ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение, Актуальность темы и Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель и актуальность магистерской работы – провести анализ процессов ценообразования на рынке мобильной связи Украины, разработать экономико-математические модели, описывающие динамику изменений цен на основные и дополнительные услуги отечественных мобильных операторов. В современной экономике Украины все большая, даже можно сказать, стратегическая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Практически половину рынка отечественных ИКТ составляет мобильная связь. В связи с кризисом в настоящее время доля быстрорастущего рынка ИКТ в общем ВВП страны имеет тенденции к снижению, поэтому задача изучения данного сектора экономики с позиции определения причин спада и выявления факторов роста – есть актуальная задача. Таким образом, проблема разработки математического инструментария для исследования процессов ценообразования на отечественном рынке услуг мобильной связи является актуальной как для компании, работающих в рассматриваемом сегменте рынка, так и для государства и населения.

1. Обзор современного состояния проблемы ценообразования на рынке мобильной связи

Анализ литературы и методических материалов показал, что многие проблемы, связанные с экономико-математическим моделированием процессов ценообразования, повышением конкурентоспособности предприятии телекоммуникационнои отрасли в целом и мобильной связи в частности, не нашли полного решения в отечественной, да и в мировой экономическои науке. Проведенные ранее исследования практически не касаются вопросов тарификации основных и дополнительных услуг мобильной связи, механизмов взаимодеиствия участников рынка между собои и с государством. К наиболее значимым работам, затрагивающим вопросы ценообразования для различных моделеи рынка и вопросы равновесия на рынках, следует oтнести труды предcтавителеи мирoвoи экoнoмическои мысли: Ж. Бертрана, Дж. Бэина, Л. Вальраса, А.О. Курнo, А. Маршалла и многих других. Разработка математических моделеи динамики основанa на применении эконометрического инструментария, представленного трудами С.А..Аивазяна, К. Грэнджерa, Д. Дикки, К. Доугерти, С. Иохaнсена, Я. Клементы, Дж. МaкКиннона, Ю.И. Мхитaряна и др. Изучение вопросов ценообразования и равновесия на пространственнo разделенных рынках несoвершеннои конкуренции проведено в исследованиях О. Бланшaра, К. Рoгoффa, М. Oбстфeльдa, А.Г. Гранбeргa, П. .Kругманa, П. Cамуэльсoнa, А.М. Тэилoрa. К недостаткам приведенных выше работ относится тот факт, что детально рассматривая механизмы ценообразования в зависимости от конкретнои модели рынка для практики невозможно принять решение об оптимальных уровнях цен на продукцию или услуги фирмы, работающеи на определенном рынке, характеристики которого не укладываются ни в одну из математических моделеи, существующих в настоящее время.

2 Структурно-функциональный анализ рынка мобильной связи

Статистические данные для анализа и исследования отечественного рынка мобильной связи в основном получены из информационно-аналитических отчетов «iKS-Consulting» – международного агентства, предоставляющего услуги аналитического и управленческого консалтинга в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и медиа России, Украины, Казахстана и других странах СНГ, а также «Праим-Тасс», РБК, «AK&M». Отечественный рынок мобильной связи характеризуется наличием ограниченного числа главных участников рынка, к ним можно отнести, прежде всего, Киевстар, МТС Украина, life:), Интертелеком, Укртелеком, а также Peoplenet и до недавнего времени ITC. По данным аналитиков за 2010-2012 года все операторы увеличили свою абонентскую базу, в количественном отношении в наращивании абонентской базы лидирует Киевстар. Наибольший рост в % соотношении показал Интертелеком (5,3%), затем Укртелеком (4,5%) и Киевстар (2,1%). Что касается занимаемой доли рынка (рис. 1), то здесь тройка лидеров остается неизменной.

На конец декабря 2012 года совокупная абонентская база украинских сотовых операторов составила 54.7 млн. пользователей, а проникновение увеличилось на 126%. После 2012 года на украинском рынке осталось только 6 игроков, после поглощения Интертелекомом абонентской базы ITC. Количество сотовых абонентов в Украине медленно но верно растет – уже в который месяц аналитики отмечают положительную динамику рынка, при том, что проникновение сотовой связи в стране по данным iKS-Consulting на конец сентября составило 123,6%. Украинское подразделение аналитического агентства iKS-Consulting подготовило рейтинг сотовой связи Украины на конец сентября 2012 года.

Рейтинг сотовой связи Украины на сентябрь 2012

Рисунок 1 - Рейтинг сотовой связи Украины на сентябрь 2012

На 31 декабря 2012 года совокупная абонентская база украинских сотовых операторов составила более 54,7 млн. пользователей (рост на 653 тысячи по сравнению с ноябрем 2012-го), а проникновение увеличилось до 126%.

3 Исследование процессов ценообразования на рынке мобильной связи на основе эконометрических моделей

Цена в рыночной экономике устанавливается при исследовании взаимодеиствия функции спроса и предложения, которые являются основными составляющими модели ценообразования. Пересечение графиков спроса и предложения происходит в точке равновесия [1], а соответствующая этой точке цена называется равновесной. Аналитический вид функции? спроса и предложения определяется на основе эмпирических данных методами корреляционно-регрессионного анализа. Для прогнозирования объема рынка отечественной мобильной связи на данном этапе работы построена эконометрическая модель на основе парной линейной и нелинейной регрессий.

