ДонНТУ Портал магистров

Велотуризм – увлечение или стиль жизни

Почему я увлекаюсь велотуризмом

Темой моего индивидуального раздела является велотуризм. В последнее время этот вид активного отдыха приобретает всю большую популярность в нашей стране. Езда на велосипеде очень расслабляет. Также велосипед очень хорошее антистрессовое средство. Независимо от того, для удовольствия Вы катаетесь или едете по делам, Вы почувствуете себя энергично и весело. Велосипед – это транспорт для любого возраста. Я начал увлекаться этим активным видом отдыха еще в школе. К велопутешествиям можно одинаково отнести как короткие однодневные маршруты по пригороду, так и очень сложные многодневные походы. Самыми массовыми велопоходами являются однодневные походы. Иначе их называют походы выходного дня. Велосипедный спорт способствует развитию и совершенствованию основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости и ловкости. Велотуризм – это вид активного отдыха и времяпровождения. Чтобы отправляться в велотуры и дальние поездки нужна хорошая подготовка, как вашего тела так и вашего железного коня. Велосипед является незаменимым средством сохранения и укрепления здоровья.

Классификация и разновидность велосипедов, выбор снаряжения

Так с чего же начать свои велопутешествия? Как уже отмечалось, для приобщения к велотуризму вовсе не обязательно вступать в специализированный клуб,хотя и желательно. Тем более, если вы не собираетесь заниматься серьезными многодневными велопутешествиями, а хотите лишь попробовать себя в однодневках. Для начала вполне достаточно вашего желания и, конечно, же наличия велосипеда.

В настоящее время купить велосипед – это не проблема. Проблема – выбрать подходящий из широчайшего ассортимента представленных на современном рынке моделей. Наиболее подхоящим велоспедом для велопутешествий являются горные велосипеды. Так как они позволяют эффективно перемещаться как по асфалту, так и по грунтовке, лесам и пересеченной местности, ведь путь велопутешественика не всегда проходит по идеальному дорожному полотну.

Горные велосипеды

Кросс-кантри – это самый легкий представитель горных велосипедов, весовой диапазон – от 9 до 13 кг. Предназначен он для гонок по пересеченной местности. Он считается универсалом.

По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации (уже большая редкость), хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесочные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской.

По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, бэккантри, кросскантри, фристайла, дёрта, стрита и обычные горные велосипеды – байки общего назначения.

Кросс-кантрийный велосипед имеет заниженную (по сравнению с шоссейными) верхнюю трубу рамы, благодаря чему неожиданный соскок становится более безопасным. Седло устанавливается на такую высоту, чтобы ноги были немного согнуты для лучшей амортизации (не седлом) при движении по пересеченной местности. Хардтейл одноподвесный

Хардтейл — модели данного вида, как правило обладают прочной и лёгкой рамой с переменной толщиной стенок (баттингом), что увеличивает прочность, навесным оборудованием высокого уровня, короткоходными амортизационными вилками с блокировкой, что позволяет не прилагать лишние усилия при движении по относительно ровной дороге и, в большинстве случаев, дисковыми тормозами. Посадка на таком велосипеде более низкая, чем на предыдущих видах. И на таком велосипеде уж точно нет мягкого сидения и корзины для продуктов. Данные велосипеды созданы максимально удобными для того, чтобы велосипедист максимально быстро передвигался по пересечённой местности, штурмовал подъемы и съезжал со спусков. В целом, данный класс велосипедов можно посоветовать велолюбителям, которые любят и покататься по городу и погонять по пересечённой местности.

Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не очень часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании [1].

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Шоссейный велосипед

Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе бараньими рогами. Хотя, есть и модификации с прямым рулем, но это редкость. Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или композитные материалы. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда заведомо меньше 10 кг.

Колеса 27'' (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются клинчерные шины высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9 - 11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого 18-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. Тормоза клещевого типа.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность: плохо для города. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.

Кроме традиционных шоссейников существуют специализированные модели для велокросса (циклокросса) и триатлона.

Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)

Городской велосипед

Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.

Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная или алюминиевая рама, жесткая, а иногда и амортизационная, вилка, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.

Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов диваном, может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде [3].

Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до восьми). Городские велосипеды с одной передачей (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей single speed или coaster brake) почти вышли из употребления.

К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытяутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка очень высокая или даже с наклоном назад, опираясь на спинку. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под мотоциклы.

Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг и не предназначены для высоких нагрузок.

Гибрид (Hybrid)

Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.

Гибридный велосипед

Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из алюминиевых труб или карбона в топовых моделях. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. Большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 50-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары все крепежные точки присутствуют.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28'', 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло обычно пошире, иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специальным.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился.

Это лишь малая часть великого множества и разнообразия велосипедов. Для велопрогулок и велопутешествий наиболее подходящим классом будет хардтейл или гибрид. А выбор конкретной модели будет зависить от личных предпочтений и цены.

Снаряжение

С собой весьма рекомендуется брать:
1) Теплую одежду и накидку на случай дождя;
2) Ремкомплект для велосипеда;
3) Свет и светоотражатели.

Что касается снаряжения. То здесь все зависит от личных предпочтений, но самое важное и обязательное в велопоходах это ремонтынй комплект(запасная камера, латки, ключи), фонарь задний, фонарь передний, светоотражающие элементы на велосипеде. Различные сумки, бордачки и другие акссесуары это личная прерогатива каждого [2].

История появления велотуризма

Велотуризм – технический вид туризма (спорта), и потому его развитие неразрывно связано с историей развития велосипеда. Только при достижении определенной степени совершенства велосипед стал подлинно массовым средством передвижения. Приятно напомнить, что история велосипеда начинается с отечественного изобретения уральского крепостного Артамонова, который в 1801 году на своем двухколесном самокате проехал от Верхотурья до Петербурга. Изобретение русского самоучки вызвало интерес, но вскоре было забыто, а за границей о нем так и не узнали. И когда в 1817 году немецкий механик Карл фон Драйз с неожиданной дотоле скоростью (в 2 раза быстрее почтовой кареты) преодолел расстояние между Карлсруэ и Келем, его странная машина для быстрого бега (названная им велосипедом) стала настоящей сенсацией.

Велосипед Драйза не имел педалей. Впервые они, сначала на переднем колесе, появились лишь в середине прошлого века, и с тех пор конструкция велосипеда начала быстро совершенствоваться: переднее, ведущее, колесо достигло роста человека (диаметр 160 см), а заднее, поддерживающее, оказалось в 4 раза меньше – наступила эра пауков, как окрестили эти крайне неустойчивые и часто опрокидывающиеся машины. Тем не менее скорость езды на них удалось поднять до 25&nbasp;км/ч. Первых велосипедистов отчаянно трясло: колеса в лучшем случае были обтянуты кожей, пропитанной дегтем. На старинных костотрясах, которые обычно пылятся в музеях... соревнования проводятся и поныне, правда на короткие дистанции. Длительный же 24-часовой велопробег, проведенный недавно в ФРГ, выдержал только один человек (Советский спорт, 1987, 23 сентября). Не спасли положение и литые резиновые шины, впервые появившиеся в 1865 году [5].

Изобретатели принялись облегчать велосипед и объявили войну трению. Именно для велосипеда был сделан первый шарикоподшипник, в котором шатунный вал и оси колес не скользили, а катились внутри втулок. Ход колес стал легчайшим. Резко возросли скорости.

Оставалось сделать велосипед безопасным: снизить его высоту и при этом не потерять скорость. Это удалось в 1884 году, с вводом всем известной цепной передачи. Цепь вела маленькую зубчатку заднего колеса, за один оборот педалей заднее колесо делало несколько оборотов. Появилась возможность уменьшить диаметр велосипедных колес.

Так в 1886 году появился знаменитый стальной конь Ровер сэфти с примерно равным диаметром колес, который можно считать если не прототипом, то пионером, проложившим дорогу для безопасных велосипедов и быстро вытеснившим больших пауков. Популярность велосипеда росла. Но над ним по-прежнему тяготела обидная кличка костотряс. Не оправдали надежд и дутые шины. И лишь изобретение пневматических шин (автор — англичанин Дэнлоп, 1888 г.) резко снизило тряску и превратило поездку на велосипеде в приятную прогулку.

