ДонНТУ   ФИММ   ЭМС   Портал магистров

Малые народности Украины

Летом 2011 года мне посчастливилось побывать в городе Евпатории, где я познакомилась с представителями такой народности как крымские караимы. С того времени меня очень заинтересовал вопрос о маленьких народностях, проживающих на территории Украины. И в своем индивидуальном разделе я бы хотела рассказать о тех из них, с представителями которых я смогла пообщаться в то или иное время.

Начнем именно с крымских караимов. Как я уже говорила, первое знакомство с культурой и бытом караимов произошло у меня в июле 2011 года. Когда я со своими родителями посетила караимские кенассы в Евпатории, которые находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории, а с 1837 года — духовным центром караимов России.

Караимские кенассы

Главный вход в караимские кенассы

Караимы очень дружелюбный народ, в своих домах они рады видеть всех людей любых вероисповеданий и национальностей. В столовой, которая находится на территории кенассы все желающие могут попробовать очень вкусные караимские пирожки – кибины. Вообще в питании караимов в основном преобладает мучная и мясная (баранина) еда. Многие блюда перешли из татарской кухни. В благотворительной столовой в любое время сытно и вкусно накормят всех нуждающихся.

Кибины

Караимские пирожки–кибины

В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах: Бахчисарай, Евпатория, Севастополь,Симферополь, Феодосия, Ялта. Евпатория и Симферополь — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории находится Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005, а также караимская библиотека «Карай-битиклиги».

Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешем, в Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10.

В 2012 году я снова отдыхала в Крыму и побывала в селе Добри лаки, которое является центром поселения еще одной малочисленной и малоизвестной национальности – влахи.

Село Добри лаки

Село Добри Лаки, Крым

Влахи (самоназвание влахуря) — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Вероисповедание влахов – православие. Традиционно они занимались кузнечеством и гаданием. Многие сохранили этот промысел и сейчас. Средний уровень жизни и образования, к сожалению, достаточно низкий.

Чем мне запомнились представители этой народности, так это своими яркими нарядами, как у мужчин так и у женщин, и интересной манерой женщин повязывать платок на голову. В этой этнической группе отсутствуют жёсткие правила ношения косынки, в отличии от других цыган, она может быть завязана любым способом. Чаще всего, отправляясь просить подаяние, влашки завязывают косынку спереди, при этом узел может находиться не под самым подбородком, а несколько ниже. Часто они обматывают платок вокруг шеи, прикрывая при этом часть подбородка. Существует и специфически-влахский способ ношения косынки. Правый её конец подгибается и кладётся под подбородок с левой стороны, аналогичным образом левый конец кладётся с правой стороны. В свободное же от «работы» время, в кругу своих, молодые женщины чаще завязывают косынку сзади. В отличие от всех цыган, у влахов допускается и ношение косынки незамужними девушками.

Представительницы этнической группы влахов

Представительницы этнической группы влахов

Самым известным представителем влахов, является главный герой фильма «Возвращение Будулая».

Также очень известной крымской этнической группой являются крымчаки. Крымчаки (крымч. кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года — еудилер — «иудеи» исрэль балалары — «дети Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) этническая группа, представители которой традиционно исповедовали талмудический иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку.

В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.

Общая численность крымчаков — около 1,5 тыс. чел., включая 600—700 в Израиле, 406 чел. на Украине , из них 280 чел. в Крыму и Севастополе, 90 чел. в России, 173 чел. в Узбекистане.

Зимой того же года, я побывала у своих родственников в Полесье в городе Пинск, где познакомилась с одной из представительниц полесских пинчуков.

Пинчуки(белор. пінчукі; укр. пінчуки) — жители пинского Полесья, пинские полещуки.

Проживая в труднодоступных районах белорусского и украинского Полесья, сохранили свой говор и этнографические особенности.Наречие пинчуков представляет собою нечто промежуточное между украинским и белорусским языками, но также имеет свои особенности. Например: господство звука «у» (рудный — родной, свуй — свой, зулье — зелье и др.) и звука ю (принюс, дрюбный, юмирати и др.), а также опущение звуков (твэю — твоею, еробей — воробей, ладыко — владыка, озьми — возьми и др.). У пинчуков, занимающих промежуточное положение между украинцами и белорусами,сохранилось множество самобытных песен, имеется множество песен украинских и белорусских, подвергшихся некоторому изменению в языковом отношении. Сохранился богатый фольклор пинчуков, благодаря тому, что в конце XIX века он был собран этнографами и изданный в нескольких сборниках.

Вот один пример всем известной песни на языке пинчуков:

Ой мороз, мороз, не зморозь мэне
Ой не так мэне, як коне мого;
Ой помэрзли ручки, коне ведучи,

Ой коне ведучи, сброю несучи.
Хороша сброя государская,
Ой тяжола бо служба солдатская.

Ой, доленька моя, дай несчастная.
Жена мужа зненавидила,
Повела в вышнев сад дай повисыла

На высоком древы дай на яблоны;
Пришшови до дому, сила за столом,
Ой сила за столом дай пыше пэром:

Цепер же мни дай погуршало
Щой дзилонька дай побульшола.
Ой пойдуж я у сад по милого назад:

День добры, милы, чи жив, чи здоров,
Чи жив, чи здоров, чи нависивса,
Вышиевых яблочок дай накушивса,

Солдатских песен дай наслушився.

И последняя народность, с культурой которой мне посчастливилось познакомится в прошлом году, это гагаузы, которые на территории Украины проживают в основном в Одесской области.

Представители гагаузов в народных костюмах

Представители гагаузов в народных костюмах

Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков. Религия — преимущественно православие.

Мне очень запомнилась кухня гагаузов. В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта (в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. д.). Важное место в питании занимает хлеб. Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой (кывырма), круто наперченные соусы (манджя), холодцы (пача). На праздники люди собираются вместе и совершают традиционный гагаузский обряд курбан, приготовление пшеничной каши (булгур) с бараниной.

Вот и все малые этнические группы с которыми мне удалось лично повстречаться и познакомится с некоторыми их традициями и обычаями, надеюсь, что в будущем этот список значительно расширится, ведь на территории Украины проживают представители более ста пятидесяти этнических групп.

Список использованной литературы

  1. Материал из Википедии. Категории:Народности Украины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org