Портал магистров
ДонНТУ   Портал магистров

Актерское мастерство на сцене и в жизни

Театр в моей жизни

Я с детства любила смотреть драматические спектакли в театре, любила погружаться в его загадочную атмосферу. Но более близко я познакомилась с этим замечательным видом искусства в конце первого курса. В маршрутке мое внимание привлекло объявление о курсах актерского мастерства для жизни и сцены. И я решила попробовать.

Это были 2 потрясающих года! Занятия проходили интересно и весело, 2 раза в неделю по 3 часа. Каждый раз я с большим нетерпением ждала очередное занятие, буквально бежала в театр, в этот творческий и дружный коллектив.

Отдельно хочется выделить нашего удивительного режиссера, Стрюк Татьяну Владимировну, которая самоотверженно отдавалась работе, вкладывая в нас всю свою душу. Она была одновременно и талантливым педагогом, и настоящим другом, и очень интересным человеком. Могу без преувеличения сказать, что на ней держался весь наш театр, потому что она умела сплотить абсолютно разношерстный коллектив.

Наша группа была первой и, как мне кажется, самой дружной и любимой режиссером. В 2009 году мы отправились на Первый всеукраинский фестиваль театральных миниатюр, на котором получили несколько достойных наград: «Лучшая постановка», «Лучшая мужская роль» и «Лучшее актерское перевоплощение».

Рисунок 1 - Первый всеукраинский фестиваль театральных миниатюр

Рисунок 1 – Первый всеукраинский фестиваль театральных миниатюр

Затем мы поставили комедийную пьесу «Принцип Домино», которая также заслужила бурное одобрение публики.

Рисунок 2 - Комедийная пьеса «Принцип Домино»

Рисунок 2 – Комедийная пьеса «Принцип Домино»

Наш театр становился все более популярным, и число групп стало расти.

Рисунок 3 - Труппа театра-школы Образ

Рисунок 3 – Труппа театра-школы Образ

Так сложились обстоятельства, что весной 2011 г. мне пришлось покинуть театр. Но я точно знаю, что эти 2 года, проведенные в его стенах, оставили неизгладимый след в моей жизни и то, чему я научилась в нем, очень пригодилось и пригодится мне дальше.

Немного об истории развития театрального искусства

Театр – это популярный и любимый многими вид искусства, который имеет очень древнюю историю. Понятие "Театр" произошло от греч. "theatron" - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище.

Много веков назад наши предки точно также наслаждались этим замечательным искусством. В первобытном обществе люди принимали самое непосредственное участие в театральных постановках. Языческие обряды тех времен носили характер театрализованного действа, которое было способом служения богам.

В эпоху античности театр постепенно утрачивает ритуальную функцию и приобретает развлекательный характер. В Древней Греции основой сюжетов театральных постановок были эпизоды из жизни богов Олимпа, а также подвиги греческих героев. Актерам и драматургам в Греции оказывали высокие почести, а в Риме, напротив, к актерам не испытывали особого уважения. В зданиях театров проводились гладиаторские бои, цирковые игры и кровавые зрелища, почти полностью вытеснившие театральное искусство.

В эпоху Средневековья театральные представления были запрещены, так как христианская церковь видела в них остатки языческих обрядов и ритуалов. Актеры подвергались жестоким гонениям со стороны инквизиции, просмотр театральных представлений карался отлучением от церкви. Все театры были закрыты, поэтому актеры объединялись в странствующие труппы и показывали свое искусство в небольших селениях.

В эпоху Ренессанса произошло ослабление влияния церкви на все сферы человеческой жизни, начался переход от идеалов аскетизма к свободе личности и гуманизму. Активно развивались наука и все направления искусства, в том числе театр. Появились крытые ярусные здания театров, была разработана сценическая техника, в связи с чем возникли новые театральные специальности: машинист сцены, акустик, осветитель и другие, появились новые жанры театрального искусства, в частности, классическая опера.

Конец XIX - начало XX века характеризуется ориентацией на гармоничное сочетание всех компонентов спектакля, а также особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности. Это стало возможным благодаря появлению профессии режиссера и перехода сценического искусства на новый уровень: от актерского театра до театра режиссерского.

Новая концепция театра оказалась чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере театральных систем К.С. Станиславского, а также М.А. Чехова, активно развивающихся в России в начале XX века. Мощное определяющее режиссерское начало превращает эти системы в основополагающие для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского мастерства.

Актерское мастерство для жизни

Актерское мастерство можно и нужно применять не только на сцене, но и в жизни. Различные техники помогают наработать «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, правильно ставить цели и легче достигать их (наработка состояния уверенности и легкости и управление этим состоянием):

  1. Актерские техники по системе М. Чехова – работа с голосом, речью, артикуляцией, работа с телом – свободная и выразительная пластика, снятие речевых и пластических зажимов, развитие воображения, творческого мышления, технология воплощения сценического образа.
  2. Психотехники – упражнения, направленные на обучение управлению своим эмоциональным состоянием, развитие внимания, развитие стрессоустойчивости, обучение техникам достижения своих целей, а также снятие страха публичного одиночества. Эта техника позволяет быстрее и эффективнее осваивать азы актерского мастерства, а также справиться со многими трудностями по жизни.
  3. Игротехники – упражнения, позволяющие наработать «состояние позволения» – позицию, при которой человек может позволить себе выполнять необычные, непривычные для него действия, «состояние игривости» – умение получать максимальное количество ощущений (позиция «здесь и сейчас»), «состояние комфортности» при достижении своих целей.

Все эти техники помогают раскрыть свой потенциал, а значит развить все качества гармоничной личности: воображение, память, коммуникабельность, интуицию, желание и умение говорить и быть услышанным, чувство позволения в принятии нестандартных решений и уверенность в их воплощении.

Список использованной литературы

  1. Развитие театрального искусства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zvuki.ru/R/P/20933/
  2. История театра – Театральный Этюд [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://portal-etud.ru/content/istoriya-teatra
  3. Курсы актерского мастерства для жизни и для сцены [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.teatr-obraz.ru/page/kursy-akterskogo-masterstva-dlya-zhizni-i-stseny