ДонНТУ   Портал магистров ИГГ Кафедра ГиГ

Домра – русский народный музыкальный инструмент

Благодаря маме я выросла разносторонне развитым человеком. Среди моих увлечений танцы, спорт, игра на музыкальных инструментах: домре и гитаре. Здесь я решила написать о таком музыкальном инструменте как домра. Выбрала я именно это хобби, так как мало кто знает, что это за инструмент и в чем его особенности.

Домра – русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа и головки. Для извлечения звука используется медиатор.

Рисунок 1 – Четырехструнная домра

Медиатор – это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа домры, лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец [1].

Рисунок 2 – Медиатор для домры

История домры

История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с Семеном Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику Василия Андреева, пианисту и композитору Николаю Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра – пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая [1].

Рисунок 3 – Родоначальник современной домры, создатель первого оркестра народных инструментов

Устройство домры

Корпус домры имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие – голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка – подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки[2].

Рисунок 4 – Устройство домры

Мое отношение к инструменту

Впервые я узнала об этом инструменте, когда в 5 лет пошла с мамой в ДК им. Горького для того, чтобы начать заниматься музыкой. Планировала я играть на пианино или гитаре, но когда увидела домру, решила, что хочу научиться играть именно на этом инструменте. И нисколько об этом не пожалела. Год я занималась в ДК им. Горького с Нинель Леонидовной Морозовой, которая привила мне любовь к домре. Потом я поступила в музыкальную школу № 2. Там я начала играть в оркестре народных инструментов под руководством Александра Антоновича Корогодина, у которого позже стала учиться игры на гитаре. Каждый год я сдавала экзамен, на котором обязательно нужно было сыграть три произведения. Экзамены всегда проходили в концертном зале музыкальной школы. Туда меня приходили поддержать друзья и мама. Возможно, благодаря поддержке дорогих мне людей все экзамены я всегда сдавала «на отлично». Также в музыкальной школе нам преподавали сольфеджио и музыкальную литературу. Данные дисциплины помогли мне развить музыкальный слух и музыкальную память, а также узнать много нового из жизни великих композиторов и музыкантов.

Даже сейчас, когда обучение в музыкальной школе позади, меня приглашают играть в оркестре на различных концертах. Последний раз я играла в Донецкой областной филармонии на отчетном концерте музыкальной школы.

Я рада, что умею играть на таком замечательном музыкальном инструменте, и каждый раз, когда беру в руки домру, вспоминаю, как интересно было учиться играть на ней.

Ссылки на материал:

1.Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2.Истрия домры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yumax-sale.ru