ТАНЕЦ — ЭТО ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ — ЭТО ЖИЗНЬ

Содержание



Введение

Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание.    
Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении,   
в счастье, радости, грусти и зависти.    
Жак д'Амбуаз    





Данный раздел я бы хотела посвятить своему давнему и самому любимому увлечению, которым я занимаюсь ещё с четырёх лет. Никогда не забуду тот день, когда мама меня впервые отвела на урок классической хореографии. Я с таким вниманием слушала все указания преподавателя, повторяла все элементы и упражнения, которые нам показывали. На каждое занятие я ходила как на праздник. Спустя год после начала обучения, я впервые вышла на сцену вместе со своим танцевальным коллективом. Мне, конечно же, было страшно предстать перед многочисленной публикой, но, сделав несколько первых танцевальных движений на сцене, мой страх несколько приутих. Ведь нельзя артисту бояться публики, иначе можно забыть танцевальную композицию и совсем сбиться с толку. И уже в малом возрасте я перестала бояться «большой» сцены и получала удовольствие от выступлений.

Получив начальную базу в танцевальном искусстве, на классической хореографии мои интересы не ограничились. Позже я начала заниматься и современными танцами. Любимыми стилями танцев для меня стали Contemporary, Hip–Hop и Jazz–Funk. Сколько впечатлений и воспоминаний связано именно с танцами! Сколько концертов, конкурсов и фестивалей было пройдено, сколько побед и призовых мест было получено, сколько поездок в города Донецкой области и за её пределы было совершено! Один раз ездили даже за границу — на IV Международный детский фестиваль искусств «Constellation of the sea — sun, youth, beauty» (2005 г.) в солнечный курортный город Варна, расположенный на Черноморском побережье Болгарии, где получили призовое 3–е место.

Классический танец как основа хореографии

Занятия танцами позволяют не только овладеть хореографическими навыками, развить музыкальность, артистизм, усовершенствовать тело, но и способствуют самовыражению. И какие бы направления не были целью, будь то фламенко, бальный или джаз–модерн, основой большинства видов остается классический танец.

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга.

Классический танец как основа хореографии

Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно–двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. И вопреки распространенному мнению, классическим танцем может заниматься любой человек, не смотря на возраст, физическую и танцевальную подготовку. Любой человек, занимающийся классикой, сможет продемонстрировать не слишком сложный экзерсис у станка и в центре зала, выполнить вращения, прыжки и другие элементы классического балета, чувствуя при этом легкость, гибкость своего тела, а также утонченность своих движений.

На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций.

Выворотность и развитие шага

Все движения в классическом танце основываются на выворотности — одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными.

Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий (рис. 1).

Рисунок 1 — Позиции ног

Рисунок 1 — Позиции ног

Первая позиция: пятки соприкасаются, носки развернуты в противоположные друг от друга стороны, образуя прямую линию.

Вторая позиция: ноги развернуты аналогично первой позиции, но на расстоянии одной стопы друг от друга.

Третья позиция: пятка одной стопы расположена перед подъемом другой и соприкасается с ней.

Четвертая позиция: выворотные ступни стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии одной стопы таким образом, что пятка одной ступни находится прямо перед носком другой. Вес распределен поровну между стопами.

Пятая позиция: пятка одной стопы соприкасается с пальцами другой, т. е. ступни плотно прилегают одна к другой.

Величина разворота зависит от ваших возможностей, но ее можно увеличить путем тренировок.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда — ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день [1].

Contemporary Dance — это целая философия

Контемпорари — это направление современной хореографии, основанной одновременно и на западной (классический танец, джаз–модерн), и на восточной (цигун, тай цзи цюань, йога) культурах движения.

Контемпорари — это не просто танцевальная техника, это целая философия — каждое движение пронизано смыслом, каждая комбинация имеет логическое развитие.

Контемпорари является авангардом современного танцевального искусства. Строгость классического балета мгновенно сменяется свободными передвижениями в характере модерна; резкие джазовые движения переходят в красивое классическое адажио, воздушные прыжки чередуются с портерными комбинациями — эти и многие другие приёмы контемпорари денс завораживают зрителя многообразием и оригинальностью.

Контемпорари дэнс — искусство нервное, спонтанное, искусство горестного выдоха: оно появляется тогда, когда словами всего, что с тобой происходит, не объяснишь, а молчать нет сил. Тогда ты отпускаешь тело, и оно говорит за тебя.

Контемпорари дэнс

Contemporary dance — это ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки в разных ритмах. Танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства. Заниматься contemporary dance может любой желающий. Здесь не важен ни вес, ни рост, ни возраст.

Contemporary dance — это возможность научиться двигаться грациозно, изящно и красиво, а также, что, пожалуй, основное — открыть для себя безграничные возможности для самовыражения, ведь этот танец создан для того, чтобы «впитывать» все новые течения и создавать свои. Кроме того, это отличный способ борьбы со стрессом, неврозами и мигренями, которые часто возникают из–за излишнего мышечного и нервного напряжения.

В contemporary dance очень важна связь между внутренним эмоциональным состоянием танцора и формой танца. Для этого необходимо понимать свое тело и правильно использовать его внутренние ресурсы. Занятия контемпорари дают возможность понять как устроено наше тело, как оно может эффективно работать.

Идея данного направления — осознание структуры тела, разумное и эффективное использование его физических возможностей и энергетических ресурсов. В данном направлении существенна связь между формой танца и внутренним состоянием человека, каждое движение которого основывается на личных эмоциях и переживаниях.

