ДонНТУ   Портал магистров
Музыка в нашей жизни

Я очень люблю музыку и слушаю ее почти постоянно. Она повышает мне настроение, помогает отгородиться от каких-то проблем и неурядиц, просто почувствовать красоту жизни, радость от того, что я живу, дышу воздухом, могу слышать, и видеть, и чувствовать.

Несмотря на разносторонние взгляды, все мы любим и ценим музыку за ее благотворное влияние. И как бывает приятно наблюдать, как музыка объединяет людей самых разных убеждений, возраста и национальности. Как заметил один классик, музыка не знает границ. И еще одна черта отличает этот вид творчества – музыка всегда и всем доступна.

Музыка, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Она является одним из наиболее вдохновенных форм искусства, которая своим ритмом, мелодией, а также гармонией и разнообразием звуков и музыкальных интонаций передает всю гамму чувств, мироощущений и настроений. Сила музыки состоит в том, что она, минуя разум, пробивается к сердцу, проникает в душу и подсознание, создавая настроение человека. В соответствии со своим содержанием, музыка может вызывать как возвышенные и благородные чувства, так и чувство агрессии и ярости.

Веками музыка была, есть и будет той объединяющей силой, которая способна заставить человека отвлечься от будничной серости, заглянуть в себя, осмотреться вокруг.

В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас.

Древнегреческие рукописи гласят: Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души.

Музыка ранее была отражением эпохи. Слова, которые хотели услышать все, сливались с определенным ритмом и отражались в песне. В некоторых песнях звучала пропаганда, а в других – протест, одни были наполнены любовью, а вторые – печалью и недовольством. И каждый для себя определял, что ему интересно в данный момент. При этом одни мелодии звучали везде, а другие, чтобы послушать, доводилось искать.

О том, что музыкальные инструменты, а значит и зачатки музыки появились в древние времена, свидетельствуют многие факты, подкрепленные археологами. У древних людей главным элементом первобытной музыки был ритм.

Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.

Сквозь века и тысячелетия египетский народ пронес свою древнюю культуру. Многого достиг он и в музыке. Влияние христианского церковного мелоса не могло не коснуться их искусства. В дальнейшем же арабское завоевание привело к тому, что вместе с мусульманской религией повсюду распространились в Египте арабские напевы с их своеобразным четвертитонным строением и роскошной орнаментикой.

С Римом связал свое творчество знаменитый греческий певец-виртуоз Мезомед (2в н.э), создатель прекрасных гимнов. Замечательный поэт и мыслитель-материалист Тит Лукреций Кар в поэме О природе вещей предпринял смелую и плодотворную попытку исследовать, с точки зрения эпикурейской философии, природу музыкального звука и объяснить происхождение музыки повседневными нуждами людей.

Христианская музыкальная культура распространялась вместе с христианством с Востока, из эллинистической Иудеи. Истоки ранне-христианского музыкального искусства уходят к древнееврейской, синагогальной псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.

В истории средневековой культуры первые века нового тысячелетия более содержательны, более богаты событиями, чем весь предшествующий длительный период. В области музыкальной культуры происходят большие исторические сдвиги. Можно говорить не только о большом обогащении духовного искусства, о быстро растущих его «антигрегорианских» тенденциях, но и о первых очагах местной светской музыкальной культуры, о зарождении светской музыкальной лирики на местных языках.

В области музыкального искусства прогрессивное значение Ренессанса огромно, ибо он был временем первого расцвета культуры в Западной Европе. В итоге Ренессанса сложился новый музыкальный стиль, зародились инструментальные жанры, возникла опера, были сделаны большие завоевания музыкально-теоретической мысли.

Ранний Ренессанс во Франции и Италии ознаменовался своеобразным движением Ars NOVA (Новое искусство): это была пора раннего расцвета светской вокальной лирики, новых вокальных жанров в быту и новой трактовки церковного искусства. Генрих Лорис из Глариса (1488-1563), называвший себя Глареаном, полагая, что борется против искажения церковных ладов, выделил в ладовой системе мажор и минор, подчеркнув при этом их особую популярность. Основная и известнейшая работа Г. носит название Dodecachordon (1547г.) – по установленному им числу ладов (12). К прежним 8 церковным ладам Г. присоединяет еще 2 автентических – ионийский (до – до) и эолийский (ля –ля) с их плагальными.

Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера». Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты. Позже он развивается в итальянской «комедии масок». А в 17 веке появляются комическая опера и водевиль. Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа [1].

