ДонНТУ   Портал магистров

Менди – искусство росписи хной

План

  1. Краткий экскурс в историю
  2. Стили менди
  3. Основная символика и ее значения
  4. Особенности приготовления хны
  5. Техника нанесения
  6. Имитация менди
  7. Литература

Краткий экскурс в историю

Нанесение на тело узоров хной – это искусство, возникшее в тени и прохладе гаремов, куда не проникал послеполуденный зной, в умиротворяющем плеске фонтанов и пряном аромате персидских роз. Хна была известна еще в Древнем Египте, где знатные дамы посвящали долгие часы украшению тела.

Мехенди (mehandi), а также менди или минди – это искусство росписи тела узорами из хны, история которого насчитывает много столетий.

Точное место происхождения мехенди неизвестно, поскольку на протяжении веков искусство росписи хной путешествовало по разным странам и континентам, принимая различные формы в соответствии с традициями и культурой разных народов. Некоторые считают, что мехенди зародилось в Индии, другие утверждают, что в Индию мехенди попало только лишь в 12 веке.

Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что искусство росписи хной берет свое начало еще в Древнем Египте. Там знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. На Востоке и в Средней Азии с той же целью использовали хну мужчины. Они достигли большого искусства в ее применении. Хной красили волосы, ногти, кожу. Изображения были достаточно сложными, в основном имели растительный или абстрактный характер.

Также хну использовали как косметическое средство для окрашивания ладоней и стоп фараонов во время мумификации. Египтяне считали, что рисунки на теле обеспечат им беспрепятственное вхождение в загробный мир, поэтому использовали татуировки из хны, чтобы угодить богам. При раскопках в египетских пирамидах обнаружили мумии с ногтями и волосами, выкрашенными хной. Предполагается, что эти находки относятся к 1200 г. до н. э. Некоторые ученые считают, что биотатуировка существует уже более 5000 лет.

Изначально использование пасты из хны с ароматическими маслами могли позволить себе только люди из богатых и знатных семей. Однако прошло совсем немного времени, и их примеру последовали даже самые бедные слои общества. Причиной этому была общедоступность порошка хны. Египетские женщины покрывали татуировкой часть лица и подбородок, мужчины «носили» на висках изображения удода.

В Индии и Средней Азии использовали порошок только из натуральной хны. А жители Северной Африки часто смешивали его с древесным углем или сажей. От этого татуировка становилась значительно темнее, а иногда и совсем черной.

Самыми большими мастерицами в этом искусстве были женщины Раджастана, из плодородных долин, расположенных к юго-западу от Дели. Они умело раскрашивали свои ладони и пальцы, а также ступни и пальцы ног. Искусство мехенди занимает важное место в индийской культуре. Обычаи, связанные с употреблением хны, встречаются еще в 4 веке. Это искусство имеет много названий – мехенди, менди, камфир, кофер.

Традиция наносить рисунки на кисти и стопы с использованием хны с древних времен существовала в странах Ближнего Востока, Азии и Северной Африки, позже она стала распространяться в странах Европы и Америки.

До сих пор традиция наносить рисунки хной по случаю любых праздников, да и просто для красоты, процветает в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Пакистане. Восточные женщины недаром ценят менди. Целебные свойства хны сохраняют мягкость кожи, несмотря на тяжелый физический труд. Изысканный узор приковывает взгляд к изящным движениям рук во время исполнения танца. Волнующий аромат разжигает страсть мужчины. Именно поэтому в старину перед свадьбой на руках и ногах невесты рисовали хной различные узоры и орнаменты.

На хинди слово «хна» (henna) звучит как «менди». Хну, которая используется для механди, получают из листьев хинного дерева (на латыни оно называется Lawsonia inermis), произрастающего в зонах жаркого и сухого климата. Хна распространена во многих странах Северной Африки и Среднего Востока. В основном выращивается в Иране, Пакистане, Индии, Судане, Непале, Египте, в южной части Китая и на острове Шри-Ланка. Стреловидные листья хинного дерева собирают, сушат, а затем измельчают в мелкий порошок [1].

Древнее предание гласит, что первая индийская царица, которая нанесла на свое тело орнамент из хны, была великая Мумтаз-Махал, жена правителя Шах-Джахана. Именно в память ней и был возведен Тадж-Махал.

Древнее искусство мехенди – это не просто способ украшать тело, ведь хна известна своими целебными и очищающими свойствами, поэтому активно используется как в косметических процедурах, так и в современной медицине. В самых разных формах она применяется при лечении головной боли, для заживления ран и очищения крови [2].

