Назад в библиотеку

КАТОЛИЧЕСКИЙ ЭКУМЕНИЗМ И ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНИЯ ОБЩЕЙ ЕВХАРИСТИИ

Автор: Ратникова Виктория Викторовна.
Источник: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 1. С. 148-151. ISSN 1997 - 292X.

Ратникова Виктория Викторовна. КАТОЛИЧЕСКИЙ ЭКУМЕНИЗМ И ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНИЯ ОБЩЕЙ ЕВХАРИСТИИ

В XX в. экуменизм – движение за объединение христиан – стал крупным религиозным явлением. Поиск единства, институционального и вероучительного, занимает основное внимание экуменистов. Представляя Ратникова В. В., 2012 ISSN 1997-292X № 3 (17) 2012, часть 1 149 собой выражение единства церкви в вере, в поклонении и апостольском служении, таинства и их взаимное признание христианскими церквами способны послужить целям экуменизма. Более того, для части экуменического сообщества окончательной целью движения является не формальное объединение в единую церковь, но единство в таинствах, а точнее общая евхаристия. Проблема совершения совместной евхаристии была и продолжает быть центральным вопросом взаимного признания таинств. Католическая церковь, как крупнейшая христианская конфессия, играющая существенную роль в экуменическом движении, озабочена вопросом проведения общей евхаристии.

После Второго Ватиканского собора Католическая церковь стала больше внимания уделять «евхаристической экклезиологии», внимательнее относиться к связи между церковью и божественной литургией. Термин «евхаристическая экклезиология» был введен прот. Николаем Афанасьевым в работе «Две идеи вселенской церкви». Этому понятию соответствует такое положение, когда евхаристия является главным критерием всякого структурного проявления церкви, единственным выражением единства церкви и точкой отправления для всех других таинств (наряду со священством и епископским служением). Рожденное в православной среде понятие «евхаристической экклезиологии» нашло свое развитие и поддержку не только среди православных, но и у католиков. В Конституции о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» говорится, что в евхаристической службе, совершаемой епископом поместной церкви в присутствии священников, дьяконов и всего христианского народа, имеется «первостепенное проявление церкви». В Конституции о Церкви «Lumen Gentrium» утверждается, что «благодаря евхаристии церковь непрестанно живет и возрастает», а в Декрете об экуменизме говорится о евхаристии православных церквей, в которой «церковь Божья созидается и возрастает». Учитывая столь высокое значение, придаваемое евхаристии Католической церковью, для католического экуменизма актуальной стала необходимость поиска путей достижения единства в евхаристическом служении.

Со стороны Католической церкви предпринимались попытки совместно с партнерами по экуменическому диалогу навести мосты для общего понимания евхаристии. Методом достижения единства в евхаристическом служении должно было послужить обновление самой евхаристии в том, что относится к учению и литургии различных церквей. В Лимском документе «Крещение, евхаристия и пастырское служение» отмечалось, что движение за литургическую реформу сблизило церкви в способах служения евхаристии. Однако известное литургическое многообразие, совмещенное с общей евхаристической верой, признается «явлением здоровым и способствующим духовному обогащению» [Там же]. Подобное же уважительное отношение к существующему литургическому многообразию было высказано и в документе совместной богословской православно-католической комиссии «Тайна Церкви и евхаристии в свете Тайны Святой Троицы»: «Койнония никак не исключает разнообразия во множестве. Она заключает в себе такое множество и исцеляет раны разделения, преодолевая его единством». В целом в послесоборный период Католической церкви удалось добиться значительного прогресса в поиске возможностей евхаристических контактов с участниками экуменического диалога.

Начиная с 1970-х гг. наиболее остро стоящим вопросом стал вопрос communication in sacris (общение в Таинствах). Практика участия в таинствах других церквей и церковных общин, согласно Второму Ватиканскому собору, основывается на двух принципах, связанных между собой: «Такое общение зависит, прежде всего, от двух предпосылок: от знаменуемого им единства Церкви и от участия в средствах благодати. Знаменование единства обычно запрещает прибегать к такому общению, для стяжания благодати оно иногда желательно». В свете этих двух основных принципов Католическая церковь не позволяет совершать общую евхаристию до тех пор, пока видимые связи церковного единства не будут полностью восстановлены, хотя в определенных обстоятельствах и под определенными условиями она позволяет католическим священникам давать святое причастие другим христианам с ведома местного епископа. Католические священники могут давать святое причастие членам Восточных церквей, когда они попросят об этом по их собственной воле и имеют требуемые распоряжения; они могут давать святое причасти членам других церковных общин, если, в случае острой необходимости, они просят об этом по их собственной воле, имеют требуемые распоряжения и заверяют в том, что они придерживаются католической веры в отношении таинств. Католическая церковь позволяет своим членам в определенных обстоятельствах и под определенными условиями принимать святое причастие от священников тех церквей, где совершается полноценная евхаристия. В «Правиле по применению принципов и норм по экуменизму» также предлагается подробнейшая инструкция относительно возможности евхаристического гостеприимства.

