Назад в библиотеку

Повышение конкурентоспособности путем улучшения качества деятельности предприятия

Авторы: Козакова К.С.,Васильв С.В., руководитель Момот А.И.
Источник: Матеріали IV всеукраінської научно-практичної конференції. Донецьк: ДонНТУ, 2014. — C. 108–112.

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, что под натиском конкуренции производственные предприятия обречены на поиск методов и средств повышения эффективности и качества управления. Практическая значимость — в изучении факторов повышения конкурентоспособности за счет инноваций.

Основная часть

В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Вопросам менеджмента качества в Украине уделяется все большое внимание. Это подтверждается публикациями в многочисленных журналах, разных сборниках и интернете. Так, изучению конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы многих авторов, в том числе: Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, Т.А. Блашенковой, М.О. Ермоловой, А.П. Градова, В.С. Ефремова, Т.М. Каретниковой, М.В. Каретникова, И. Максимовой, Н.И. Шайдуровой, Н.С. Яшина, А.Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С.К. Пралада, Р.Т. Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и. т.д. Роль и механизмы конкуренции в рыночной экономике в разное время рассматривали П. Буагильбер, Л. Вальрас, Дж. Мид, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, А. Смит, Ф. Хайек, П. Хейне, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, Ф. Эджуорт и др.

Большой вклад в разработку проблем управления качеством и конкурентоспособностью продукции и предприятий внесли такие зарубежные ученые, как Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, Д. Джуран, У.Э. Деминг, Г. Тагути, К. Прахалад, Г. Хамел и др.

Разные подходы и методики оценки конкурентоспособности предприятий разрабатывали и применяли Л.Я. Аврашков, В.В. Кочетов, В.В. Криворотое, Ж.Ж. Ламбен, Ш.Ш. Магомедов, О.Г. Макаренко, Э.В. Минько, Н.К. Моисеева, В.А. Мошнов, А.Д. Немцев, A.B. Стрельцов, Х.А. Фасхиев, В.В. Царев, В.Д. Шкардун, и др.

Вопросам разработки механизма повышения конкурентоспособности на уровне предприятия были посвящены труды ученых Г.Л. Азоева, Б. Бенсуссана, Е.Д. Вайсман, З.А. Васильевой, Д.С. Воронова, П. Друкера, П.С. Завьялова, Н.И. Перцовского, А.Г. Поршнева, Б.А. Райзберга, Б.Я. Татарских, P.A. Фагхутдинова, Г. Хамела, М.В. Чебыкгаюй, Г.И. Яковлева и др.

Однако в настоящее время уделяется не достаточное внимание роли технологического уровня производства, качеству и профессиональной подготовленности и мотивации персонала, что существенно влияет на конкурентоспособность предприятия.

Целью статьи является разработка мер по улучшению качества деятельности предприятий и продукции, обеспечивающей повышение конкурентноспособности предприятий.

Как отметил в своей статье Как измерить конкурентоспособность предприятия Фасхиев Х.А., — высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

  1. удовлетворенностью потребителя, в том числе качеством продукции и готовностью совершения повторной покупки;
  2. отсутствием претензий со стороны общества, акционеров, партнеров;
  3. наличием чувства гордости, связанной с участием в деятельности компании.

Х.А. Фасхиев определяет то, что для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо:

На качество деятельности предприятия оказывает влияние множество факторов, основные из них следующие:

Современный подход к управлению качеством отличается нацеленностью на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия.

Понятие конкурентоспособность предприятия включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на том или ином рынке.

Качество продукции и услуг — важнейший фактор эффективной деятельности предприятий. В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества.

Для начала необходимо заняться профессиональной подготовкой своего персонала, выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Далее необходимо уделить внимание изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Наиболее характерным признаком труда работника современного производства стала его интеллектуализация, поскольку основным содержанием труда является его умственный компонент, основанный не на накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических и специальных знаний и умений, дающих возможность творческого осмысления процесса труда.

Объективные условия развития рынка потребовали переориентации на профессионализм. За последний период времени крупные организации ввели практику отбора выпускников, появились школы бизнеса, было создано множество подготовительных учебных центров. Таким образом, человеческий фактор современного производства в развитых его формах, особенно в условиях рынка с конкуренцией людей и идей, стал действительно ведущим фактором. Постоянно ускоряющееся под воздействием рынка техническое и технологическое обновление требует высокого базового уровня образованности работников, непрерывного роста их профессиональной квалификации, активного участия в деятельности организации.

Для стабильного функционирования и дальнейшего развития любой отрасли необходимо проводить мероприятия, способствующие эффективной работе предприятий.

Разрабатываемые стратегические мероприятия должны быть прежде всего направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции за счет ускорения темпов модернизации и воспроизводства технического вооружения, производственной базы и оборудования.

Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов, полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей [9, с.32].