Стили менди

Традиционно мехенди (менди) может быть выполнено в одном из четырех стилей:

  1. Арабский. Стиль, который применяется для росписи на Ближнем Востоке, в основном включает в себя цветочные мотивы, напоминающие арабскую вышивку и живопись, и, как правило, не имеет какой-то определенной схемы нанесения.
  2. Африканский (марокканский). Стиль, применяемый мастерами Северной Африки, включает в себя геометрические фигуры с цветочными мотивами и строго соответствует форме рук или ног. Рисунок сильно стилизован. Особое внимание уделяется нанесению и чёткости контуров.
  3. Индийский. Индийские и Пакистанские рисунки довольно сложные и большие (покрывают площадь от ладоней до предплечий и от ступней до колен). Кружевные рисунки хной создают иллюзию перчаток или чулок. В основном выполняются храмовыми танцовщицами или к торжественным церемониям, главным образом к свадьбам. В основном изображаются религиозные мотивы и знаки плодородия, состоят в большинстве своем из линий, орнаментов и каплевидных рисунков.
  4. Азиатский. В Индонезии и Южной Азии стиль являет собой сочетание и смешение элементов Индии и Ближнего Востока. Используются растительные индийские мотивы. Рисунки отличаются цветными пятнышками на кончиках пальцев рук и ног. Встречаются полностью закрашенные подушечки пальцев, боковых частей ладоней и стоп.

Все эти стили сейчас очень популярны и, конечно же, без смешивания различных узоров, принципов и фигур мехенди не обходится. Здесь главное, чтобы узор нравился, а к какому стилю или стилям он будет принадлежать, не так уж важно. Эксперимент в механди никогда не приведет к плохим результатам. Тем более что настоящий мастер сможет нарисовать самый изысканный и замысловатый узор [1].

Основная символика и ее значения

Менди (мехенди) или роспись хной – это не только украшение, но и символ, и ритуальный обряд, и талисман. Повседневные рисунки просты и незамысловаты, но на торжества и праздники женщины покрывают свое тело причудливыми цветами и лепестками и дивными арабесками. Традиционно тело невесты покрывают затейливым рисунком из хны, а оставшийся порошок закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа. В Марокко беременные женщины покрывали щиколотки узорами, чтобы защитить дитя от сглаза.

Все символы берут свое начало с зерна (биджа), которое является зародышем любого растения. Существуют простые формы, такие как линия (рейха) и угол (кона) где соединяются две прямые линии, отражая двойственность жизни.

Треугольник (трикона) может быть направлен вершиной вверх (пуруса) как символ мужской активности, олицетворение огня и вознесения в Небеса или вниз (пракрити) как пассивный женский символ воды и милости, нисходящей с Небес.

Звезда символизирует божественность и надежду. Шестиконечная звезда (саткона) соединяет в совершенной гармонии мужчину и женщину. Шестиугольник внутри звезды (садбхуджа) – сильная форма, отраженная в природе, даже в очертаниях клетки нашего тела. Пятиконечная звезда (панчакона) включает пять элементов: огонь, землю, воду, воздух и небо.

Квадрат (чатускона) означает стабильность, честность и кров.

Aлмаз (ваджра) символизирует просвещенность.

Восьмиугольник (астакона) составлен из двух наложенных друг на друга квадратов и означает защиту.

Крест (бавари) – источник, а также космический символ, обозначающий связь между небом и землей. Если поверх него наложен квадрат (сарватобхадра) – это храм с дверями со всех сторон.

Свастика – один из старейших и самых сложных символов. Само это слово означает «все хорошо». В Индии свастика символизирует движение, счастье и добрую судьбу, ее часто используют как печать на кувшинах со святой водой.

Круг – это универсальный символ целостности, но в Индии он имеет еще и особое значение витка жизни. Круг с языками пламени символизирует пракрити – то, что развивается, производит и порождает.

В индуизме серп луны – это новорожденный ребенок, который стремится быстро вырасти. Солнце – дверь Вселенной, вход в мир знания и бессмертия.

Солнце означает всевидящее божество и силу, а его лучи приносят жизнь в наш мир.

Мандала – символ просвещенности, ее обычно изображают в виде круга с квадратами, треугольниками и окружностями внутри.

