Назад в библиотеку

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров на примере ОАО «АКХЗ»

Автор: Потапова Е.Ю.
Источник: Материалы международной научно-теоретической конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы экономического и социального развития производственной сферы». – В 2-х томах. – Т. 1. – Донецк: ДВУЗ «Донецкий национальный технический университет», 2011. – с. 142–145.

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.

В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Как правило на предприятиях существуют лишь отдельные формы и методы обучения, которые требуют систематизации в единую цельную структуру.

Целью статьи является выяснение современных видов, форм и методов обучения на промышленном предприятии ОАО «Авдеевский коксохимический завод».

С появлением новых сфер деятельности и освоением на предприятиях современных технологий все чаще возникает необходимость профессионального обучения работников, а также периодического повышения их квалификации. Повышение квалификации работников может осуществляться как на предприятии, без отрыва от производства, так и за его пределами, т.е. с отрывом от производства – в специальных учебных заведениях или организациях, имеющих право проводить обучение (если после его окончания выдается удостоверение государственного образца) [1, с. 99].

Для профессионального обучения кадров на производстве применяются: первичная профессиональная подготовка рабочих; переподготовка рабочих; повышение квалификации.

Первичная профессиональная подготовка рабочих проводится для лиц, зачисленных на работу на предприятия учениками и ранее не имевших рабочей профессии [2, с. 97]. Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего – получить полноценную профессиональную подготовку [4].

Переподготовка рабочих – это профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессией работниками, получившими первичную профессиональную подготовку.

Повышение квалификации рабочих – это профессионально-техническое обучение работников, дающее возможность расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг. Осуществляется по следующим формам: производственно-технические курсы и курсы целевого назначения [2, с. 98].

По формам проведения обучение подразделяется на индивидуальное и корпоративное (групповое), курсовое, внешнее и внутреннее.

Процесс профессионального обучения начинается с определения потребностей. На основании анализа выявленных потребностей отдел подготовки кадров должен сформулировать специфические цели каждой программы обучения, а также оценить экономическую эффективность этих программ. Всё чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие рабочих кадров предприятия. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности предприятия.

Основными методами обучения являются: обучение на рабочем месте, инструктаж, ротация, наставничество, методы обучения вне рабочего места, лекция, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, видеотренинг, самостоятельное обучение [3].

Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, собственник предприятия организовывает за свой счет используя самостоятельный фонд подготовки кадров. Это означает, что предприятие может заключать договор, предметом которого являются повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Поэтому, направляя работника на профессиональное обучение, предприятие прежде всего вынуждено заключить договор с учреждением, в котором будет проходить обучение, проводящееся как на базе самого предприятия-работодателя, так и у других субъектов хозяйствования.

Плату за профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров можно вносить за весь срок такого обучения полностью единовременно или долями, по безналичному расчету или денежной наличностью в зависимости от условий, указанных в договоре. Оплата стоимости профессионального обучения работников бюджетной сферы осуществляется из бюджетных средств [2, с. 99].

Наглядно можно представить на примере предприятия ОАО «Авдеевский коксохимический завод». Профессиональное обучение кадров на производстве направлено на повышение качества труда работников, формирования у них высокого профессионализма, мастерства.

Обучение рабочих проводят высококвалифицированные инженерно-технические кадры завода, прошедшие курсы педагогического минимума. При подготовке кадров используются все существующие виды профессионально-технического обучения.

За прошедший 2010 год переподготовку, направленную на овладение другой профессией прошли 796 человек, из них курсовой формой обучено 240 человек (при общей численности 7 тыс. человек). Непосредственно в цехах индивидуально переподготовлено 556 рабочих.

Одним из важнейших видов обучения является повышение квалификации кадров, дающие возможность расширять и углублять ранее полученные знания, умения и навыки на уровне постоянно растущих требований производства. С этой целью на заводе регулярно проводились производственно технические курсы и курсы целевого назначения, на которых повысили свою квалификацию 1559 работников.

В отчетном году 500 работников были переведены на работу по другой профессии или в другой цех. С отрывом от производства повысили свою квалификацию на курсах целевого назначения 6 человек.

По организации и ведению делопроизводства были организованы курсы целевого назначения для главных специалистов, ответственных лиц и исполнителей. Всего на этом этапе обучено 115 человек.

Ознакомительные выездные мини-семинары по внедрению системы управления качества провел Донецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации для руководителей, главных специалистов, ответственных лиц, исполнителей.

Для качественной проверки знаний рабочих высокой квалификации работают постоянно действующая общезаводская квалификационная комиссия, в состав которой входят главные специалисты заводы. За минувший год на 53-х заседаниях комиссии подтвердили и повысили свою квалификацию 506 человек.

В течении года 398 руководителей и специалистов повысили свою квалификацию на различных курсах и семинарах [5].

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

Целесообразно, особенно с учетом возросших требований к качеству рабочей силы и наметившейся тенденции сокращения выделяемых на подготовку кадров средств, иметь на предприятиях самостоятельный фонд подготовки кадров на равных правах с фондом развития производства, науки и техники. Этот фонд следует поставить в зависимость от получаемой прибыли.

Список использованной литературы

1. Заболотная С. Повышение квалификации и обучение работников // Справочник кадровика. – 2007. – 1 (55). – с. 99-104.
2. Хамайдюк О. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников // Справочник кадровика. – 2008. – 10(76). – с. 97-104.
3. Кибанов А.Л. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 2001. –572 с. [Электронный ресурс] / Кибанов А.Л. / - Режим доступа к книге: http://www.mfmadi.ru/images/uploaded/file/elkatalog/ekonomika/Upravlenie_personalom_organizatsii._Uchebnik_pod_redaktsiey_A.A._Kibanova.pdf
4. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1999. - 312 с. [Электронный ресурс] / Маслов Е.В. / Режим доступа к книге: http://enbv.narod.ru/text/Econom/maslov/str/11.html
5. Годовой отчет предприятия ОАО «АКХЗ» за 2010 г.