Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Мировой опыт указывает на то, что достичь высокого уровня подготовленности общественного капитала можно путем разработки и внедрения развитого механизма совершенствования системы управления качеством (СМК) предприятий, который включает результаты обобщения международной системы управления качеством (TQM) и принципов международных стандартов (МС) ИСО серии 9000 с учетом специфических особенностей образовательной отрасли.

В настоящее время в Украине нет четкого определения требований относительно качества образовательных услуг (ОУ) и их стандартизации, также имеет место тенденция к ухудшению их качества, что растет со временем, при этом повышается конкуренция на рынках труда и услуг образования. Поэтому вопрос о создании нормативных, теоретических, методических и информационных основ для разработки, модернизации и совершенствования механизма СМК предприятий, а также обобщение и дополнения основных положений теории и практики по данной проблематикой являются актуальными и имеют научный и практический интерес.

1. Актуальность темы

В современных условиях развития экономики сфера образования играет важную роль, которая обусловлена специфической функцией – формированием и совершенствованием активного элемента инновационного развития – человеческого капитала, то есть рынка ресурсов. Однако, образование можно рассматривать и как экономический процесс, при котором исследуются принципы функционирования рынка образовательных услуг, критерии и показатели, методы расчета социально–экономической эффективности образовательной деятельности, а также перспективы развития образования в условиях интеграционных и инновационных процессов мировой экономики.

2. Цель и задачи исследования

Целью данной работы является рассмотрение понятий системы управления качеством, пути совершенствования образовательной услуги путем внедрения системы, ее положительные и отрицательные черты, выявить эффективные способы мотивации студентов к обучению. Выявление мировых тенденций развития информатизации образования и представления международных стандартов в области ИКТ обучения, которые предоставят возможность Украине повысить собственный уровень качества образования, разработка методических подходов, методов и научно–практических рекомендаций по развитию механизма совершенствования системы управления качеством деятельности предприятий рынке образовательных услуг.

Задачей является анализ и изучение международного стандарта ISO 9000:2005, на основе которого обосновать причины необходимости разработки системы менеджмента качества в высших учебных заведениях Украины.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы состояния информатизации в мире рассматривается уже в течение десяти лет и анализируются перспективы ее развития [ 1 , 3] , но в аспекте качества образования и стандартизации эти вопросы освещены недостаточно , поэтому нужно детально проанализировать тенденции развития информатизации в мире , существующие стандарты и проекты стандартов в области информационно – коммуникационных технологий в образовании ( ИКТО ) и электронного обучения . В соответствии со ст . 30 Закона Украины « Об образовании » [ 2 ] подготовка квалифицированных рабочих , а также молодых специалистов , и магистров ( далее – специалисты с высшим образованием) осуществляется по образовательно – квалификационным уровням согласно соответствующим образовательно – профессиональным программам . Алексеевский В.С. в статье Мотивация и самомотивация к обучению, анализирует различные подходы к мотивации и самомотивации в обучении, модели обучения, развитие в обучающемся самосознания и целенаправленности [4].

4. Изложение основного материала

На сегодняшний день для завоевания достойного места среди ведущих стран мирового сообщества новой эпохи перед Украиной стоит задача сокращения отрыва от мировых тенденций экономического и общественного развития. Решение этой задачи под силу только гражданам, которые имеют высокий образовательный уровень, соответствующий современным требованиям.

Международной организацией по стандартизации ISO принято следующее определение качества: «Качество – степень, до которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требования» [1]. Достижения характеристик качества зависит от управления деятельностью, которое обеспечивает ее величины, комплекс и сочетания. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий [6, с.77; 8, с. 120].

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, которые определяют последовательное и практически эффективное формирование качества компетентности и профессионализма [6, с.77; 9, с.539].  Управление качеством образования – это методы и виды деятельности, которые направлены на удовлетворение требований потребителя к качеству образования, а также усилий, направленных на постоянное повышение эффективности деятельности ОУ.