Лотос имеет множество символических значений, включая щедрость земли, древо жизни и женский половой орган. Этот цветок обычно растет на болотах, но каким-то образом сохраняет чистоту и безупречность. Именно поэтому его считают символом выживания в самых неблагоприятных условиях, и в индийской философии детей наставляют быть как лотосы, поскольку грязное окружение не считается оправданием для дурного поведения и темной души.

Многие другие цветы и фрукты используют как символы радости и счастья. Цветы олицетворяют недолговечность детства и новую жизнь, а фрукты – сущность бессмертия. И роза, и незрелый фрукт манго (символ девственности) обычно используют в орнаментах для невест. Виноградная лоза – символ преданности, потому что она тянется к свету и нуждается в подпорке.

Самый распространенный в Индии анималистический элемент орнамента – павлин, которого рассматривают как компаньона для жены на время отсутствия мужа, a еще это символ любви и желания, поскольку в Индии павлины появляются в сезон дождей – время страсти. Павлинов часто включают в орнаменты для невест как символ приближающейся брачной ночи.

Очень популярны и другие птицы – лебеди (успех) и попугаи (его спутники).

Маленькие точки, изображающие капли дождя (бунда), символизируют любовь, которую женщина проявляет по отношению к мужу, а волны (глагария) означают страсть и желание.

Бута (пейсли) или иначе – «турецкий огурчик» – элемент восточного орнамента. Значок этот, воспринимаемый сегодня как своеобразный символ Востока, является, ничем иным, как одним из символов в сложной символике зороастризма. Символом Огня [3].

В индийской культуре роспись по телу хной считается символом удачи для замужних женщин (сухаган). Индийские женщины глубоко верят, что менди принесет им много любви и заботы со стороны мужа. Насколько прекрасно украшены ее руки и ноги, настолько она должна приложить все усилия, чтобы восхитить своего мужа и полюбиться родственникам с его стороны. В Раджастане тело украшают и женихи, образцы рисунков не менее сложны, чему девушек.

Особенности приготовления хны

Научиться данному ускусству не так уж просто. Как и в любом другом деле для того, чтобы получалось необходимо постоянно практиковаться. А, чтобы наностить на кожу потрясающей красоты узоры, потребуется овладеть многими навыками и секретами. И тут уж без терпения и настойчивости никуда, так что, если вы нетерпеливый человек, то вас это вряд ли заинтересует.

Для приготовления самой хны собирают листья хинного дерева, затем их высушивают и перемалывают в порошок. К большому сожалению должна констатировать факт того, что хинное дерево (цинхона) точно не растет в Украине и на ближнем рубеже, поэтому мы лишь получаем привезенный продукт, который не всегда является достаточно качественным. Отсюда возникает следующий вопрос.

Где купить хорошую хну? И тут я думаю о слове менди и его значение, при этом мне на ум приходит ассоциации с Индией. Исходя из этого первые магазины, которые необходимо посетить, это магазины индийских и восточных товаров. Также иногда хну можно найти в гомеопатических аптеках (насчет простых не знаю) и супер-, гипермаркетах. А с популяризацией данного вида временных татуировок, то вообще в интернет-магазинах уже готовые смеси с, приспособленным для рисования, тюбиком. Но важно знать, что хна – продукт скоропортящийся, и если она долгое время лежала на полке, то могла потерять свои красящие свойства.

Нужно осознавать, что «магазинная» хна бывает черствой, плохо обработанной, может содержать снижающие качество примеси, либо быть плохо просеянной. Даже если дополнительно ее просеять, рисовать ей будет все равно невозможно.

Хотелось бы еще добавить, что черной хны в природе не бывает (листья у дерева не черные) и на эту тему советую почитать вот эту статью [4]. Так что, если вы увидите «черную хну» – не занимайтесь самообманом.

НО не стоит наивно полагать, что чем «зеленее хна», тем лучше. Это не так. Некоторые недобросовестные импортеры делают все возможное, чтобы придать хне максимально привлекательный вид, добавляя в нее зеленую краску, окрашенный песок (это называется «полировка»). Для проверки необходимо смешать хну с лимонным соком, поместить ее между двумя стеклами и оставить на 15 минут. Если она окрашена то можно увидеть зеленые пятна.

Как долго хранится хна? Хна хранится в герметичном, защищенном от света контейнере в морозилке,при этом она сохранит свои свойства годами. Если держать ее на свету, в открытой упаковке, в жарком месте, она потеряет яркость.