Когда учёные провели исследования, они выяснили, что музыка великих гениев, творивших в классическом жанре, таких как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Григ и других, оказывает чудодейственное влияние на человека. Музыка Моцарта способна актвизировать мозговую деятельность человека.

Каждый меломан в поисках интересной музыки разрабатывает для себя собственную стратегию и критерии поиска музыки. Учитывая нынешние реалии, дело это часто нелегкое и кропотливое.

Музыка современная дает своим слушателям возможность наслаждаться разнообразными мелодиями. В ней уже нет запретов и ограничений. Но, как и прежде музыка современная имеет свои ответвления и направления, которых придерживаются музыканты и композиторы, слушатели и продюсеры. Происходит только своеобразная переоценка и смешение. Даже классика уже звучит иначе. Современная музыка полностью исключает какую-либо цензуру, наложение запретов и ограничений на ее прослушивание. Сегодня даже классика звучит по-другому.

Современная музыка сейчас находится в удивительном состоянии. И дело не в том, что практически все когда-либо записанное есть в сети и зарабатывать музыкой могут далеко не все, кто выпускают альбомы.

Бывает так, что музыкальные предпочтения закладываются в раннем детстве, а иногда музыкальные пристрастия могут меняться на протяжении всей жизни. Ведь многое в жизни зависит не только от нас и наших личных мироощущений, но и от того окружения, которое воздействует, порой, на наше отношение к жизни в целом и к музыке в частности. Не следует забывать и про влияние на наши вкусы такого понятия как «мода». Во все времена мажорные лейблы не просто влияли на вкусы слушателя, а навязывали выгодных им исполнителей. Стоило выстрелить условным Nirvana, как тут же появлялась целая партия групп (Alice in chains, Pearl jam, Soundgarden), удачно подходящих или подгонявшихся под сиюминутную моду, создавая себе (выражаясь спортивным термином) численное преимущество.

Музыка так разнообразна, что порой очень сложно дать правильное направление той или иной композиции.

Все люди любых возрастов слушают и любят музыку, но не всю. Одни слушают только попсу, а все остальные направления на дух не переносят. А люди, слушающие рок или рэп, не переносят попсу и шансон. А есть люди, которые не понимают современных музыкальных направлений, и поэтому слушают ретро, народные песни либо классическую музыку.

Представителям разных музыкальных направлений, а значит и культур не понять представителей других направлений, так же как и представителям других религий.

Какие же направления музыки существуют? И какие у них особенности?

Направления музыки:

Классическая музыка:

Высокая музыка, музыка прошлого, музыка устоявшаяся веками, воспитавшая множество поколений музыкантов и композиторов, источник всех музыкальных стилей и форм, музыка – история. Музыка имеющая свою аудиторию в сотнях поколений, и сегодня не оставляет равнодушными немалое количество людей завораживая, волнуя, привлекая, возбуждая, позволяя чувствовать услышанное. Классической, принято считать музыку XVIII – XIX веков, период классицизма, хотя к классикам относятся, музыкальные изобретатели, И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Гендель композиторы XVII – XVIII веков. История классической музыки затрагивает такие эпохи как: Средневековье, Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм, ХХ век и наше время, современная классическая музыка примерно с 1975 года.

Популярная музыка:

Это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать популярную музыку как жанр, как особое течение в человеческой культуре, то фактическая популярность не будет определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев - расчет на успех у массового слушателя.

Диско:

Музыкальный стиль с ритмом в 100-140 ударов в минуту. Возникший вначале 70-х в USA, истоками данного стиля стали фанк, соул, рок-н-ролл, поп музыка, латиноамериканская музыка. Диско – это стиль целого поколения, стиль не только музыкальный, но и образ жизни, мыслей, ценностей, моды. Примерно в тоже время стиль диско зарождается в Европе, только по звучанию он ближе к поп музыке, в то время как американское диско сходно с фанком и соул музыкай.

Техно (Techno):

Термин техно используется для большого количества видов электронной музыки. Особый, нетанцевальный аспект может быть найден в отдельном направлении техно - эмбиент, на треках лейбла WARP. Другой вид многих стилей -детройтское техно. Подобно хаусу, оригинальное техно характерно четырьмя четвертями 1 2 3 4. Минимальное техно -просто ритм и чуть-чуть звука. Техно - крайность танцевальной музыки, которая имеет те же самые ритмические основы, что и другие виды хауса, но использует более интенсивный синтезаторные сэмплы. Существует множество вариаций на эту тему. Тяжелые версии, известные как рэйв и транс, более быстрые версии - габба (Голландский жанр).

