Назад в библиотеку

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИССИИ (КАТОЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ)

Автор: Ратникова Виктория Викторовна
Источник:Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2013. № 1. Ч. 1. С. 165 - 167. ISSN 1997 - 292X.

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИССИИ (КАТОЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ).Ратникова Виктория Викторовна

Экуменизм - движение за объединение христиан, зародилось в протестантской среде, официальной точкой отсчета которого считается Эдинбургская миссионерская конференция 1910 г. Со временем экуменические идеи нашли поддержку и у православных, и у католиков, а экуменизм, уже как общехристианское движение, стал ярким не только религиозным, но и социальным явлением. Партнерство христианских Церквей и церковных общин в миссии, в совместной работе в свидетельствовании о Евангелии по всему миру, в приобретении новых учеников и основании новых церквей содействует успеху экуменического процесса. В настоящее время перед христианским миром стоит угроза исламизации запада, проблема секуляризации и религиозного индифферентизма. В подобных условиях разобщённость христианских Церквей, соперничество и борьба за паству значительно снижают эффективность христианской проповеди. Наделение же миссионерства экуменическими аспектами способно положительно повлиять на преодоление кризиса экуменического движения в частности и кризиса веры в целом. Католическая Церковь, крупнейшая христианская Церковь мира, с момента своего вступления в экуменическое движение уделяла пристальное внимание экуменическим аспектам сотрудничества христиан в миссии. Однако последние несколько десятилетий утверждение в необходимости тесной взаимосвязи экуменизма и миссии, воспринимаемое способом выхода экуменического движения из кризиса, в католической среде стало особенно актуальным.

Экуменизм (от греч. oikumene – обитаемый мир, вселенная) – движение за консолидацию современного христианства, находящегося в состоянии раздробленности. Формальная цель экуменистического движения - устранение последствий многочисленных церковных расколов прошлого и достижение вероисповедного единства христиан. Фактически же экуменизм направлен на преодоление кризиса христианства и приспособление данной религии к существованию в условиях все углубляющейся секуляризации . Тесная взаимосвязь миссии и экуменизма обнаруживается уже в истоках движения за объединение христианства. Как было заявлено Л. Ньюбигином в выступлении на третьей ассамблее Всемирного Совета Церквей, Нью-Дели, 1961 г., миссия и единство – две стороны одной медали. Своим существованием экуменическое движение в значительной степени обязано миссионерскому движению. К концу XIX в. многие церковные руководители осознали, что взаимная критика ослабляет успех миссии. Эдинбургская миссионерская конференция 1910 г. стала символической «колыбелью современного экуменизма». На начальном этапе обнаруживается тесная взаимосвязь миссионерской и экуменической деятельности. На конференции были рассмотрены такие вопросы как потребность во взаимном признании между христианами мира; расширение самого понятия миссии; связь между миссией и единством; решительное неприятие прозелитизма и т.д.

Эдинбургская конференция закончилась образованием постоянного комитета, позднее преобразованного в Международный миссионерский совет, просуществовавший до 1961 г., когда он влился в общее русло экуменического движения. Новым этапом взаимодействия экуменизма и миссии стало институциональное оформление экуменического движения (создание Всемирного Совета Церквей в 1948 г.) и принятие экуменических идей католицизмом на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Этот период отмечен холодной войной и окончанием колониальной эпохи, ростом самосознания обретших независимость народов и их Церквей. В данный период акцент в миссии переносится на «первичную» миссию (среди представителей других религий). Внимание идеологов экуменического движения переносится с практического взаимодействия и сотрудничества (в совместной миссии, социальной работе) на решение проблемы достижения единства в вере. В значительной мере причиной тому стало приобретение с 1960-х гг. Католической Церковью статуса полноценного участника экуменического движения, а также проводимая Ватиканом политика.

До Второго Ватиканского собора отношение Католической Церкви к экуменическому движению было крайне настороженным. Перспектива сотрудничества в миссии с иными христианскими Церквами и церковными общинами была немыслима. В энциклике Пия XI (1922–1939) «Mortalium animos» (1928 г.) утверждалось, что Апостольский престол никогда не разрешит католикам участвовать в протестантских экуменических съездах. Единству же христиан, по мнению Папы, нельзя было содействовать иначе, как «только в том духе, чтобы отпавшие вернулись в лоно единой истинной Церкви Христовой, которую они, к несчастью, некогда оставили». Иначе говоря, иным христианским Церквам предлагалось заключение унии (от лат. unio – единение).

После Второго Ватиканского собора Католическая Церковь взяла на себя обязательство диалога с современным миром и его культурами. Второй Ватиканский собор стал поворотным пунктом во взаимоотношениях католицизма и экуменизма, «экуменическим переломом». На данном этапе акцент делался на необходимость единства в вере, а экуменическое движение склонялось к методу многосторонних межконфессиональных богословских диалогов. Проблема солидарности перед лицом социально-политического кризиса эпохи ушла на второй план.

Последний, современный этап отношений миссии и экуменизма характеризуется резким усилением внимания экуменистов к проблеме сотрудничества и практического взаимодействия, наделения миссионерства экуменическим импульсом. Трудности в экуменическом диалоге привели к потребности поиска новых форм взаимодействия партнеров по экуменическому движению. Начиная с 1990–х гг., с распадом Советского Союза, на первый план в экуменическом диалоге выходит проблема пересмотра традиционных форм сотрудничества христианских Церквей друг с другом в новых социально-политических условиях. Обвинения католиков в прозелитизме, фактически сведшие на нет достижения многолетних богословских диалогов, со стороны Православной Церкви указали на потребность практического экуменического сотрудничества. Требовалось «переосмысление целей и задач экуменического движения, перенос акцентов». Требовалась едва ли не революция в сознании христиан и в формах их взаимодействия.

Проблемы в отношениях православных и католиков, возникшие именно в рамках осуществления миссии, показали потребность в практическом экуменическом взаимодействии между ними. Попытки решить про- блему участия в совместной миссии предпринимались в рамках богословского диалога. Эта тема рассматривалась католиками с англиканами и баптистами. В 2000 г. архиепископом Джорджом Кери и кардиналом Эвардом Кессиди в Канаде была созвана конференция англиканских и католических епископов для исследования достигнутых успехов в богословии и достижения более тесного сотрудничества между двумя тради- циями. Результатом конференции стало создание Международной англиканско-римско-католической комиссии по единству и миссии, учрежденной в 2001 г. В обращении к Международной англиканско-римско-католической комиссии по единству и миссии Иоанн Павел II сказал: «Только опыт глубокого общения позволит нам более эффективно свидетельствовать о Христе в мире и выполнять свою миссию, которую Он поручил нам. Понятно, что раздробленность мешает нашей миссии в мире. В эти неспокойные времена мир, более чем когда-либо, нуждается в общем свидетельстве христиан во всех областях».

Пытаясь снять существующее напряжение, возникшее в результате миссионерской деятельности Ватикана на постсоветском пространстве, Иоанн Павел II посчитал необходимым в энциклике «Redemptoris missio» [14] разделить такие понятия как «mission ad gentes» или «первоначальная евангелизация» тех, кто не принял христианство; затем «пастырская забота» о тех, кто принял христианство; и «новая евангелизация» тех, кто принял христианство, но нуждается в укреплении и углублении своих христианских основ. Миссионерская задача Церкви, по мнению понтифика, крайне обширна; там найдется место всем христианам вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Близость миссионерской и экуменической деятельности с точки зрения католицизма обусловлена потребностью предотвращения трансформации экуменизма в агрессивную пропаганду. Обвинения католиков в прозелитизме со стороны православных уже сумели существенно осложнить взаимоотношения и разрушили экуменические чаяния Иоанна Павла II о воссоединении православных и католиков до истечения второго тысячелетия. Становится понятным желание предупредить «ситуации искажения миссионерства и не пере- хода его в прозелитизм».

Христианской миссии для увеличения эффективности необходим экуменический дух, экуменизму, в свою очередь, требуется практика совместной работы, которой и является проповедь христианства. Миссия оказывает большую услугу экуменизму, обучая представителей разных христианских Церквей действовать сообща, принуждая их искать точки соприкосновения, концентрируя внимание на объединяющем факторе (проповедь Евангелия), а не на разногласиях. Миссионерство является неотъемлемой частью христианства и прекрасным поводом для практического взаимодействия. Если миссионерство направлено на распростране- ние именно христианства, а не конкретной христианской деноминации, оно становится действительным воплощением экуменического делания. Католическая Церковь осознает, что религия является сложным многосистемным феноменом, она предстает как «духовное явление и как психологическое, и, конечно же, как явление социальное». Поэтому в ус- ловиях кризиса как самого экуменического движения, так и веры в целом для усиления позиций традиционного христианства главной тенденцией последнего времени стало стремление совместить экуменическую деятель- ность с решением социальных задач. Происходит расширение понятия «экуменизм». Как отмечает ряд специалистов, «фактически экуменизм давно превратился в феномен социальный и социокультурный». Мис- сионерская деятельность Церкви неразрывно связана с конкретными условиями страны, в которой осуществляется евангелизация, и в большой степени зависит от социально-политического положения в конкретном регионе. Католические миссионерские экуменические организации придают большое значение работе по оказанию помощи больным. Для поддержания религиозности в секуляризированном обществе экуменисты пытаются связать миссионерскую деятельность с другими видами религиозного воздействия.

Современные условия, когда христианству противостоит секуляризация, когда церкви пустеют, а приходы исчезают, вынуждают экуменизм становиться миссионерским. Экуменический диалог может активизироваться за счет «дружбы против», т.е. на почве общего противостояния секуляризации. Христианскому миру пришло осознание того, что соревнуясь между собой за обращение душ в сфере миссионерской деятельности, христиане подрывают доверие к их вере и экспортируют свои разногласия. Дихотомия «свой-чужой», как это было показано в статье А. Ю. Григоренко «“Свой-Чужой” в истории религии», ведет к межконфессиональным конфлик- там, вражде и размежеванию. Подобное деление неприемлемо для христианства, стремящегося к объединению.

Таким образом, взаимодействие миссии и экуменизма имеет глубинный характер. В соответствии с позицией Ватикана, для преодоления существующего кризиса экуменического движения необходимо перене- сти акценты с богословского диалога на практический экуменизм (например, сотрудничество в миссии). Попыткой снять возникшее в связи с многочисленными обвинениями в прозелитизме напряжение стало наделение миссии Католической Церковью экуменическими аспектами. Сейчас для католицизма, как заявил представитель Ватикана в России архиепископ Антонио Меннини, миссия и экуменизм не отделимы друг от друга, т.к. «миссия без экуменизма превращается в агрессивную пропаганду, в прозелитизм (в отрицатель- ном, одиозном значении этого слова), а экуменизм без миссии – в бесплодные, пустые любезности». Для католицизма современный кризис веры является дополнительным аргументом в пользу единства. Практическое взаимодействие христианских Церквей, их сотрудничество в миссии способно стать прекрасным доводом в пользу христианства, повысить его позиции.