Созданная таким образом база для возможности проведения совместной евхаристии привела к широкому распространению так называемого «евхаристического гостеприимства» в ряде стран. Те особые случаи и условия преподавания евхаристического таинства некатоликам и участия католиков в евхаристии иных христианских церквей, о которых говорилось ранее, были расценены некоторыми ревнителями экуменизма в качестве фактического разрешения совершать общение в таинствах. Опасаясь плодов развившейся в после соборный период практики интеркоммунион, Латинская церковь должна была предпринять действия для сохранения собственной идентичности – экуменические стремления не должны были лишить Католическую церковь католического лица. Иоанн Павел II, оптимистично оценивавший перспективу совместной евхаристии, выступал против интеркоммуниона. В своей энциклике от 2003 года «Ecclesia de Eucharistia» 150 Издательство «Грамота» www.gramota.net Папа Иоанн Павел II настаивал на том, что в католических церквях могут причащаться только католики. По словам понтифика, интеркоммунион – это преступление против экуменизма, так как в результате создается впечатление, что другие церкви разделяют учение католиков о евхаристии.

Относительно церковных общин, возникших в XVI в. на Западе и отделившихся от Католической церкви, в среде которых наиболее распространено видение совместной евхаристии в качестве цели экуменизма, Папа утверждал необходимость своевременных контактов, дабы не вводить в заблуждение протестантов. Католикам предписывалось воздерживаться от причащения во время их богослужений, чтобы не создавать заблуждений на счет природы евхаристии. Воскресную мессу немыслимо заменять экуменической литургией Слова или молитвенной встречей с протестантами и тем более участием в их литургическом служении. Ведь подобные встречи хоть и подготавливают к желаемому полному общению, в том числе к евхаристическому, однако не могут его заменить.

В инструкции «Redemptionis Sacramentum» Конгрегация таинств также осудила практику «евхаристического гостеприимства» как тяжкое нарушение канонов. Согласно правилам Католической церкви некатолики могут принимать католическое причастие только в случае «крайней необходимости» и при условии, что они разделяют католическое учение о евхаристии. Таким образом, Католическая церковь, ознаменовавшая постановлениями Второго Ватиканского собора поворот в сторону евхаристической экклезиологии, высоко оценивает место и роль евхаристии для экуменизма. Поворот в сторону «евхаристической экклезиологии», разработка теологических основ для сближения христианских церквей в понимании евхаристии, пристальное внимание католического экуменизма к проблеме допущения некатоликов к таинствам свидетельствуют о важности евхаристии в целом и проблеме ее совместного проведения с экуменическими партнерами, в частности в современном католицизме. Ватикан осознает, что главная цель экуменизма с точки зрения некоторых христианских конфессий – совместная евхаристия и общение в таинствах, в то время как разделенные церкви могут и так существовать дальше сами по себе. С помощью экуменического диалога был достигнут значительный прогресс в общем понимании составных элементов веры, включая истинный смысл Тайной вечери. Предпринятые попытки договориться о евхаристии показали то место, которое отводит Католическая церковь совместной евхаристии для экуменизма.

Однако пока остаются фундаментальные разногласия в вопросах веры и связи общения полностью не восстановлены, для Католической церкви совершение совместной евхаристии невозможно. Принципиальной позицией Ватикана стало утверждение, что интеркоммунион без communion в единой вере, в общих та инствах и в общности с единым апостольским служением было бы лишь видимостью единства без реального единства. Трудности, возникшие в общении протестантов и католиков из-за жесткости позиций Ватикана в отношении практики интеркоммунион, однако, не являются первопричиной затруднений экуменического диалога, а скорее стали маркером наличия проблем, залегающих в более глубоких слоях: отсутствие единства в отношении целей экуменизма, формы будущего единства и сложности в преодолении груза многовековых предубеждений, лежащих на плечах экуменизма.