Назад в библиотеку

ГЕНЕЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭКУМЕНИЗМА

Автор: В. И. МАНЗЮК
Источник: Белгородский государственный университет.Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13.Научная рубрика ГРНТИ: 21.15 - Отдельные религии, церкви и культы.

Генезис католической модели экуменизма. В. И. МАНЗЮК

Слово «экуменизм» в переводе с греческого имеет следующие значения: «вселенная» или «обитаемый мир». Таким образом, экуменический, значит «вселенский» и экуменизм, значит «вселенскость», стремление к вселенскому сознанию. Почему же мы стремимся к воссоединению, ведь Церковь одна и в Символе Веры каждый христианин это единство исповедует? Но, к сожалению, в настоящее время, существуют многочисленные общины, представляющие себя последователями учения Иисуса Христа и истинными наследниками основанной Им Церкви. Есть два подхода к данной проблеме: или одна община считает себя одной-единственной истинной Церковью Христовой, или каждая община признает долю «церковности» в других. В первом варианте, экуменический вопрос сводится к присоединению отделенных (отпавших) христиан к этой Церкви. Во втором же варианте, желаемое воссоединение возможно лишь в том случае, если оторванные от тела Церкви общины признают то, что не все еще соответствует в их образе жизни истинной Церкви Христовой. Это осознание, требует покаяния, признания своих грехов, желания отказаться от ложных элементов своего вероучения. Третий момент, согласно которому все церкви равны в догматическом и вероучительном плане: протестанты, католики и православные. То есть Церковь одна, однако исторически так произошло, что она разделилась на ряд «ветвей» и наша задача лишь постулировать это единство и проповедовать о нем. Есть еще один подход к экуменической проблематике, согласно которому Римско-католическая церковь занимает особую роль в деле объединения церквей. Это, так называемый, католический экуменизм, то есть - единство христианских церквей с особой ролью в нем католической церкви. В данной работе мы попытаемся определить позицию Католической Церкви к экуменическому движению и рассмотреть трансформацию католической концепции экуменического диалога. Католическая модель экуменизма, как никакая иная религиозная интерпретация экуменической идеи во время своего развития, претерпела значительную эволюцию. Римско-католическая церковь осуществила значительный переход от резкого отвержения участия в экуменическом движении, до полного восприятия и доминирования в нем. Если в прошлом, Католическая Церковь считала, что она является единой истинной Церковью1, то уже в определениях Второго Ватиканского Собора за другими церквями признается владение некоей частью истины. Зарождение и наиболее ранние проявления экуменизма относятся еще к XVII веку, но несмотря на это, в христианском мире преобладала атмосфера недоверия и противостояния. Характерной и господствующей формой мировоззрения того времени были прозелитические устремления католической церкви. Речь шла не об объединении церквей, а о их подчинении, у августа 1873 г. Папа Пий IX, в письме императору Вильгельму написал: «Всякий принявший крещение принадлежит более или менее - я не могу изъяснить в подробности почему, - принадлежит, говорю, более или менее папе»2.

1 Энциклики Святого Римского Престола в русском переводе. Сб., т. 3. Изд. Католической Духовной Семинарии «Мария- Царица Апостолов». С. 254.

2 Цит. по: Кураев А. Диакон. Вызов экуменизма. М: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 81.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