Джаз (Jazz):

Смешение европейской и африканской музыкальной культуры, смело можно считать причиной рождения такого музыкального стиля. Отличительными чертами джазовой музыки являются бит — регулярная ритмическая пульсация и свинг — раскачивание. В джазовой музыке прослеживалось общение, повествование одного инструмента, выражение своего мнения по этому поводу другого, вопрос следующего участника этого разговора и ответы его собеседников.

Даб (dub):

Музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии.

Хаус (House):

В середине 80-х в Чикаго возник новый вид танцевальной музыки - хаус. Название происходит от клуба Warehouse (склад). Именно там чикагские диджеи впервые попробовали микшировать синглы группы Kraftwerk со звуком кардинально нового для того времени устройства под названием драм-машина. Они обращались к традициям андеграунда и лучшие современные треки все еще звучат несколько андеграундно, возможно также из-за качества записи. Корни этой музыки - диско. Характерным является ритм дискотеки, свинговое звучание, заводные мелодии и общее настроение радости и веселья. Одним словом - музыка для счастливых.

Гараж (Garage):

В то время как чикагские ди-джеи экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские ди-джеи в стенах клуба Paradise Garage под руководством Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танцполе хаусу направление - гараж /Garage/ (по названию клуба). Большой вклад в дело строительства гаража внесли также музыканты из Нью-Джерси. На дворе стояла середина восьмидесятых. Что такое гараж - это прежде всего вокал в духе соул, а затем бит. Гараж - это глубокая клубная музыка с корнями в ритм-н-блюзе.

Дип Хаус (Deep House):

Глубокий хаус - стиль, появившийся на стыке старого чикагского хауса и госпела. Переполнен мелодиями, построенными на старых (и всеми любимых) аккордных прогрессиях, сыгранных призрачным звуком электрооргана. Дип Хаус - это прежде всего хаус, а уж потом - глубокое звучание инструментов.

Эйсид Хаус (Acid House):

Второе чикагское поколение экспериментировало с более психоделическим звуком несколько ускоренного синтезатора Roland TB303. Этот инструмент является культовым, именно ему эйсид хаус обязан своим необыкновенно теплым, "фанковым" звучанием. Эйсид-хаус - это поп-музыка будущего, быстрая, по-настоящему резкая и радостная. Отличается от других хаусов более высоким темпом и отсутствием вокала. В самом конце восьмидесятых этот стиль уходит в глубокий андеграунд, чтобы создать новые стили - очень-очень быстрый хардкор, дип эйсид, усыпляющий сознание (но не ноги) транс и габбу - очень-очень-очень быструю производную хардкора (за 200 ударов в минуту).

Транс (Trance):

Это нечто среднее между амбиентом и эйсид-хаусом. Транс значительно безопаснее для барабанных перепонок, чем любое техно, но под него можно отлично танцевать. Цель этой музыки - перенести тебя в другие миры посредством движения. Пластичный и четкий, очень "космический", транс редко преодолевает отметку 150 ударов в минуту.

Регги (reggae):

Являясь зачастую общим наименованием для всей ямайской музыки, впервые возник в 1968 году. Изначально реггей характеризовался ритмом уан-дроп, отбивающей чётные доли ритмгитарой и клавишным бульканьем - баблингом. В народе реггей часто ассоциируется с религией Растафари, что не совсем верно. Сейчас не менее трети реггей-песен содержат растафарианскую тематику, однако же называть реггей религиозной музыкой - некорректно и неверно.

Прогрессив (Progressive):

Прогрессив - это разновидность хауса. Полное название - Progressive House. Появилась эта музыка в последние годы. Характеризуется наличием симпатичной заводной мелодии и стабильным битом в 120 - 130 bpm. Почему прогрессивный - не знает никто, просто так один из музыкальных журналов попытался выделить это звучание. Вероятно, прогрессивность заключается в возврате к традициям стабильного бита и мелодичности хауса. Как бы то ни было прогрессив сегодня, наверное, самая популярная у нас на танцполе музыка, впрочем, и самая коммерческая.

Детройтское техно (Detroit Techno):

Около 1987 года в Детройте - городе Motown и P-funk -были созданы футуристические направления музыки. DJ играли свою собственную музыку в клубах. Тогда это была различная музыка; теперь она звучит похоже. Эксперты говорят, что это - сплав американского P-funk и европейской синтезаторной музыки (New Order и Kraftwerk). Фирменным ингредиентом детройтского техно является "голый" фанковый звук аналогового синтезатора, и, что самое главное, ухающий, долбящий ритм. Никаких вокальных партий и подпевок. Однако, революционная вещь в детройтском техно - это наложение ритмов, почти полиморфическое детройткое техно - более простая музыка и часто использует трети вместо четвертей.

