказалась поисковая система Meta, хотя её фактические показатели остаются самыми низкими. Google и Bing занимают третье и четвертое место.

Рост количества ссылок по языкам запросов

Диаграмма 3 – Рост количества ссылок по языкам запросов

Касаемо роста конкретных запросов, ситуация очень интересная. Как видно из графика, благодаря лавинообразному росту количества ссылок по некоторым запросам, Яндекс и Meta смогли показать неплохой рост в общем. Так же необходимо отметить негативную тенденцию к уменьшению количества ссылок для украинского языка. В целом, как видно из графика, количество ссылок по запросам имеет позитивную динамику увеличения. Исходя из этого, можно сказать, что количество информации по теме дипломной работы увеличивается.

Процент изменения для каждого запроса в каждой из поисковых систем приведен на диаграмме ниже.

Рост количества результатов для каждого запроса

Диаграмма 4 – Рост количества результатов для каждого запроса