Назад в библиотеку

Стратегические вопросы повышения эффективности современного предпринимательства

Авторы:Бурцев Ю.А.
Источник: http://cyberleninka.ru/

 

Стратегия развития современного предпринимательства в реальном секторе экономики предполагает проведение научных исследований по выявлению новых возможностей повышения эффективности производства на основе наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и финансовых ресурсов и организации работы по дальнейшему совершенствованию производства и технологических процессов. При этом особое внимание уделяется расширению интеллектуальных возможностей рабочих, специалистов и руководителей всех уровней на основе создания на предприятиях эффективной системы обогащения их необходимыми знаниями при активном использовании внешних источников знаний.

Накапливаемые знания позволяют активизировать инновационную деятельность по совершенствованию средств производства, технологических процессов и выпускаемой продукции.

Разработка стратегии развития производства, как правило, осуществляется в различных временных рамках. Краткосрочная стратегия служит основой для разработки краткосрочных производственных планов, предусматривающих осуществление действий по улучшению производственной деятельности. Долгосрочная стратегия предусматривает внесение в производство значительных перспективных изменений, обеспечивающих рост его эффективности и на этой основе – конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Наибольший экономический эффект достигается в компаниях, где разрабатываются как краткосрочные, так и долгосрочные стратегии. Систему управления разработкой стратегии развития бизнеса целесообразно рассматривать в качестве основы для создания высокоэффективной внутрифирменной системы управления производством.

Основными элементами внутрифирменной системы управления разработкой стратегии являются применяемые организационные формы работы. Важнейшая из них – активизация на каждом предприятии компании творческой деятельности работников по выявлению перспективных идей, открывающих новые направления ускоренного технического совершенствования производства. Производственный сектор современной экономики предполагает существенные отличия от традиционного производства, заключающиеся, прежде всего, в резком увеличении доли наукоемкого труда.

В этой связи необходимо обеспечить приток трудовых и капитальных ресурсов в науку и технологичные отрасли, достаточный для того, чтобы максимально замкнуть воспроизводственные циклы на внутренний потребительский рынок и внутренний рынок средств производства. Это позволит уменьшить степень обновления основных фондов посредством закупок оборудования по импорту и расширить ниши на внешних рынках.

Создать условия наиболее эффективного взаимодействия науки и бизнеса, обеспечить режим функционирования науки как самодостаточной рыночной единицы, способной производить, помимо образовательных услуг и консультаций, интеллектуальный продукт и технологии, которые можно предлагать на российском и мировых рынках, постепенно вытесняя иностранных конкурентов, можно, осуществив ряд шагов на государственном уровне.

1. Для достижения этой цели необходимо упростить процедуры патентования новых идей, обеспечить государственную защиту интеллектуальной собственности, сделать свободными в экономическом и правовом смысле контакты научных коллективов с зарубежными партнерами, обеспечив интересы национальной безопасности. Важнейшим фактором, обеспечивающим создание конкурентоспособных средств производства в долгосрочной перспективе, является наука. Запрет, наложенный в свое время на развитие таких наук, как кибернетика и генетика, привел страну к отставанию как в рамках научных направлений, так и в промышленности, сельском хозяйстве на несколько десятилетий. Так, слабое развитие кибернетики не позволило своевременно разработать элементную базу электроники, создать необходимые вычислительные мощности и электронную промышленность, ориентирующуюся на потребительские товары. Впоследствии это нашло свое отражение в более низких, по сравнению с зарубежными аналогами, технических характеристиках станочного парка, машин, оборудования. Электронная промышленность начала формироваться в конце 50-х гг. ХХ в., исходя из целей оборонного комплекса, в частности, с создания систем противоракетной и противовоздушной обороны. Первые данные о существенном отставании советской электроники от аналогов США были зафиксированы в 1975 г., когда американские астронавты впервые побывали на орбитальной станции, где был отмечен крайне низкий уровень организации систем электронного управления космическим кораблем. Разрушение научной школы генетиков в 30-60-х гг. ХХ в. привело к тому, что средняя урожайность и продуктивность животноводства (и в целом сельского хозяйства) в России была и остается в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Пренебрежение наукой, сокращение ее финансирования в итоге становится главной причиной социально-экономической отсталости.

