Назад в библиотеку

О выборе конструкторов игр для использования в программах дополнительного образования детей

Автор: В. А. Ткаченко
Источник: Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2011. № 3. С. 69-74.

Ключевые слова

дополнительное образование детей; конструктор игр; критерии выбора.

Аннотация

Рассмотрены основные критерии отбора программных сред для конструирования компьютерных игр с целью использования в системе дополнительного образования детей.

Уже много лет наряду с темами, касающимися программирования вообще и программирования игр в частности, интересной и широко обсуждаемой в интернет-сообществе разработчиков игр является тема конструкторов игр.

Если у человека есть желание создать игру и есть идея, которую нужно воплотить в жизнь, то этого можно добиться с очень хорошим результатом с помощью конструкторов игр, не имея навыков и опыта программирования. Поэтому конструировать простые компьютерные игры могут и дети. При этом в настоящее время конструкторы используются очень многими профессиональными разработчиками и создателями игр.

Что касается вопроса изучения конструкторов игр на дополнительных учебных занятиях в нашем городе, то он характеризуется крайней проблематичностью, отсутствием исследований и практических разработок в этом направлении. С 2010 г. в МУК «Компьютерная школа» в программы объединений «Я и мой компьютер!» и «Учимся, создаем, конструируем!» введены учебные модули по изучению конструкторов «Незнайка на Луне» и «Scratch», в школах города таких специальных курсов не ведется. Вместе с тем, опыт изучения среды Scratch на занятиях объединения «Учимся, создаем, конструируем!» позволяет высказать утверждение о том, что изучение конструкторов игр дает возможность детям учиться воплощать творческие идеи и сценарии в жизнь, экспериментировать и самостоятельно искать собственные пути решения задачи. К тому же конструирование собственных игр — процесс увлекательный и интересный.

Вышеуказанные факторы дают основания утверждать, что развитие направления по конструированию игр при проведении дополнительных учебных занятий — тема актуальная, и первым шагом в этой области является отбор конкретных программных сред для их освоения.

Конструктор игр — это программа, объединяющая в себе игровой движок и интегрированную среду разработки — систему программных средств, используемых программистами для разработки программного обеспечения. Простота процесса создания игр достигается за счет обеспечения конструкторов готовыми деталями и логическими операциями, из которых конструируется игра. Основными примерами деталей являются объекты, играющие роль персонажей игры, а также комнаты, либо уровни, — окна программы, на фоне которых разворачивается игровой процесс. Персонажей игры связывают со спрайтами, которые содержат изображения персонажа. Спрайт часто состоит не из одного изображения, а из нескольких, отображение которых одно за другим создает эффект анимации объекта.

Расстановка и редактирование внешнего вида деталей построена по принципу WYSIWYG (англ. What You See Is What You Get — «что видишь, то и получишь»). Для настройки деталей, как правило, используются панели Properties (Свойства).

Для разработки логики игры используют готовые логические операции, присваивая объектам события, которые содержат действия или группу действий. Разработка происходит в визуальном режиме, как правило, с помощью мастера действий (Приложение А, рис. 1—4). Различные функции включаются кнопками и готовыми командами. Если стандартных действий не хватает, то в помощь разработчику в конструкторы игр встроены различные скриптовые языки.

В некоторые конструкторы также встроены редактор изображений и музыкальный редактор, что позволяет создавать спрайты, иконки и текстуры для объектов и музыкальное сопровождение проекта.

Плюсы использования конструкторов очевидны — большая часть работы сделана программистами-разработчиками, включая оптимизацию и структуризацию рабочего процесса. От разработчика требуются только идея, графический и звуковой контент.

На портале GcUp.ru, посвященном созданию игр, представлено около 150 конструкторов, довольно интересными являются и среды, представленные на сайте make-games.ru.

Первоочередными критериями выбора конструктора игр для использования в учебном процессе могут быть: 1) реализация игры в двухмерном пространстве; 2) простота инструментария среды разработки; 3) бесплатный или условно бесплатный тип распространения программы.