Контемпорари дэнс

Во время занятий внимание уделяется дыханию, телесному осознаванию, качеству движений, работе с пространством, весом тела, эмоциями, категорией времени. Используются естественные принципы движения, дыхания, инерции веса тела через расслабление. Используется идея осознания себя в движении: делается акцент на работе суставов, выстраивании позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями. В ходе занятия мы постепенно переходим от работы в партере к динамическим движениям и танцевальным связкам. В занятии используется многообразный спектр танцевальных элементов, на которые так богат современный танец Contemporary dance.

Отличительными особенностями контемпорари являются:

Занятия Contemporary dance развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом.

Занимаясь, человек может научиться сбалансировать состояние души и тела, психологическое самочувствие и физическое здоровье. И, конечно, танцор получает удовольствие от самого движения, а тело будет становиться всё более гибким и пластичным.

Contemporary dance дает людям безграничные возможности самовыражения в танце, координирует мысли, эмоции, движения, дарит потрясающие физические возможности телу [2].

Jazz—Funk: зрелищность, эпатаж, манерность

Джаз—фанк (англ. Jazz—funk) — невероятно популярный стиль, танец, притягивающий взгляд и завораживающий, зажигательный и крайне эмоциональный, не имеющий ничего общего с джазовой музыкой.

Jazz—funk

Джаз–фанк — это экспрессивность.

Джаз–фанк — это креативность в танце.

Джаз–фанк — это провокация.

Джаз–фанк — это стиль.

Это, правда, стиль. Можно даже сказать, не один стиль, а стили каждого танцора. Как конкретный хореограф умеет их смешивать, контрастировать ими. Некоторые утверждают, что нет стиля Jazz–Funk. Есть Jazz, есть Funk — но соединение их искусственно. А почему нет? Раньше ездили на лошадях, танцевали балет. Сейчас гоняют на спортмашинах, танцуют waacking. Всё эволюционирует. Вот и родился ДЖАЗ–ФАНК.

Стиль собирает в себе базу двух стилей. Пластику девушек и резкость мужчин. Агрессивность и нежность. Скромность и раскованность. Красивые линии и несуразные движения. Партер джаза и прыжки фанка. И все это отражается в этом сочетании. Добавьте сюда динамику, эмоции, иллюстрацию песен, и, кажется, что нет, ничего красивее.

Jazz—funk

Парни двигаются так пластично, а девушки так резко, что кажется нормальной ориентацией там и не пахнет. Это не так! Это просто стиль, умение выразить себя. Умение раскрыть песни, показать чувства, что скрыты в них и в хореографах самих.

Jazz–Funk не может себя исчерпать, он будет только развиваться. Он поглощает новые стили (waacking, vogue, locking, king tut) и возвращает к старым (классика, балет). Мы изобретаем велосипед, но такой новый, красивый, с классной рамой и обалденными колесами. Таких еще не было. Но теперь есть. Теперь есть Jazz–Funk.

Главные составляющие Джаз–Фанка:

Джаз–фанк собрал все «сливки» стрита, джаза, хип–хопа, латины и других направлений, став «бум–направлением». Фантастический клубный микс, плавные и резкие движения, четкие линии, повороты, невероятные комбинации, возможность танцевать под любую музыку.

В этом танце вы найдете себя, ваше внутреннее настоящее «Я» выплеснется эмоциями и адреналином, гротексом и претенциозностью, простотой и легкостью, восхищением и блеском в глазах. Этот танец развивает гибкость, пластику, выносливость, а также формирует красивую осанку и грациозность.

Учиться танцевать Jazz–Funk — это возможность всегда быть в форме и отличном расположении духа. Такой танец способен любому придать уверенность в себе, убеждение в своей собственной неповторимости и море удовольствия. Можно отдохнуть от реальности, чтобы вернуться в неё наполненными энергий и желанием стать лучше.

Jazz—funk

Несмотря на то, что джаз–фанк собрал под своим крылом техники разных современных танцевальных направлений, этот стиль имеет своё лицо — это открытая постановка корпуса. И движения изоляции, и волны исполняются в классической постановке, а не сутулой спиной, как в стиле брейк–данс. Эта особенность выделяет Jazz–Funk на фоне других стилей и одновременно делает его исполнение более сложным.

Законодатели этого танцевального направления, столь популярного в США, сами до сих пор затрудняются объяснить, почему оно получило название «джаз–фанк» — с джазовой музыкой танец, который в России красноречиво окрестили Diva–dance, не имеет ничего общего. Эта подчас вызывающе, кричаще манерная хореография на любые треки популярной музыки, характеризующаяся включением элементов таких эпатажных стилей как вакинг, движений рук, позировок и проходок. При этом, аналогично стрит–джазу, сохраняется джазовая манера обыгрывания музыки, подача, повороты, прыжки и экспрессия. Ритмический рисунок хореографии очень жесткий и четкий с характерными джазовыми затяжками. Зрелищность, манерность и эпатаж — «три кита» этого бум–направления, начало которому положили Bobby Newberry, Brian Friedman, Kevin Maher. Неслучайно лучшие шоу таких суперзвезд, как Бритни Спирс, Бейонсе, Джанет Джексон, Леди Гага поставлены в стиле джаз–фанка [3].

Список используемых источников

  1. Классический танец
  2. Контемпорари (Джаз модерн)
  3. Джаз–фанк