О недоверии и не желании вести диалог Ватикана с другими исповеданиями свидетельствует тот факт, что на Первый Ватиканский собор не были приглашены протестанты, им только предлагалось переосмыслить свое вероучение. А Англиканскую церковь католическое священноначалие и вовсе отказалось информировать о грядущем соборе. На Первом Ватиканском соборе 1870 г. был утвержден догмат о непогрешимости верховного понтифика в делах веры и морали. Таким образом, католическая церковь воспринимала окружающий мир как греховный, и не отождествляла себя с ним, что вело к полной изоляции и нежелании вести диалог с другими христианскими течениями. В соответствии с экклесиологией данного периода, пределы христианской Церкви совпадают с границами Римско-католической церкви, за пределами которой не может существовать другая Истина. Такое понимание Церкви привело к психологической обособленности, настороженности, и в определенные периоды истории, к ненависти и противоборству. Таким образом, неприятие католической церковью межконфессионального диалога было очевидным, а речь могла идти только исключительно о монологическом взаимодействии. Идея объединения церквей более ярко стала проявляться во второй половине XIX начале XX веков, в связи с нарастающей секуляризацией культуры. В Англии развернулось, так называемое, оксфордское движение, сторонники которого выступали за особые отношения между тремя церквями: православной, католической и англиканской. Священноначалие католической церкви выступило с резкой критикой в адрес зарождающегося движения. В 1919 году конгрегация «Священное действие» вновь напоминает о постановлении 1864 года, в котором запрещалась деятельность католиков в различных экуменических объединениях. В начале XX века в протестантском мире начинается бурное развитие экуменического движения, проводятся первые экуменические конференции, в частности стокгольмская и лозаннская. Это заставило Ватикан активизировать свою антиэкумениче-скую деятельность. Конгрегация «Священное действие» в 1927 году издает декрет в котором выражается жесткое неприятие к экуменическому движению, а 10 января 1928 г. папа Пий XI в энциклике «МойаНит аттов» (О единстве христиан) запретил католикам принимать участие в экуменических конференциях. Ватикан, по-прежнему, признавал единственным способом соединения христиан: «покаяние и возвращение некатоликов в пределы единой истинной католической церкви»3.

Но, несмотря на официальную позицию Ватикана, среди церковных деятелей появляются течения с иной точкой зрения на экуменическую проблематику, находившиеся в оппозиции к основной линии католической церкви. Со стороны католического руководства эти шаги неизменно подвергались осуждению, но, несмотря на то, что в постановлении конгрегации «Священного действия» 1948 г., говорится о запрещении участия католиков в экуменической ассамблее ВСЦ в Амстердаме, впервые официальный Ватикан обошелся без осуждения экуменизма.

Поворот католической церкви в сторону сближения с экуменическим движением начался после Амстердамской конференции. В инструкции конгрегации «Священного действия», которая была издана после проведения ассамблеи ВСЦ, говорится, что экуменическое движение является «веянием Духа Святого». А также, что «во многих частях мира, под влиянием различных событий, но, прежде всего благодаря общей молитве верующих, милостью Духа Святого, в сердцах многих разделенных христиан возникло и возросло желание, чтобы все верующие в Господа Иисуса Христа опять нашли путь к единству...»4. Такое изменение позиции католической церкви не могло остаться без внимания со стороны руководства ВСЦ. Генеральный секретарь Всемирного совета церквей Виссерт Хуфт назвал данную инструкцию «проявлением изменений в позиции Ватикана, состоящих в открытии Римом дверей экуменизму».

Но, несмотря на то, что Ватикан смягчил свою политику по отношению к экуменическому движению, католические богословы не переставали претендовать на стремление католической церкви руководить христианским миром и стремились подменить идею экуменизма, догмой христианской Римско-католической церкви. Таким образом, позиция католической церкви вплоть до II Ватиканского собора не претерпела кардинальных изменений. Идея об объединении христианских церквей с новой силой была поднята перед созывом II Ватиканского собора. Папа Иоанн XXIII выразил надежду, что в работе собора будут принимать участие все разделившиеся христианские церкви. Этот собор стал весьма важным в истории христианского мира. Многие его результаты вошли в современную жизнь церквей, а так же повлияли на развитие богословской мысли. Эти благотворные для всех изменения связаны с явлением, которое теперь принято условно называть «революцией Иоанна XXIII» и «восточной политикой Павла VI»5. В последние годы, перед проведением собора произошли качественные изменения в межконфессиональной деятельности Римской церкви. В 1960 году Ватикан посетил глава протестантской церкви ФРГ епископ Дибелий, а в конце того же года состоялась встреча англиканского примаса Ж. Фишера и Иоанна XXIII. Также активно велись переговоры с представителями протестантских церквей. В связи с этим, на первой сессии собора присутствовали, в качестве наблюдателей, представители 28 различных конфессий и деноминаций протестантской направленности, а также члены Русской православной церкви. Большой вклад в развитии экуменического диалога между верующими всех стран, а также в определении экуменическо-реформаторского направления II Ватиканского собора внесли представители «новой теологии». Ее наиболее яркими представителями являлись А. де Любак, Х.У. фон Бальтазар, Г. Кюнг, П. Тейяр де Шарден и др. Сторонники новой теологии призывали церковь возродить прошлое наследие Западной и Восточной Церкви. Они утверждали, что нужно обратиться к опыту первохристианской церкви, которая была более близка к правильному пониманию Церкви и Евхаристии. Богословы призывали вернуться к общехристианским истокам веры и ставили под сомнение господство церковной иерархии католической церкви и папства. На II Ватиканском Соборе было введено новое для католического богословия определение - «диалог», которое, по своей сути, является более глубоким, чем сотрудничество. При таком диалоге неприемлем взгляд, будто одна сторона имеет полноту истины и право учить, а другая же - только учиться6. Этот диалог католики намерены вести не только с христианским миром, но и с нехристианскими религиями. Таким образом, католическая церковь отказалась от дальнейшей изоляции от других религий.