Перед приготовлением смеси из хны необходимо ее просеять, чтобы избежать комочков. Можно просеять ее с помощью чулка и пластикового контейнера с плотной крышкой, при этом советуют положить несколько небольших монет (они помогут хне просеяться сквозь чулок). Затем, надо наденть крышку и обвязать контейнер крепким резиновым жгутом, чтобы плотно закрепить ее. Придерживая крышку рукой, трясти контейнер, чтобы хна просеивалась через чулок.

Что нужно, чтобы смешать пасту хны? Для начала – хна и лимонный сок (можно использовать порошок). Лучше смешивать их в керамической или пластиковой посуде из-за того, что с некоторыми металлами кислая смесь может вступить в реакцию и сотавить налет.

Чтобы рисунок отпечатался, хна должна оставаться на коже какое-то время. Чем дольше хна держится на коже, тем лучше будет отпечаток. Бывают случаи, когда хна трескается и сыпется до того как успеет отпечататься на коже, чтобы избежать этого нужно ее немного подсластить (сахаром, а некоторые и медом, карамелью). Вот такая вот вкусная хна получается, но есть ее все равно не рекомендуется. Это может зависеть непосредственно от сорта хны.

Важно знать, что для каждого сорта хны есть свои особенности, которые проявляются уже во время ее приготовления, поэтому советую результаты конспектировать, приготовленной хней нужно дать постоять, чтобы она дала цвет. О времени необходимом для того, чтобы она дала цвет советую почитать тут [5].

Техника нанесения

Для того, чтобы нанести хну на кожу необходимо приспособление, таковым может служить конус из любого подручного материала (фольга, целлофановый пакет и т. д.). Для этого наденьте на кружку нейлоновый носок. Переложите в него пасту хны ложкой. Снимите носок с кружки и поместите его в целлофановый пакет или пакет в форме «морковки». Крепко держите пакет, носок полный пасты находится внутри, и с силой вытягивайте носок, выдавливая пасту сквозь него в пакет. Подробно о том как ее наносить можно узнать тут [6].

После этого нанесение хны на кожу можно разделить на 3 этапа:

  1. Специальная подготовка кожного покрова к нанесению рисунка из хны. Кожу обезжиривают, обрабатывают скрабом и протирают эфирными маслами. Волосы, имеющиеся на коже, необходимо удалить заранее, потому что волосяной покров служит препятствием для проникновения краски. Кроме того, волосы способны надолго окрашиваться хной, даже после исчезновения рисунка.
  2. Нанесение узора из хны. Для этой цели можно использовать трафареты, водорастворимую бумагу. Настоящие мастера делают рисунки собственноручно. Рисунок наносят специальными деревянными или металлическими палочками, тюбиками или шприцами. Излишки краски необходимо сразу же стирать, чтобы не было размытых пятен на одежде и коже.
  3. Высушивание рисунка. Скорость просушивания рисунка зависит от вида краски. В целом такая временная татуировка должна сохнуть около 8 часов. Истинный цвет узора проявляется в течение 40 часов после нанесения мехенди. Такие узоры могут радовать вас до нескольких недель. Рекомендуется поверхность татуировки ежедневно протирать миндальным маслом и не подвергать длительному воздействию воды [7].

Имитация менди

Имитация менди состоит в том, что не хна используется, а заменяется кофе. Этот способ актуален для начинающих. Во-первых, если не получился рисунок, то его всегда можно смыть водой и не останется следов. Во-вторых, если пока не нашли хну или жалко тратить на пробы.

Рецепт смеси прост: залить кипятком кофе до получения густой кашицы. Наносить ее советуют зубочисткой или чем-нибудь тонким, но я бы посоветовала сделать такой же конус как и для хны, что позволит вам попрактиковаться.

А лучше всего советую сначала попрактиковаться на листе бумаги, так сказать набить руку. И начните с простых узоров (примитивных цветов, лепестков, геометрических фигур и т.д.).

Следует помнить, что кофе и хна оставляют след на тканях, поэтому будьте осторожны, дайте ей высохнуть. Еще в интернет-магазинах продаются специальные трафареты, это на случай, если вам уж очень захочется уже готовый результат.

Литература

1. История, стили и значение «Мехенди» – рисунков хной
2. Мехенди (роспись хной) – древнее искусство
3. Мехенди в Индуизме
4. Хна черной не бывает!
5. The Henna Page «HowTo» Как смешать хну
6. The Henna Page «HowTo» Как наносить хну
7. Искусство Мехенди: история возникновения и особенности применения