Инновационный процесс – это процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Инновационный процесс протекает благодаря тому,  что  люди совершают инновационную деятельность. Ее можно определить как целенаправленное преобразование  практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Обсуждение проблемы качества образования приводит в некоторых странах к тому, что там, где к сравнительным оценкам результатов образования относились весьма сдержанно, намечается тенденция к регулярным замерам качества в масштабах страны.[7] Подобные сравнительные исследования на макроуровне, с одной стороны, предоставляют, возможность сравнивать широкий спектр показателей (региональные, национальные или международные) и, тем самым, повышать уровень стандартизации сравнений. С другой стороны, комплексные экспертизы ограничиваются простыми замерами качества и сильно упрощенными оценками, в связи с чем возникают опасности политических и даже порой популистских злоупотреблений.[8]

Общие тенденции информатизации образования в разных странах мира:

  1. Наличие государственных целевых программ информатизации образования .
  2. Государственная поддержка создания электронных образовательных ресурсов , открытых систем цифровых образовательных ресурсов , банков электронных средств обучения , общедоступных депозитариев ЕЗНП .
  3. Привлечение к программам информатизации образования средств международных организаций , межнациональных корпораций и т.д. .
  4. Использование ЕЗНП на всех этапах обучения – от начальной школы до вузов и систем профессиональной подготовки.
  5. Создание условий для общения учителей , разработки ими ЕЗНП , распространение передового педагогического опыта средствами сети Интернет.
  6. Завершение создания нормативно – правовой базы дистанционного обучения и дистанционного образования.

Основываясь на принципах ТQM, и требованиях МС ISO серии 9000 версии 2005 года, постановка целей при создании системы менеджмента качества должна быть ориентирована на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Рассматривая основную (образовательную) деятельность вузов, можно выделить целый ряд заинтересованных в качестве образования сторон (общество, работодатели, студенты, их родители и др.).

Основные принципы на которых базируется стратегия TQM

Рисунок 1 — Основные принципы на которых базируется стратегия TQM

Следует отметить, что в течение последних лет происходили опреде ленные изменения в реформировании высшего образования Украины, а именно:

Учитывая вышеупомянутое, для повышения качества высшего образо вания в Украине необходимо:

Таким образом, система высшего образования Украины, на сегодняш ний день, становится более открытой, гибкой, способной к саморазвитию со относительно к мировым моделям, учитывает потребности современности, сохраняя национальные особенности и позитивные приобретения отечест венных просветительских и научных школ. Именно поэтому, базовой страте гией развития системы высшего образования является систематическое по вышение качества образовательной деятельности и качества высшего образо вания. Разработка и внедрение новых университетских образовательных стандартов является одним из ключевых факторов инновационных изменений содержания и форм образовательного процесса в университетах. В соответствии с требованиями нового поколения стандартов в целях обеспечения качества образования, оценки степени удовлетворенности качеством образования субъектов образовательного процесса вводится мониторинга качества преподавания учебных дисциплин. Зарекомендовавшей себя формой мониторинга являются опросы студентов относительно работы преподавателей. 

Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава студентами – важная часть системы внутренней оценки качества образовательного процесса. Она позволяет получить объективнуюинформацию о преподавательской деятельности сотрудников; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям, зафиксированным в уставе и образовательных стандартах. При систематическом проведении мониторинг позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции, установить причины повышения или снижения качества деятельности преподавателей в различные периоды их работы. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества такой сферы деятельности преподавателей вузов, как педагогическая, так как именно студенты испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе.

Педагогическая инноватика сегодня ещё находится на этапе уточнения понятийного аппарата, определения методологического основания: подходов, принципов, закономерностей, управления и т. д. А.В. Хуторской, исследуя инновационные процессы в образовании, выявляет особенности педагогической инноватики как отдельной научной области. Учёный отмечает, что педагогическая инноватика включает в себя закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого, будущего в отношении субъектов образования.