2. Приоритетными расходными статьями бюджетов всех уровней в России должны стать наука и образование. При этом необходимо принять ряд мер по привлечению молодых исследователей к работе на отечественную науку и экономику, уменьшить отток специалистов за границу. По данным Федеральной миграционной службы, из общего числа ежегодного потока иммигрантов из России, научные сотрудники составляют 1-2 тыс. чел. Подобная ситуация может трактоваться только как затраты бюджетных средств на подготовку научных кадров для иностранных конкурентов. Наука не может иметь границ, а использование ее результатов приносит плоды тому национальному хозяйству, кому эти результаты принадлежат с точки зрения международного права, распределения и использования объектов интеллектуальной собственности в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках, включая и рынки труда. В экономике знаний наука является независимой и движущей силой общества, что является следующим принципиальным отличием новой экономики от экономики традиционной.

3. Требуется возродить экспертно-аналитическую функцию экономической науки, а также подключать с этой же целью другие научные направления, поскольку решения, принимаемые властью, затрагивают функционирование самих научных учреждений, развитие техники, инновационный процесс и т.д. Принятие решений без участия компетентных специалистов многократно повышает вероятность ошибок.

4. Необходимо определить приоритетные направления развития бизнеса и посредством мероприятий инвестиционной политики обеспечить точечное стимулирование производства конкурентоспособной продукции. Россия имеет богатые запасы сырья и необходимую базу для мощной перерабатывающей промышленности. Ресурсная обеспеченность российской экономики, по сути, закладывает два возможных варианта ее развития: консервативный (сырьевой) и прогрессивный (развитие наукоемких отраслей). Положительным в сырьевом сценарии является то, что возможна реализация уже имеющегося конкурентного преимущества, когда страна использует свои природные богатства и производит в итоге то, что другие страны произвести не могут. Отрицательным качеством этого сценария является отсутствие стабильности в силу изменчивости конъюнктуры внешнего рынка, что убедительно показал последний экономический кризис. Кроме того, реализация сырьевого сценария оставляет низкий технологический, промышленный и информационный потенциал, необходимость приобретения за ресурсы технологии второго сорта у передовых в этом направлении стран.

В результате реализации указанных мероприятий, по мнению автора, можно получить следующие результаты: – расширение взаимовыгодного обмена и освоение международных рынков интеллекта и наукоемкой продукции, куда все еще имеется ограниченный доступ; – ликвидацию проблемы распределения средств путем использования соответствующих методик распределения, в том числе прибегая к конкурсам и демократически организованному экспертному отбору, когда эксперты оценивают обезличенную идею, принимая во внимание лишь ее содержание. – выпуск продукта, продаваемого на внутреннем или внешнем рынке, параметры качества которого не будут уступать зарубежным аналогам, а цена будет меньше. Только в этом случае стране удастся изменить технологический парк и нарастающим темпом использовать новейшие технологии, решая с их помощью задачи социального развития. Второй сценарий предполагает развитие передовых наукоемких отраслей и технологий с созданием продуктов высокого уровня переработки и поставкой их на мировые рынки. Этот сценарий оставляет внешний рынок как важный источник доходов страны, но одновременно формируется и внутренний рынок, который можно не поддерживать протекционистскими мерами, дискриминируя отечественного покупателя и насильственно отнимая у него право выбора качественного продукта.

В концептуальном плане, для сохранения России как производящего товары и услуги государства, в таком выборе существует единственная альтернатива – второй сценарий. Производственно-технические комплексы необходимо приводить в соответствие требованиям времени, что выражается через институциональные преобразования. К таким институциональным изменениям следует отнести обновление основных производственных фондов. Для этого понадобится набор вспомогательных средств, имеющих экономическое действие: изменение амортизационной политики, открытие кредитных линий под замену оборудования, технологий, материально-технического обеспечения предпринимательских структур и т.д. В качестве приоритетов развития промышленности должны выступать транспортное и энергетическое машиностроение, электронная и другие наукоемкие отрасли.

