ДонНТУ   Портал магистров

Внедорожный автотуризм

Из многообразия хобби, для меня важную роль в жизни играет внедорожный автотуризм. Видов внедорожного туризма бесконечно много, все зависит от формата автомобиля и его технической подготовки.

Попав в раннее недоступные места, либо которые считаются труднопроходимыми, по крайнем мере для масс людей, человек испытывает эйфорию от первооткрытия, победу над собой, ощущает преимущества своего автомобиля.

Так называемый «продукт массового потребления» в виде Турции, Болгарии врядли заинтересует заядлого туриста – по причине того, что из тысячи человек там побывали минимум сто из них.

Притягивающим фактором является долгий путь, природное разнообразие и ее нетронутость, а самое главное проверка своих возможностей: выдержки, опыта, и…смелости, которая также играет немаловажную роль в прохождении труднодоступных участков.

Классификация внедорожных автомобилей

Ниже представлена привязка типичных классов и типов автомобилей к способности покорения бездорожья и возможностей доработки:

Пикапы – не берутся в учет из-за формата (сугубо коммерческая техника) и геометрических показателей.

Кроссоверы

Кроссоверы – идеальный вариант для среднестатистического туриста, которому достаточно массовых и популярных туристических объектов.

Имея невысокую стоимость и приличную долю комфорта в сумме с низким расходом топлива – являются оптимальным вариантом для человека, не мечтающего о таежной романтике.

Примеры: VW Tiguan, LR Freelander, Nissan X-Trail и т.д.

Имея несущий кузов и вискомуфту в приводе задних колес- данный класс автомобилей не приспособлен для прохождения сложных внедорожных участков – его стихия асфальт, с небольшим включением дорог в виде твердого грунта, либо слабозаснеженной, обледенелой поверхности.

Наличие сложной электроники в приводе автомобиля и самого механизма вискомуфты – снижает внедорожные способности, и может повлечь за собой сложный дорогостоящий ремонт.

Возможности доработки также минимальны, за счет конструктивных особенностей.

Итог: садится семья в авто, берут любимую собаку, кучу вещей и едут на объект без преодоления каких-либо трудностей, связанных с дорогой.

Внедорожники

Внедорожники – вариант для более профессиональных туристических выездов.

Наиболее популярный тип автомобилей именно для внедорожного туризма.

Данные автомобили, как правило, оснащены мощной рамой, имеют сложную механическую связь между силовым агрегатом и приводными колесами – посредством раздаточной коробки и карданных валов.

В конструкцию внедорожников заложен значительный запас прочности для преодоления труднопроходимых участков.

Для них не требуется наличие дорожного асфальтового полотна.

Данная техника рассчитана на пожизненную эксплуатацию в условиях бездорожья.

Электронная составляющая мала и позволяет водителю полностью реализовать потенциал автомобиля без повреждения конструкции.

Яркие представители: Mitsubishi Pajero Sport, Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Land Cruiser 200 GX, Nissan Pathfinder.

Позволяют забраться очень далеко от цивилизации и «трактора».

Широко разнообразие возможностей доработки данного типа автомобилей к различным условиям эксплуатации.

Профессиональная серия внедорожников- автомобили для профессиональной эксплуатации в сложнейших природных условиях.

Техника для геологов, нефтяников, миротворцев, охотников и автотуристов, которые место посещения выбирали не из интернета и рассказов друзей – а указанием пальца на глобус с закрытыми глазами.

Феноменальная проходимость и надежность, подтвержденная длительной эксплуатацией в условиях тотального бездорожья и перегрузок.

Эксплуатируются в Сибири, на Урале, в Африке и практически во всех частях Света, в условиях высокогорья, низких температур и невыносимой жары.

Четыре представителя: Nissan Patrol Y61, Toyota Land Cruiser 105, Toyota Land Cruiser 76 4.2d, Land Rover Defender.

Данные автомобили участники военных конфликтов в виде автомобилей миротворцев ООН, экспедиционных поездок и соревнований Camel Trophy, Driven to Extremes, Экспедиция-Трофи и трофи-рейд «Ладога» и многих других.

Данная техника не является в представлении – она общепризнанна профессионалами.

О доработке автомобилей

Определяющим параметром на бездорожье является геометрическая проходимость автомобиля.

Дорожный просвет, глубина преодолеваемых водных препятствий, углы въезда/съезда/рампы(перелома)и бокового крена – определяют способности автомобиля.

Важно уметь правильно пользоваться данными параметрами – главный путь к успеху при преодолении бездорожья.

Немаловажными параметрами является наличие пониженного ряда в трансмиссии и жестких блокировок межосевого и межколесных дифференциалов.

Это техническая часть автомобиля – ее можно изменять и корректировать путем установки различных компонентов (подвески, проставок, силовых элементов, шнорхеля, дифференциалов повышенного трения и т.д.), индивидуально подобранных под конкретные условия эксплуатации.

Грузоподъемность автомобиля – также основной параметр, который можно корректировать, главное – не переборщить, получив при этом неуправляемый и не тормозящий снаряд.