Важными составляющими анализа научно-технического уровня производства являются анализ экономической эффективности научно-технических мероприятий по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, расширению масштабов. Совершенствование применяемой новой и прогрессивной технологии, применение новых видов сырья и материалов и улучшение их использования, изменение конструкции и технических характеристик изделий, освоение производства новых видов товара, компьютеризация производства — все это — составляющие технического прогресса.

Решающим фактором повышения технико-организационного уровня является научно-технический прогресс, достижения которого становятся непосредственной производительной силой. Реализуясь в живом труде, достижения науки меняют образовательный, профессиональный и квалификационный потенциал работников, имеющиеся научные знания делают сам труд, сам производственный процесс адекватным уровню развития науки. Внедрение научных достижений в практическую деятельность организации происходит на основе научной, конструкторско-технологической, организационной подготовки производства [5, с. 1].

Наиболее приоритетное организационно-экономическое направление повышения конкурентоспособности предприятий отрасли — комплексное использование инновационных процессов. Для его осуществления требуется проведение системных мероприятий в области научно-исследовательской деятельности, охраны объектов интеллектуальной собственности, сертификации наукоемкой продукции, освоения производства новой конкурентоспособной продукции. Инновации формируют конкурентные преимущества. Важной особенностью экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу. Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций возможно посредством их реализации в новых товарах и технологиях, что в свою очередь обеспечит предприятию технологическое превосходство перед конкурентами. Но иметь конкурентное преимущество не самоцель для предприятия, важно правильно сориентировать его деятельность и умело следовать выбранной стратегии, что в конечном счете позволит добиться успеха в конкурентной борьбе.

Таким образом, роль инноваций в достижении конкурентоспособности заключается в том, что они предоставляют предприятиям возможности добиться технологического доминирования на рынке и обеспечить победу в конкурентной борьбе. Привлекая инвестиции в производство, необходимо учитывать, в какие сферы экономики они направляются. Наибольшие преимущества получают хозяйствующие субъекты, которые вкладывают средства в развитие технологий, причем в те, отдача от которых не заставит себя ждать [3, с. 49].

Конкурентоспособность фирмы-производителя и конкурентоспособность продукции тесно взаимосвязаны и соотносятся между собой как часть и целое. Способность фирмы конкурировать на рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих влияние на результаты конкурентной борьбы. На уровень конкурентоспособности сильное влияние оказывают также технология производства, сложившийся рекламный имидж фирмы, ряд других факторов.

Конкурентоспособность — это емкая экономическая категория, разделяемая на несколько уровней: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая конкурентоспособность. Конкурентоспособность товара — комплексный показатель, определяющий возможность товара удовлетворять требованиям потребителей на рынке при сохранении или увеличении реальных доходов производителя товара.

Многие предприятия, имеющие необходимый технологический потенциал и способные производить качественные продукты, не в состоянии эффективно действовать на рынке. Часто это вызвано тем, что предприятие не имеет четкой стратегии, ориентированной на определенные целевые группы потребителей, разработанной с учетом конкурентных преимуществ и существующих возможностей предприятия, включая: опыт работы в определенной отрасли, научно-технический потенциал, организационные и финансовые возможности. План позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования. Он позволяет применить необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в хорошо организованный, последовательный и логичный. Планирование — это взгляд в будущее, необходимый для развития предприятия в условиях рынка и обеспечения его конкурентоспособности. Предприятие, не имеющее стратегии и конкретного плана действий, не может быть оценено инвесторами с точки зрения бизнеса, с учетом прогноза будущих доходов. Такое предприятие представляет собой просто набор активов, отягощенных обязательствами. Наличие корпоративной стратегии обеспечивает формирование рыночной стоимости предприятия.

Выводы

Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция становится очень тонким и гибким механизмом и выступает мощным фактором концентрации производства, зависящим от развитости и степени его монополизации [6, с. 81].

По структуре и содержанию конкурентоспособность предприятий можно представить как взаимообусловленное единство трех составляющих:

  1. конкурентоспособность управленческих решений, организационный, ресурсный и интеллектуальный потенциал;
  2. наличие разработок по определению, созданию и внедрению необходимых новаций, а также постоянное отслеживание изменений на рынке и внутри предприятия, конкурентоспособность продукции, исследование новых рынков;
  3. формирование имиджа и культуры трудовых отношений на предприятии.

Рекомендации

Список использованной литературы

  1. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова.
  2. Тычинский A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.
  3. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предпрития — М. Перспектива 1995
  4. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. — М. Финансы и статистика 1995
  5. Организация производства. Учебно-практическое пособие/ М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. — Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2002. — 76 с.
  6. Харрингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях — М. 1989
  7. Янг С. Системное управление организацией — М. Знание 1972
  8. Ансофф И. Стратегическое управление — М. 1989
  9. Глазьев С. Научно-технический прогресс как главный фактор современного экономического роста // Инновации. — 11.11.2002.