Рисунок 2 – Кривые спроса и предложения и равновесная цена

Рисунок 2 – Кривые спроса и предложения и равновесная цена

Анимация к данному процессу (Состоит из 3 кадров с интервалом между кадрами 180 мс и 10 циклов повторений)

Анимация 1 - Анимация к данному процессу (Состоит из 3 кадров с интервалом между кадрами 180 мс и 10 циклов повторений)

На основе анализа современного состояния рынка телекоммуникации выявлены следующие факторы [2], влияющие на развитие отечественного рынка мобильной связи:


1) ВВП и объем платных услуг населению;


2) инвестиции в основной капитал и в отрасль;


3) численность постоянного и экономически активного населения;


4) индекс потребительских цен на платные услуги населению;


5) доход, сбережения, плотность мобильной связи в регионах.


Для отбора из них наиболее существенных факторов и для устранения возможной мультиколлинеарности применяется процедура пошагового включения объясняющих переменных в регрессионную модель на основе вычисления матрицы парных коэффициентов корреляции. В качестве критерия отбора использован коэффициент детерминации. Результирующей переменной для рассматриваемых моделей является объем услуг связи – Y, выраженный в млрд. гривен. Пусть факторная переменная есть I – общий объем инвестиций в данную отрасль, также выраженный в млрд. гривен. Поскольку речь идет о парной корреляционно-регрессионной модели, то аналитический вид зависимости определяется по облаку рассеивания, построенному в координатных осях Y и I. Используя метод наименьших квадратов, определяются параметры предлагаемой линейной и нелинейной регрессионной моделей (рис. 2). Разработанные модели являются значимыми, так как имеют достаточно высокий коэффициент детерминации: для линейной модели он составляет и для логарифмической .

Регрессионные модели зависимости объема услуг мобильной связи от общего объема инвестиций в отрасль

Рисунок 3 - Регрессионные модели зависимости объема услуг мобильной связи от общего объема инвестиций в отрасль

Предложенная модель указывает на одновременный, практически линейный факт роста инвестиций в отрасль и объема услуг мобильной связи. Оценить влияние фактора N – численность экономически активного населения, позволят следующие регрессионные модели:
Y = 15,23x - 768, R^2 = 0,821;
Y = 2,4x^2 - 354x + 12893, R^2 = 0,875.
здесь в качестве регрессора x выступает величина N. Очевидно, что как линейная, так и квадратичная зависимость между величинами Y и N значимы, о чем свидетельствует коэффициент детерминации. Аналогичные эконометрические модели построены для оценки влияния других факторов на рост общего объема услуг в отрасли. Таким образом, разработанные эконометрические модели динамики рынка связи, позволяют получать прогнозные варианты развития отрасли и используются, в частности, для оценки объема оказанных дополнительных услуг мобильной связи.

Выводы

Проведен аналитический обзор показателей и структуры рынка мобильной связи Украины за последние три года 2010-2012. Разработаны эконометрические модели зависимости объема услуг мобильной связи от факторов, определяющих отраслевой спрос. Перспективным направлением исследований является построение многофакторной модели спроса на услуги мобильной. При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Ален Р. Математическая экономия: Пер. с англ. – М.: Иностр. литература, 1963. – 667с.
  2. Ланге О. Оптимальные решения. - М.: Прогресс, 1967. – 286с.
  3. Бир С. Киберенетика и управление производством. - М.: Наука, 1965. – 388с.
  4. Chiarella C., Xue-Zhong He, Peiyuan Zhu Fading memory learning in the cobweb model with risk averse heterogeneous producers // School of Finance and Economics. - Australia, 2003. – 45p.
  5. Hommes C.H. Heterogeneous agent models in economics and finance // University of Amsterdam, Tinbergen Institute, CeNDEF, – Amsterdam, 2005. – 70p.
  6. Diks C., Hommes C., Panchenko V., Roy van der Weide E&F Chaos: A User Friendly Software Package for Nonlinear Economic Dynamics, Amsterdam, 2008. – 26p.
  7. Matsumoto A. Ergodic Cobweb Chaos // Discrete Dynamics in Nature and Society, Niigata University – Japan, 1996, Vol. 1, p. 135–146.
  8. Шевченко В.В. Использование паутинообразной модели для принятия перспективных решений // Наукові праці ДонНТУ, Серія економічна, Випуск 87, с.142–146.
  9. Junhai Ma, Lingling Mu // Complex Dynamics in a Nonlinear Cobweb Model for Real Estate Market, 2007. – 23с.
  10. Трегуб И.В. Ценообразование на российском рынке VAS-услуг. – М.: Изд-во ПСТМ, 2010. – 283с.
  11. Трегуб И.В. Прогнозирование экономических показателеи? на рынке дополнительных услуг сотовои? связи – М.: Изд-во ПСТМ, 2009. – с.196.
  12. Моспан А.А. Моделирование динамики рыночных цен на базе нелинейной паутинообразной модели ценообразования // Тезисы IV Международной научно-практичной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов “Современная информационная Украина: информатика, экономика, философия”, том II, г. Донецк, с.210 – 214.
  13. Bedford P., Bloor C. A cobweb model of financial stability in New Zealand // Discussion Paper Series, – New Zealand, 2009 . – 22p.