Все важнейшие принципы, определяющие облик современного католического экуменизма, были выражены в Декрете об экуменизме («Цпіїаїїз redintegratio»), принятом на II сессии II Ватиканского собора. В нем говорится, что одна из главнейших задач Второго Ватиканского Собора - способствовать восстановлению единства всех христиан, так как разделение прямо противоречит воле Христа7. В Декрете говорится, что все церкви и церковные сообщества христианского мира равным образом служат средствами спасения. А также, что многие духовные ценности, которые принадлежат «истинной Церкви», единой для всех христиан, можно обнаружить и вне границ католической церкви. Теперь христианские некатолические общины считаются не безблагодатными и признаются церковными общинами принадлежащими, хотя и не в полной мере, к Церкви Христа. Рассмотрев основные положения Второго Ватиканского Собора мы видим, что он заложил основы здорового и нормального диалога со всем христианским миром. Во многих постановлениях Собора видна разница с дособорной католической теологией. Но при этом, церковь св. Петра настаивает на своем праве именоваться в полном смысле истинной Церковью, в которой присутствует вся полнота спасения. В 2000 году в разъяснениях кардинала Ратцингера, по вопросам отношения с другими христианскими церквами, говорится, что «Церкви-сестры - это исключительно отдельные Церкви между собой. Должно быть ясным при использовании выражения Церкви-сестры, что Единая Святая Соборная и Апостольская Вселенская Церковь не сестра, но матерь для всех отдельных церквей»8. Из этого следует то, что II Ватиканский собор, идя на сближение с экуменическим движением, все же настаивает на особенной роли католической церкви в этом движении.

В послесоборный период, в католической церкви произошел пересмотр отношения к существующему межконфессиональному движению, и теперь диалог с межхристиански-ми объединениями является важным компонентом в католической модели экуменизма. Если в дособорный период в межконфессиональном диалоге католического образца принимали участие только папа, епископат и теологи, то теперь участниками экуменических встреч признаются представители различных христианских конфессий и организаций. Помимо диалога, проходящего в контексте ВСЦ, Римско-католическая церковь участвует во множестве двусторонних диалогах с христианскими церквями. Преемник Павла VI, папа Иоанн Павел II, продемонстрировал верность экуменическому духу своего предшественника, его деятельность, выступления и энциклики, пропитаны духом экуменизма. Подводя итог вышесказанному, очевиден тот факт, что Католическая концепция экуменизма претерпела значительную трансформацию, за относительно небольшой период времени. Но, к сожалению, в основном, эти изменения оставались только на бумаге. При этом, так же стоит отметить, что католицизм связывает свою экуменическую деятельность с собственными миссионерскими установками. И, конечной целью этой деятельности, является соединение христиан и возвращение к Истине, хранителем которой является Римско-католическая церковь.