ДонНТУ   Портал магистров

Грим в кино

Почему имеено грим?

Для того, чтобы дать свободу своему творческому потенциалу, я начала заниматься арт-визажем. Хочу сказать, что занятие это не из легких, так как требует полной отдачи, зато отличная гимнастика для фантазии. Для создания образов я использовала специальные краски, линзы, нитки, стразы, декоративные камни, шиньоны, ткани и множество других предметов. Однако, оценив работы профессиональных гримеров [6], я поняла, что силиконовые маски творят чудеса с людьми. Конечно же, мне стало интересно, как сделать такую маску самостоятельно. Оказалось, что это очень даже не просто, и необходимо специальное оборудование. Но я надеюсь, что в будущем у меня будет возможность получить опыт в создании силиконовых масок.
Я считаю, что герои кинофильмов являются обладателями идеального грима. Поэтому мой индивидуальный раздел посвящен гриму в кино.


Мир кино был бы слишком беден, если в нем не было бы ярких перевоплощений и запоминающихся образов. Один костюм никогда не сможет породить незабываемого героя. Еще лицедеи давних времен положили за правило использовать краски в своих перевоплощениях.

Грим – это специальная косметика, которую используют для придания артисту особенного выражения лица, характерных черт героя, отражения возраста и эмоций. Грим творит чудеса: он омолаживает и состаривает, делает из добряка злодея, подчеркивает индивидуальность каждого актера или лишает его уникальности в физиогномическом смысле вовсе [3].

Искусство грима в кино своеобразно. Грим должен быть приспособлен к условиям операторской техники, светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Грим для театра и сцены, как правило, всегда весьма грубый и условный, а в гриме для кино увеличенное изображение на экране («крупный план») требует особенно тщательной и кропотливой работы гримёра. Совершенствуется кинооборудование, осветительные приборы, возрастают требования режиссёров и зрителей к качеству грима: всё это требует постоянного совершенствования гримёрных технологий и материалов.

Виды грима

Существует два вида грима: живописный и объемный [3].

При живописном гриме используются только краски, с помощью которых удается имитировать объем. Все необходимые выпуклости и впадины рисуются на лице, меняется оттенок кожи [1].

Живописный возрастной грим

Рисунок 1 - Пример возрастного грима [2]

Объемный грим заключается в использовании всевозможных наклеек, налепок, подтяжек, аппликаций, ваты, кожи, папье-маше, пробки, пластических деталей и постижёрных изделий (парики, усы, бороды). Сегодня объемный грим является синонимом пластического грима, в основе которого – нанесение на кожу эластичных латексных или силиконовых накладок. Объемный грим позволяет добиться сильных изменений лица. Так, довольно часто для изменения прикуса применяют вставные челюсти, клыки, изготовленные из тех же материалов, которые используют в стоматологии [3].

Создание объемного грима – процесс трудоемкий, требующий терпения, внимательности и усердия в работе. Нередко объемный грим называют скульптурно объемным гримом, что связано со сходством в выполнении объемного грима и работе над скульптурой. Общее прослеживается в технологии передачи объемной формы.

Объемный грим

Рисунок 2 - Пример объемного грима [6]

Материалы для создания грима

Все грим-материалы можно поделить на несколько позиций:

  1. Тональные средства.

    К ним относятся: тон-основа (foundation), маскировочные средства, цвето-корректоры и пудры. Эти продукты должны быть очень качественными, тонкими, эластичными, с отличной покрывающей способностью. Они играют основную роль в гриме. Ни одна работа по созданию образа не обходится без применения тональной основы, будь то нежное лицо ребенка или просмоленное солнцем и соленым ветром лицо пирата. Правильно подобранный по качеству, консистенции и цвету, он на 50% решает образ. Цвет кожи – это основная черта в характерных гримах, а к ним относятся национальные, острохарактерные, возрастные, исторические, пластические и т.д. [4].

  2. Декоративные краски.

    Все оттеняющие и корректирующие средства, тени, румяна, помады, тушь, различные карандаши, спецподводки, глиттеры и т.д. Если они качественные, значит, долговечны в макияже, значит, не потекут от жары, слез и пота на съемочной площадке, не свернутся в хлопья в уголках рта, не соберутся в складках кожи на веках и под глазами, не превратятся в плотную штукатурку на коже, а гримеру не придется после каждого дубля заниматься поправкой и реставрацией. Именно этим отличается профессиональная косметика от обычной, для потребителя. Фирмы, выпускающие такую косметику, имеют свои лаборатории, где постоянно работают над поддержанием высокого качества продукции и разработкой новых формул, отвечающих современным требованиям и тенденциям [4].

