Магистр ДонНТУ Перебейнос Валерий Валериевич

ДонНТУ
Портал магистров

Аниме и манга

Введение

На самом деле тяжело было определиться с темой индивидуального раздела. Было еще минимум три достойных варианта, но выбор пал на сабж после того как я задал себе вопрос: Что с наибольшей легкостью может увлечь меня на несколько часов, несмотря на настроение?. Тут ответ стал очевиден – это аниме и манга. В каком плохом/хорошем настроении я бы ни был, я всегда смогу найти аниме или мангу соответствующую своему состоянию и пропаду из реального мира на пару часов:).

Свое знакомство с этими жанрами, сам того не подозревая, я начал еще в детстве. Я смотрел, и меня просто манили большие круглые глаза. На то время это было так необычно, что привлекало и затягивало мгновенно. Дальше все пошло само собой. С появлением интернета логичным образом вышел на мангу, узнав что именно с нее рисуют аниме. Собственно из-за того что сюжетная линия в манге идет далеко впереди анимешной, регулярно стал читать и мангу. И вообще благодаря аниме стал большим поклонником японской культуры.

Манга

«Роман в рисунках» – возможно, самый точный перевод японского слова manga. Это и форма изобразительного искусства и литература. Мангу читают люди самых разных возрастов и интересов.

Манга – это произведения самых разных жанров: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика и др. Само слово manga было введено в обращение известным японским художником Кацусики Хокусаем в 1814 году, когда им была создана книга черно-белых эскизов, которые он назвал «MANGA» (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная. Как правило, по популярной манге, снимается аниме, но случается, что манга создается на основе уже существующего аниме или фильма, например, по «Звёздным войнам».

Общие сведения

В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и др. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. По популярной манге снимается аниме. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся. Читается манга справа налево, причиной чему японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции. Подавляющее большинство сначала выходит в толстых (от 200 до 1000 страниц) журналах, которых существует больше сотни, а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов [2].

Рисунок 1 – Пример страницы манги

Рисунок 1 – Пример страницы манги

Тематика

Детская манга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла не существует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию. Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновение с наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, стремятся к «технологизации». Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миром фантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не просто прямолинейное добро-или-зло. Жизнь имеет смысл, хотя за него иногда необходимо побороться. Кропотливый труд приносит свои плоды в конце. Трудности возникают, но могут быть преодолены. Сила черпается из помощи окружающим, даже иногда из самопожертвования. Из таких вот простых, но всеобъемлющих тем, вплетенных в добротный сюжет, и возникает магия манги и аниме. Как и все хорошее, они когда-то заканчиваются. Герои и героини умирают, женятся и исчезают. Есть три типичных концовки: герой побеждает (заполучает трон, расположение другого пола), герой умирает (обычно после победы), герой вроде как побеждает, а на самом деле оказывает в большом проигрыше [3].

Аниме

Аниме – это анимация, созданная в Японии, примерно, с 1917 года. Вначале это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут. Самым первым японским анимационным фильмом считается Новый альбом набросков (Дэкобоко Син Гатё, 1917) Дэкотэна Симокавы. Он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку. К сожалению, они не сохранились. Уже в 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превышала 15 минут. Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката. Термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме - это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги.

Рисунок 2

Рисунок 2 – Кадр из аниме Тетрадь смерти

Наиболее заметным и классическим признаком аниме являются «большие глаза» – подчас непропорционально большие глаза у персонажей. Это связано с рядом моментов. Во-первых, первоначально большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовались исключительно у персонажей сёдзе-манги, поскольку на Востоке подобное считается весьма красивым. Во-вторых, глаза в японской анимации являются центральным объектом лица (в американской современной анимации, напротив, таким объектом считается рот) и означают готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем уже глаза персонажа, тем ниже у него эти способности, поэтому «большие глаза» означают юность, наивность, доверчивость, открытость т.п.

Ещё следует отметить следующие особенности, непривычные для нашего зрителя: Посреди сериала герой может легко «превратиться» в плюшевого зайчика/собачку/кошечку с соответствующими атрибутами навроде ушек и хвоста. Таким образом авторы подчеркивают «детскость» персонажа и несерьезность его поведения. Когда у персонажа «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервно усмехается и находится в стрессовом состоянии. Также в состоянии стресса персонаж находится, когда он вдруг «обесцвечивается» и на заднем плане начинают извиваться какие-то червякообразные полосы:)

Рисунок 3 – Пример страницы манги

Рисунок 3 – Кадр из аниме Наруто

Большая часть аниме – ТВ–сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео (OAV–сериалы). Однако есть и множество ТВ–фильмов и полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. С другой стороны, многие аниме — экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть аниме — детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает «семейное аниме», которое дети смотрят вместе с родителями. Сериальность диктует свои законы — создатели аниме менее, чем аниматоры других стран, склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда важность качественного озвучания) и разработке сюжета. Дизайнеры в аниме важнее аниматоров. Созданием аниме занимаются аниме–студии, обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров (ТВ–каналы, корпорации по выпуску игрушек, манга–издательства). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому студии часто бывает присущ определенный «студийный стиль», который задают ведущие дизайнеры [1].

Список источников:

  1. Информация о аниме. — Режим доступа: easttime.ru
  2. Статья о манге. — Режим доступа: visitjapan.ru
  3. Аниме и манга. — Режим доступа: Аниме и манга в истории.