Развитие производства на уровне микроэкономики необходимо вести по нескольким направлениям, предусматривающим разработку функциональных стратегий. В их число входят: стратегия изучения рынков сбыта выпускаемой продукции, стратегия разработки нового ассортимента, стратегия более эффективного использования применяемой рабочей силы, стратегия использования финансовых ресурсов, стратегия в применении установленных юридических и правовых норм, касающихся данной производственной деятельности, а также стратегия управления развитием информационных технологий. Указанные направления прорабатываются в соответствующих функциональных подразделениях, где решаются краткосрочные и среднесрочные проблемы. Таким образом, каждое функциональное подразделение предприятия сферы производства разрабатывает определенную свойственную ему часть общей стратегии развития производства.

Крупные американские корпорации, например, осуществляют разработку стратегии совершенствования производства, развивающегося по нескольким взаимодополняющим направлениям. Для этого в каждом производственном отделении имеется специальное подразделение стратегического бизнеса.

Это подразделение является полуавтономным в рамках корпорации. Оно располагает своим бюджетом, принимает решения о разработке новой продукции или совершенствовании выпускаемой, нанимает на работу требующихся специалистов, устанавливает цены на готовую продукцию, предназначенную для реализации. В крупных корпорациях такие подразделение несут ответственность за разработку стратегии развития своего производства, дополняющую общую стратегию корпорации, и определяются как внутренние центры прибыли. Следующий шаг после разработки стратегии – формулирование целей. Каждая сформулированная цель представляется в виде конкретных задач, подлежащих выполнению. По конкретной задаче определяется время, требующееся для ее реализации, и качество выполняемых производственных операций. Каждая поставленная задача должна включать определенную качественную новизну, реальную для практического выполнения. Наиболее важными представляются два вида целей. Одна из них предусматривает оценку имеющихся финансовых возможностей компании и выявление перспектив улучшения ее финансового состояния. Вторая – реализацию разработанной стратегии развития и совершенствования производства, обеспечивающей повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и укрепление позиций предприятия на рынке сбыта.

Достигаемое повышение эффективности бизнеса позволяет расширить выпуск конкурентоспособной продукции, что обеспечивает достижение этих целей. Для этого требуется обеспечить снижение издержек производства на основе его технического совершенствования и занять ведущее место в разработке и изготовлении качественно новой продукции, пользующейся повышенным спросом.

Особо важным принято считать внедрение в производство новейших высокопроизводительных технологических процессов, обеспечивающих преимущества перед конкурентами. Ускоренное техническое совершенствование производства должно быть нацелено на изготовление продукции, наиболее полно удовлетворяющей конкретным потребностям покупателей. Достигнутые успехи в реализации продукции на внутреннем рынке следует использовать для проработки возможностей ее продвижения на мировой рынок. При разработке стратегии следует учитывать активную деятельность конкурентов, которые также разрабатывают собственную стратегию развития производства в расчете на укрепление своих позиций на рынке сбыта. В этих условиях возникает необходимость в постановке все более значимых целей, обеспечивающих преимущества перед конкурентами, также стремящихся выйти на рынок с продукцией повышенного спроса. Разработанная стратегия должна подвергаться своевременной корректировке с учетом влияния на бизнес всевозможных внутренних и внешних факторов,включая обострение конкуренции.

Важнейшим компонентом стратегии должно стать постоянное техническое совершенствование бизнеса, обеспечивающее повышение его экономической эффективности. При изменении условий выпуска продукции необходимо своевременно переходить на заранее предусмотренный вариант стратегии, скорректированный с учетом ожидаемых изменений. Поставленные при разработке стратегии цели должны проверяться на полученных результатах. Низкие результаты свидетельствуют о необходимости уточнения целей, которые могут недостаточно четко определять соответствие развития бизнеса и совершенствования выпускаемой продукции потребностям потребителей. Результаты проверки каждой поставленной цели на реакцию рынка позволяют судить о правильности выбранного стратегического курса. Своевременное выявление недостаточно проработанных целей дает возможность сконцентрировать внимание на их доработке и внесение в стратегию необходимых корректив.

Таким образом, процесс разработки и уточнения стратегии можно рассматривать как гибкий механизм, позволяющий постоянно совершенствовать производственную деятельность, «настраивая» ее на изменяющиеся запросы рынка.