  3. Профессиональные грим-материалы для спецэффектов.

    Это один из самых важных и увлекательных отделов гримерных работ, привлекающий неизменный интерес. К ним относятся работы по созданию всех травм от детских царапин до разлагающихся ран, создание портретных, исторических и возрастных гримов, в которых участвуют всевозможные пластические материалы (силикон, латекс), специализированные старящие и маскирующие пасты, пасты, с помощью которых создается небритость, средства, имитирующие различные виды крови, пота, гноя, специальные тональные средства для пластических накладок, спиртовые краски и желатиновые материалы для создания свежих ран, а также различные виды средств, с помощью которых воссоздают разные фактуры на лице, а их великое множество [4].

Технология создания силиконовых масок

Чтобы сделать элементы грима, способные передавать всю полноту мимики актера и при этом кардинально изменить его внешность, применяют силиконовые маски. Создание маски – это настоящий творческий процесс, который проходит в несколько этапов.

Изначально с лица или тела актера снимаются слепки. Для этого необходимо обезопасить волосяной покров тела. Волосы на голове защищают специальной шапочкой, а остальной волосяной покров смазывают кремом. Затем на лицо (или же другую часть тела) накладывают альгинат. Этот материал применяется в стоматологии для создания оттиска зубов. Слой альгината покрывается влажными гипсовыми повязками и через двадцать пять минут слепок готов [5].

Нанесение альгината

Рисунок 3 - Нанесение альгината [5]

После создания слепка происходит создание оттисков. Для этого слепок покрывают кристаллизатором (маслянистым веществом), а затем наносят специальный пластилин для создания спецэффектов (морщин, опухолей). После обработки пластилина слепок опускается в воду, чтобы пластилин отделился от гипса. Пластилиновая маска режется на несколько частей (глаза и лоб, нижняя челюсть, нос, щеки). Для каждого сегмента создается два оттиска. Для получения внутренней стороны оттиска сегмент пластилиновой маски изнутри заливается гипсом, а для оборотной стороны пластилиновый сегмент заливается снаружи.

Создание оттисков

Рисунок 4 - Создание оттисков [5]

Когда созданы оттиски, в оборотную часть формы наливается горячий желатин и форма закрывается вторым сегментом. Через пол часа желатин застывает, и становится точной копией пластилиновой маски. Затем к маске прикрепляют волосы и другие атрибуты (родинки, бородавки).

Создание маски

Рисунок 5 - Создание маски [5]

Прикрепление грима

Нанесение грима – это очень кропотливая работа. Образ не должен содержать ни одного намека на изъян и быть реалистичным. Сердцем и душой живописного грима будут различные гримерские краски и мы, конечно же, прекрасно понимаем, как они наносятся, но вот объемный грим местами остается для нас загадкой.

Грим налаживается специальными инструментами: кисточками, щипчиками, спонжами, лапками и другими. Универсальным инструментом для многих перевоплощений является хирургический клей. С помощью него крепятся силиконовые маски, фиксируются парики, усы и бороды, различные кожные атрибуты (родинки, бородавки).

Начиная гримироваться, следует тщательно осмотреть глаза, руки и кожу лица и убедиться, что нет каких-либо повреждений кожи, раздражений. Во избежание инфекционно-кожных заболеваний необходимо тщательно дезинфицировать гримировальные принадлежности и материалы. Имеется два способа их дезинфекции: физический (прокаливание над пламенем спиртовки или кипячение) и химический (обработка 80 %-ным спиртом или одеколоном, 10 %-ным марганцево-кислым калием) [2].

Грим обычно снимают пластмассовым, костяным или деревянным ножом, слегка нажимая острием на кожу лица. Наслоенную часть грима промокают алигнином. Проделывают это до тех пор, пока кожа лица не очистится от смеси грима и вазелина. Материал для снятия грима должен быть мягким и чистым. После этого лицо вытирают полотенцем, алигнином или ватой, слегка нажимая и не раздражая кожу. После снятия грима кожа бывает воспалена или раздражена, поэтому следует умыться теплой водой. Нельзя подвергать кожу резкому охлаждению. Если нет теплой воды, лицо просто припудривают, пудра освежает и охлаждает кожу лица [2].

Полезная информация!

  1. Оскароносные гримы
  2. 10 гениальных гримеров

Источники

  1. Живописный грим
  2. Личная страница профессионального гримера Дениса Потеряева
  3. Персональный сайт гримера Марины Алексеевой
  4. Школа грима
  5. Создание грима. Процесс создания пластического грима.
  6. Чудеса грима