Наличие дополнительных световых приборов – сугубо индивидуально.

На счет силовых элементов – главное не выходить за нормы по массе автомобиля и способности к управлению.

Средства самовытаскивания в виде лебедки и мощных буксирных проушин – основной элемент экспедиционника.

Правильный выбор шин – играет основную роль в преодолении бездорожья.

Лучше получить избыточную проходимость, чем ее нехватку.

Но и наиболее важный элемент – средства связи правильная комплектовка аптечки.

Отъехав на 200-300 км от своего города – не факт, что мобильная связь будет в наличии, поэтому без мощной рации лучше никуда не лезть.

Рассмотрены основные виды доработок, далее список можно продолжать бесконечно, все зависит от пожеланий владельца.

Можно обойтись и минимумом доработок, а можно построить и тяжеленный вездеход совершенно непригодный для асфальта, поэтому главное – чувство меры и голова на плечах.

О технике преодоления бездорожья

Скорее, самая индивидуальная часть раздела.

Есть основные техники преодоления бездорожья, но ехать «по книжке» не всегда удастся.

Все может поменяться в считанные минуты.

Движения по бездорожью должны быть заранее обдуманные и не спонтанные – так как могут повлечь за собой тяжелые последствия.

И наличие всех блокировок, пониженных пар и т.д. не гарантирует владельцу автомобиля статус короля дорог и бездорожья.

Простой пример: движение по так называемому «ковру» – сильно распространенному в Сибири.

Ковер представляет собой болото, с толстым поверхностным слоем растительности с несущей способностью.

Снизив давление в шинах можно двигаться – но без малейших пробуксовок – только в натяг!

Даже минимальный букс вместе с агрессивным протектором – влекут за собой разрыв «ковра» и автомобиль моментально застрянет.

Требуются титанические усилия для его эвакуации.

О топливе

Надо быть готовым к тому, что забравшись в даль от цивилизации, можно не обнаружить приветливых заправщиц и качественного топлива.

Поэтому его запас жизненно необходим.

Никто в глуши не будет ждать столичный джип с лучшим топливом в руках – придется довольствоваться тем, что есть.

АИ-95 и 98 – про них можно забыть. В лучшем случае 92-й и соляра с цетановым числом 45 – важно думать о сложности своей топливной аппаратуры и возможностей к «перевариванию» низкокачественного топлива.

 

О настроениях

Жизненно важно иметь «голову на плечах» .

Вложенные десятки тысяч долларов в доработку автомобиля, не дают гарантий всепроходимости.

Выше головы все-равно не прыгнуть.

Только здравый ум и расчетливость двигатель успеха.

Не лучший вариант идти на пролом – ведь остаться в погнутым карданом в 1000км от цивилизации тоже не сахар.

Это не трофи-рейды – а чистой воды автотуризм, поэтому и подход к манере вождения, амбициям – должен быть иным.

Итоги

Морально и технически подготовившись, человек способен на многое.

В Мире осталось немало мест, куда не ступала нога человека или не доезжала колесная техника.

Перспектив много.

И когда задается вопрос, кто где побывал, внедорожый автотурист запросто ломает стереотипы и банальные мнения об отдыхе, ответив что побывал на Байкале вдали от цивилизации или посетил Салехард на автомобиле.

Нет ничего невозможного!

Кто ищет, тот всегда найдет!

Личный опыт внедорожного автотуризма

Неоднократно совершены выезды по Западной Украине, Крыму, Донецкой области и т.д.

Каждая и территорий по-своему уникальна и притягивает все больше и больше.

Разнообразие ландшафтов, условий, культур, отношений к жизни – все это способствует расширению кругозора и великого разнообразия в жизни.

ind5

Места посещений

Указываются места, добираясь до которых преодолевалось бездорожье

ind6

Горная местность, лесоповал, Вижницкий район, Черновицкая область, Украина.

Координаты:

Широта: 48°3′44.89″N (48.06247)

Долгота: 25°20′54.49″E (25.34847)

Село Шепот, Путильский район, Черновицкая область, Украина.

Координаты:

Широта: 47°47′37.57″N (47.793769)

Долгота: 25°8′12.48″E (25.136799)

Село Сарата, Путильский район, Черновицкая область, Украина.

Координаты:

Широта: 47°44′56.61?N (47.749057)

Долгота: 24°59′36.57″E (24.993491)

РЛС Памир, Путильский район, Черновицкая область, Украина

Координаты:

Широта: 47°45′52.28″N (47.764521)

Долгота: 25°2′0.63″E (25.033507)

Горная местность вблизи пгт. Коктебель, АР Крым, Россия

Координаты:

Широта: 45°0′30.25″N (45.008404)

Долгота: 35°11′47.77″E (35.196604)

Горная местность вблизи пгт. Ордженикидзе, АР Крым, Россия

Координаты:

Широта: 45°0′18.62″N (45.005172)

Долгота: 35°20′38.52″E (35.344032)

ind7

Если брать без учета бездорожья, то:

Планы на будущее: