ДонНТУ   Портал магистров   ФТФ

Частичка украинских Карпат

Летом 2012 года мне посчастливилось побывать в одном из живописнейших уголков Украины – с. Дземброня, что в Ивано-Франковской области. По правде говоря, мне давно хотелось побывать в горах, а тут представился подходящий случай – поехать в гости к близким родственникам.

Между прочим, ранее село это величалось Берестечком, а еще ранее – все той же Дземброней. Село имеет протяженность 12 километров, и всего 300 жителей. В свое время в Дземброне останавливалась Леся Украинка и Василий Стефаник.

Путь был неблизким – прямые поезда из Донецка до Ивано-Франковска отменили, так что с пересадкой мы ехали ни много, ни мало, а целые сутки. За такое время в поезде и с ума можно сойти, если предусмотрительно не запастись парой-тройкой интересных книг. В Ивано-Франковск мы приехали около 3 часов утра, а в 5 – уже приближались к предпоследнему пункту назначения – пгт. Верховина. Всю дорогу от потрясающих пейзажей нельзя было отвести глаз, вдобавок ко всему в автобусе звучали гуцульские песни. Мне казалось, что я еду в сказку. Вдоль дороги можно наблюдать не только прикарпатскую флору, множество колоритных своеобразных похожих друг на друга домиков, но и заливающиеся лучами утреннего солнца горы. Вживую такой красоты я раньше не видела. Видела только на картинках, но думала, что вся красота получалась после обработки изображений с помощью специального ПО. Только ехали мы не в само село, а на холм, расположенный через реку Дземброня (а у них еще и водопады Дземброньские есть, и гора одноименная, в честь которой, собственно говоря, село и было названо). Там, на высоте 1050 метров над уровнем моря и располагалось наше уютное место обитания.

Не успев разобрать вещи, я первым делом бросилась к фотоаппарату – как же удержаться, чтобы не запечатлеть такую красоту?

Вид, открывающийся практически из нашего окна

Правда, очень скоро погода переменилась, и мы прочувствовали всю мимолетность погоды в горах – вот только было солнце, внезапно облака опустились и пошел дождь.

Укрытые облаками горы

А еще немного погодя дождь закончился и мы успели насладиться вечерней красотой Карпат.

Лошади, пощипывающие траву в лучах заходящего солнца

А кони-то - соседские, но гуляют самостоятельно. И кони, и коровы, и прочая живность пасется в горах сама по себе – травы хватает.

Соседский конь на нашем лугу

Кстати, все остальное время пребывания нам сопутствовала удача – погода была теплая, солнечная, в последующие дни на небе не было ни одной тучки.

Вид на с.Дземброня

Вид на с. Дземброня

А вот и вид на само село. Дземброня, к сожалению, не вся попавшая в кадр, но от того ничуть не теряющая своей красоты, величественности и широкой души.

Луг недалеко от вершины горы Смотрич

Хочешь вкусной сметаны – вперед через село на луг, находящийся на другой горе. Дорога туда-обратно занимала часа 2-3 пешего времени. А кто говорит, что спорт – это плохо?

В предпоследний день мы решили взобраться на гору Поп Иван Черногорский. Путь лежал через село на луга, где паслись дземброньские Милки, а за лугом – лес.

Пересекая лес не переставали любоваться красотой

А за лесом – водопады. Те самые, которые тоже Дземброньские.

Дземброньские водопады в период засухи

К сожалению, мы были в Карпатах в период засухи, так что вместо шумного водопада нас встречали лишь небольшие потоки.

Пейзажи Черногорского хребта

После водопадов предстояло выйти на хребет и по нему – вплоть до Поп Ивана. А на хребте, не смотря на лето, солнце и жару, был сильный холодящий ветер, многие сворачивали с тропы обратно, но мы решили твердо идти до конца: неизвестно когда мы в следующий раз сюда приедем. Кто же знал, что летом, когда по всей Украине изматывающая жара, мы будем мечтать о теплой демисезонной куртке? Честно говоря, я и пуховик с радостью бы надела.

Вид на Черногорский хребет. У подножия Чёрной Горы

Оглядываемся назад, а там весь пройденный Черногорский хребет. А от села до Попа Ивана около 10 км.

Название, по преданиям, гора получила за скалу на вершине, которая была похожа на попа в рясе. Сейчас от скалы остались лишь обломки. На самом же деле более старым названием горы является «Чёрная гора», полученное ею после того, как легендарный Довбуш победил на ней чёрта, или «Чёрную беду». Название же «Поп-Иван» гора получила после описки при составлении карт. Впрочем, учёные до сих пор выясняют, какое название было дано горе изначально…

Обсерватория "Белый слон"

Обсерватория «Белый слон», находящаяся на вершине Чёрной Горы. У этого разрушенного ветрами и временем здания своя история. Обсерваторию начали строить еще в 1936 году, а в 1939 году здание отошло к СССР. Здесь была организована первая в Советском Союзе высокогорная геофизическая обсерватория и метеостанция. Но с началом войны сюда пришли венгерские войска, устроившие на вершине наблюдательный пункт. После отхода венгров обсерватория так и не продолжила работу[1].

Вершина горы Поп Иван Черногорский

Покорение вершины – высота 2020,5 м.

Замерзли, проголодались, пора бы и обратно возвращаться – дорогу-то уже знаем.

К сожалению, мы поехали на очень непродолжительный период – всего 5 дней, иначе сколько бы мы еще всего успели изведать.

Список использованной литературы

1. Чёрная Гора (Поп Иван Черногорский) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org (5 мая 2013 года)