Развитие инновационной системы образования в любой стране мира определяется во многом тем, какое участие в этом процессе занимают учреждения высшего образования. Ведущие мировые организации (ЮНЕСКО, Всемирный банк и др.), учёные зарубежных стран и Украины анализируют состояние высшего профессионального образования, прогнозируют пути развития, предлагают различные подходы к развитию высшего образования и созданию национальных инновационных систем.

В центре внимания специализированной аккредитации (т.е. аккредитации отдельных образовательных программ), как правило, находится только содержательная сторона процесса обучения: фундаментальные знания, специальные знания, практические навыки, навыки проектирования, использование компьютеров. Важно отметить, что если при институциональной аккредитации некоторые недостатки деятельности университета могут компенсироваться за счет других преимуществ, то специализированная аккредитация следует принципу – образовательная программа сильна настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. Программа аккредитуется только в том случае, если все ее блоки соответствуют критериям.

Основными функциями специализированной аккредитации являются следующие: оказание помощи абитуриентам в выборе учебного заведения, содействие правительственным органам в принятии решений по поддержке образовательных учреждений, оказание помощи частным предприятиям и организациям по размещению инвестиций в образовательную сферу.

В качестве примера специализированной аккредитации проанализированы критерии системы оценки качества образования американской компании Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET), которая представляет собой федерацию 28 профессиональных инженерных и технических обществ и является наиболее авторитетной организацией, аккредитующей образовательные программы в области техники и технологий. Основными требованиями к качеству подготовки специалистов в области техники и технологий в соответствии с ее критериями являются следующие:

В Европе на сегодняшний день отсутствует единая система институциональной оценки деятельности образовательных учреждений, аналогичная системе аккредитации в США. В каждой стране существуют свои подходы к обеспечению и оценке качества высшего образования. Однако следует отметить и общую тенденцию – в последнее время в Европе все более популярной становится внешняя оценка качества высшего образования. Основными принципами создания внутривузовских систем обеспечения качества образования в университетах, функционирующих в режиме самоуправления, с позиции внешней оценки являются:

Анализ методов обеспечения и оценки качества высшего образования за рубежом свидетельствует о различных подходах и традициях в различных странах. Однако, так или иначе, в разных подходах и системах оценки основное внимание уделяется целям, критериям, ресурсам, процессам и результатам. Различия касаются того, чему уделяется больше внимания и в какой степени. Основными способами оценки в рамках американской системы являются оценка ВУЗов профессиональными экспертами, оценка через специализированную аккредитацию и самооценка, а в рамках Европы – это оценивание и аккредитация, часто со стороны государственных агентств, таких как Финский Совет по Оценке Высшего Образования (Finnish Higher Education Evaluation Council), Национальный Комитет по Оценке Франции (Comite Nationale d’Evaluation), Национальное Агентство Высшего Образования Швеции (National Agency for Higher Education (Hogskoleverket), Научный Совет Германии (Wissenschaftsrat) и др. [8].

Общепринятыми являются четыре условия успешного введения и развития культуры качества. К ним относятся:

  1. надлежащее руководство вузом и формирование сообщества (в противоположность административным мерам);
  2. развитость стратегического мышления, базирующегося на адекватном анализе деятельности вуза (SWOT или аналогичные аналитические инструменты);
  3. сильная вузовская автономия (замечено ее положительное влияние на эффективное развитие культуры качества;
  4. достаточные финансовые и людские ресурсы (включая схемы развития персонала).

На основе системного подхода определение системы высшего образования (СВО) включает три комплексных составляющих: 

Общая структура качества высшего образования

Рисунок 2 — Общая структура качества высшего образования

Таким образом, опираясь на системный подход, цели образовательной системы должны быть заданы на языке требований к современному человеку и, прежде всего, требований к его готовности решать задачи-проблемы на всех уровнях общественной и индивидуальной жизнедеятельности: от глобального до бытового – и все три типа задач-проблем: выживания, функционирования и развития.