Хардкор (Hardcore):

Это страшной скорости музыка. Удары молотком по голове со скоростью от 150 до 220 ударов в минуту. Знатоки говорят, что если слушать такую музыку достаточно долго, возникает ощущение, что мир превратился в огромную бензопилу. Хардкор - это просто ускорение техно плюс фрагменты известных песен, которые в результате звучат так, будто кто-то переключил скорость проигрывателя с 33-х на 45 оборотов в минуту.

Трип-хоп (Trip-hop):

Трип-хоп относится к нетанцевальной электронной музыке - во время основания этого стиля (1994) люди называли его танцем на стуле. Очень медленная, порой депрессивная музыка, ломанный ритм и весьма мрачные тексты – так звучит группа Portishead, слушая которую легче всего получить представление об этом стиле.

Хип-хоп музыка :

Это направление включает в себя несколько музыкальных направлений, самые известные из которых рэп и R’n’B. Как субкультура она включает в себя также брейк-данс и граффити. В нашем мире музыка – это то без чего нельзя обойтись. Это инструмент, который не только сближает людей, но и дает им силы, энергию и жизнь. Музыка помогает свободно общаться между народами разной национальности. Именно поэтому, какой бы она не была, музыка – одно из неповторимых изобретений человечества.

Бристоль саунд (Bristol Sound):

Специальное упоминания заслуживает трип-хоп из Бристоля: Massive Attack, Portishead и Tricky. Massive Attack были первыми в трип-хопе в 1991 году: замедленный бит, основанный на хип-хопе, комбинированным с рэгги и отличным звучанием. Популярным хитом была Unfinished Sympathy от Massive Attack.

Биг-бит / Танец Сирен (Big beats / Siren Dance):

Общая вещь этой музыки - специальное использование электроники, которая создает типичный звук. И очень тяжелый. Звучание Jimi Hendrix, подобное сирене, объединенное с тяжелым брейк-битом. Это комбинация фанка хип-хопа, мощи рока и свинга хауса. Лучше танцевать чем слушать.

Химический бит (Chemical beats):

Вы слышите мощную басовую линию, отличную и от техно и от джангла, и брейк-бит 1 2 33 4 с акцентом на первом хлопке. Этот бит толкает вас к танцу; просто слушать надо что-то другое. Ритмы - более или менее трип-хоповые в использовании брейк-бита, происходящего из хип-хопа, James Brown и Meat Beat Manifesto. Этот трек - отправная точка нового жанра.

Джангл / Драм-н-басс (Jungle / Drum'n'bass) :

Ошеломляюще быстрая музыка с жутко сложным ритмом и сильно искореженной линией басовых инструментов. Эта музыка построена на ритме, а самый сложный ритм, как известно, водится в Африке. Джангл появился в Лондоне. Он также называется драм-н-бассом, потому что барабан и бас очень характерны для этой музыке. Барабан и бас вообще часто используется в танцевальной музыке, роке и поп-музыке. Также имеется третий элемент, которыйявляется характерным для драм-н-баса - это струнные.

Эмбиент (Ambient) :

По-английски это слово значит нечто вроде "омывающий, обтекающий со всех сторон". Эмбиентная музыка сродни усыпляющему газу. Тихий шелест, писки, вздохи, гудки далеких тепловозов и взмахи крыльев летучих мышей. Никаких барабанов и пения. Это электронная экспериментальная музыка, идеальна для прослушивания дома.

Габба (Gabber) :

Габба – это музыкальный стиль, ставший очень популярным в последние пять лет в Голландии. С глубоким басом, ухающем в очень большом темпе, очень частые хлопки и повторяющиеся сэмплы. Это одна из самых быстрых музык в мире на сегодня (более 200bpm). Множество людей приходит на грандиозные вечеринки насладиться музыкой и встретиться с другими любителями габбы, и не только в Голландии. Крупнейший организатор "ID&T" проводит ежегодно множество габба-акций в Западной Европе.

Думаю, что музыкальные пристрастия могут очень многое сказать о человеке, о его характере, воспитании и мировоззрении [2].

Список литературы

  1. История Музыки [Электронный ресурс].– Режим доступа: История Музыки
  2. Стили музыки, какие бывают направления (стили) музыки [Электронный ресурс].– Режим доступа: Стили музыки