Удовлетворяет указанным критериям большое количество программ, среди которых представим следующие пять: 1) Game Marker 8.0. Lite — один из самых популярных 2D-3D-конструкторов, существует платная и бесплатная версии, в бесплатной версии можно работать только с 2D, встроен язык GML; 2) Multimedia Fusion 2 — это гибкий, мощный и полноценный инструмент для авторских разработок, платный, для свободного скачивания имеется демо-версия, создание игры происходит в интуитивно понятном режиме перетаскивания объектов и выбора их настроек; 3) Noobster — самый простой (во всех смыслах) конструктор в мире, сделан в конструкторе игр Game Maker, позволяет создавать небольшие игры за считанные минуты, для создания игр нужно выбирать различные параметры, просто щелкая на кнопки; 4) Scratch — разрабатывался как новая учебная объектноориентированная среда для обучения школьников программированию, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как машины собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах «Лего»; 5) Scirra Construct — распространяется по лицензии GPL (General Public License — универсальная общественная лицензия, предоставляющая пользователю права копировать, модифицировать и распространять (в том числе на коммерческой основе) программы, а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права), использует простую и удобную систему создания игр, основан на системе событий и не требует программирования.

В результате более подробного изучения конструкторов игр были отобраны следующие дополнительные критерии для сравнения программ: 1) наличие компилятора; 2) язык интерфейса; 3) наличие сайта разработчика; 4) широта российского сообщества; 5) наличие встроенной справки; 6) наличие Official Tutorials; 7) легкость и простота использования программы; 8) количество качественных примеров. Качественные показатели выбранных критериев представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Наличие компилятора Язык интерфейса Наличие сайта разработчика Широта российского сообщества
Game Maker 8.0 Lite да английский, русский yoyogames.com gmakers.ru, game-maker.ru, forum.hellroom.ru
Multimedia Fusion 2 (демо) нет английский clickteam.com -
Noobster да английский noobster.ru game-maker.ru
Scratch 1.4 нет русский scratch.mit.edu letopisi.ru/index.php, scratch.ucoz.net, afoninsb.ru/inf/cabinet/1440
Scirra Construct да английский scirra.com scirraconstruct.ru, construct2.ru

Таблица 2

Встроенная справка Official Tutorials Легкость и простота использования Количество качественных примеров
Game Maker 8.0 Lite да, русифицирован да, английский просто очень много
Multimedia Fusion 2 (демо) да да, английский просто очень мало
Noobster нет нет очень просто нет
Scratch 1.4 да нет просто очень много
Scirra Construct да да, английский достаточно просто очень много

С учетом выбранных критериев на основе метода комплексной оценки [1] наиболее оптимальной программой для конструирования игр в системе дополнительного образования детей является программа Game Maker 8.0 Lite. Вместе с тем, программы Scratch и Scirra Construct также являются интересными для изучения. Вызывает несомненный интерес и программа Noobster, которая может быть использована для самых младших школьников при создании игр-лабиринтов.

Результаты проведенной работы позволяют сформулировать общие выводы и рекомендации по использованию конструкторов игр в учебном процессе:

1. Основными критериями отбора программных сред для конструирования компьютерных игр с целью использования в учебном процессе являются понятность и удобство интерфейса программы, наличие российского сообщества или форума разработчиков игр в данной программе и достаточное количество качественных демонстрационных примеров и разработок.

2. Среди школьников, зарегистрированных в российском интернет-сообществе, широко используется множество конструкторов игр, поскольку это очень интересное и увлекательное занятие, вместе с тем позволяющее успешно развивать творческое и логическое мышление.

3. В содержание программ дополнительного образования детей возможно включать изучение различных конструкторов программ в логике «от простого к сложному».

Безусловно, вышеприведенные выводы и рекомендации по отбору и использованию конструкторов игр при проведении учебных дополнительных занятий не являются исчерпывающими. Вместе с тем представляется, что выделены наиболее характерные особенности, необходимые педагогам для дальнейшего изучения данного направления, знание которых в определенной мере поможет им более правильно и целенаправленно организовать собственную деятельность в целях изучения рассматриваемой категории программ.

Рисунок 1 - Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Состав проекта, команда загрузки спрайта

Рисунок 1 - Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Состав проекта, команда загрузки спрайта.

Рисунок 2 - Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Настройка событий и действий объекта

Рисунок 2 - Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Настройка событий и действий объекта.

Рисунок 3 - Интерфейс программы Multimedia Fusion 2. Набор спрайтов проекта, внешний вид уровня (кадр)

Рисунок 3 - Интерфейс программы Multimedia Fusion 2. Набор спрайтов проекта, внешний вид уровня (кадр).

Рисунок 4 - Интерфейс программы Multimedia Fusion 2. Окно настройки событий: условие и действия при его выполнении

Рисунок 4 - Интерфейс программы Multimedia Fusion 2. Окно настройки событий: условие и действия при его выполнении.

Рисунок 5 - Перечень конструкторов игр на портале gcup.ru

Рисунок 5 - Перечень конструкторов игр на портале gcup.ru.

Литература

1. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. URL: http://window.edu.ru/resource/707/59707