Наиболее высокие требования (назовем их условно «полномасштабными») к современному человеку, очевидно, должны быть сопряжены непосредственно с  целями высшего образования, а также с целями дополнительного образования и самообразования той части членов общества, которые уже получили в свое время высшее образование. Для всех звеньев образовательной системы, предшествующих высшему образованию, требования к человеку и, соответственно, цели этих звеньев образовательной системы будут составлять некоторую часть от полномасштабных требований к современному человеку, соответствующих целям высшего образования. 

Опираясь на представленные выше концептуальные положения, в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов разработана общая структура требований к современному человеку с высшим образованием как общая структура главной цели высшего образования или образованности выпускников высших учебных заведений, как главного результата системы высшего образования.

Расширение инновационной деятельности объясняется целями и задачами, содержанием образовательного процесса в учреждении высшего образования, от чего зависит качество знаний, умений, навыков обучающихся, а в конечном итоге — экономическое благосостояние страны, её конкурентноспособность в мире.

Подготовку студентов в учреждении высшего образования на основе компетентностного подхода можно рассматривать как инновацию, так как в результате его применения расширяются и поновому определяются компетенции, которыми должен овладеть выпускник. Компетентностный подход позволяет обеспечить высокое качество подготовки специалистов в инновационной системе образования, а также развивать в субъекте навыки ориентирования в непредсказуемых, быстро меняющихся условиях, формировать чувство ответственности за результаты своего труда. Однако мы отмечаем, что подготовка к инновационной деятельности должна начинаться ещё в учреждении общего среднего образования, а затем продолжаться в вузе, где у студента формируются и развиваются соответствующие компетенции, творческий интеллект. Инновационно подготовленный студент, специалист новой формации, готовый к эффективной инновационной деятельности, будет востребован на рынке труда сегодня и в будущем.

Выводы

Инновационная деятельность может осуществляться по совершенствованию теории и образовательной практики, может быть представлена в различных формах: в технологиях, методиках, проектах, программах и т. д. Но в то же время инновационное развитие какого–то направления деятельности учреждения образования затрагивает всю деятельность как целостную систему, приводит к саморазвитию всех её элементов. Деятельность по внедрению инновации в системе высшего образования носит коллективный характер, предполагающий комплексное включение всех участников образовательного процесса в инновационную деятельность, создание инновационной среды, рождающей инновационное движение.

Происходящая смена ценностных установок всей системы образования приводит к инновационной образовательной системе, к минимизации противоречий между задаваемыми системой образования целями, задачами и реальными потребностями выпускников, общества, государства.

Необходимо помнить, что вопрос дальнейшего устройства студентов не является только его личной проблемой, молодым специалистам как никогда нужна поддержка государства и ВУЗа в частности.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Давыдов В.В., Варданян А.У. «Учебная деятельность и моделирование», Ереван, «Луйс», 1981 г., 220 с.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998, 180 стр.
  3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. «Педагогическая инноватика», Москва, «Просвещение», 2006 г. 101 с.
  4. Майданский А.Д. Векторы и контуры общества знаний, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2 (2005), с. 4 12 Источник
  5. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика, 1996, № 5, с.10–15.
  6. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. 3 кн., Москва, «Классика ХХ1», 2007 г.
  7. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Педагогические инновации. — 2004. — № 3. — С. 17—36.
  8. Цыркун, И.И. Развитие метакогнитивных представлений об инновационно–педагогической деятельности / И.И. Цыркун // Педагогические инновации. — 2004. — № 1. — С. 37—42.
  9. Хуторской, А.В. Методологические основания педагогической инноватики / А.В. Хуторской // Школьные технологии. — 2005. — № 4. — С. 16—19.
  10. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 2. — С. 57—63.
  11. Власенко, Н.Э. Современные концепции повышения профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / Н.Э. Власенко // Вестник Полоцкого государственного университета. — 2011. — № 11. — С. 60—65.
  12. Лобанов, А.П. Профессиональная компетентность и мобильность специалистов: учеб.–метод. пособие / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. — Минск: РИВШ, 2010. — 96 с.
  13. Хвесеня, Н.П. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: пособие для студентов экономического факультета / Н.П. Хвесеня. — Минск: БГУ, 2008. — 28 с.