С рождением новой, безопасной модели велосипедов, стал развиваться велотур. В 1896 году, человек по имени Джон Фостер Фрейзер и двое его друзей отправились в путешествие из Великобритании по всему миру. Они проехали 19 237 миль. Их путешествие пролегало через семнадцать стран и три континента. В результате их поездка продлилась 2 года и 2 месяца.

В других частях Европы мода на занятия велосипедными поездками не утихала, а лишь возрастала. Современный велотур выглядит несколько иначе, чем это было в 19 веке. Современный велосипедист оснащен множествами техническими приборами, которые помогают ему в пути. Существует множество высокотехнологических карт и устройств связи. Но, по сути, велотур остался таким же, каким и был с самого начала. Велосипедисту просто необходим велосипед, педали и определенный маршрут [4].

Велотуризм в Украине

Горное озеро

Велосипедный туризм в Украине получил известность благодаря популяризации самого велосипеда как экологического и очень удобного вида транспорта. Тем более, если не учитывать стоимость самого велосипеда, то это один из самых доступных на сегодняшнее время видов туризма. Но какие бы велики ни были преимущества, велосипедный туризм в Украине не получил бы такой популярности не будь украинские степи, горы и леса такими благоприятными для этого вида отдыха .

И действительно, в Украине много достопримечательностей как природных, так и рукотворных, которые запросто можно посетить верхом на своем двухколесном друге. Берем самое необходимое в дороге, вкладываем в велорюкзак и вперед - нас ждут музеи Винницкой области, архитектура Киевской, Шацкие озера на Волыни, величественные замки Закарпатской области и многое другое. Все невозможно перечислить. Куда бы ни отправился велотурист – везде его ждут удивительные и прекрасные уголки Украины. Причем найдется что посмотреть туристам, которые предпочитают более цивилизованном велотура, и настоящим экстремалам, которые не желают слушать не о блага цивилизации.

Вид на Ай - Петри

Крымский полуостров – уникальное место для велотуризма. Разнообразные горные маршруты будут интересны любителям горного велосипеда. Окрестности городов Ялты, Симферополя и Алушты с дорогами средней степени сложности предоставят велосипедисту – путешественнику неповторимые красоты здешней природы и множество исторических памятников архитектуры. Кто любит более экстремальные путешествия - прямая дорога к южному побережью с множеством сложных маршрутов и больших перепадов высот. Наиболее сложные трассы на Ангарском перевале ( 758 м), плато Ай – Петри ( 1234 м. ), спуск в сторону Большого крымского каньона. Красотой и привлекательностью манит побережье Тарканхута и Керченского полуострова. Наличие в Крыму велосипедных дорог различной сложности, привлекают туристов всех возрастов и подготовленности. Закат в Карпатах

Карпаты могут предложить велотуристам наиболее сложные маршруты. Здесь в основном песчано – гравийные дороги – их состояние и сложность сильно зависит от времени года. Весной, когда тает снег или осенью при обильных осадках карпатские дороги превращаются в очень сложные, практически непроходимые участки маршрутов. Однако поздней весной, летом или ранней осенью в Карпатах может насладиться от велопутешествия даже начинающий велосипедист.

Закарпатья и Центр Украины привлекательные достаточно хорошими дорогами и наличием множества красивых исторических памятников архитектуры. Можно организовать многодневную скоростную велопутешествие и объехать все Закарпатье или большую часть Центра Украины. Например, велосипедный маршрут из Киева во Львов через Житомирскую, Хмельницкую, Тернопольскую области существенно расширит кругозор туриста в области истории страны и будет насыщен богатством и разнообразием здешней природы. Веломаршрут между Ужгородом и Мукачево с посещением многочисленных природных пещер будет полезен и любителям старины, и почитателям дикой природы.

В украинском велосипедного туризма большое будущее благодаря неисчерпаемым природным и историческим достопримечательностям [6].

Велосипед и я

На Карловском водохранилище

Для меня велосипед – это отдых душой и телом. Путешествуя на велосипеде, вы замечаете многое, что могли упустить из виду, когда проезжаете это же место на машине. Так же велотуризм дает возможность посетить те места, которые не доступны для проезда на автомобиле или находятся в большой отдаленности для пешего похода.Для меня нет ничего лучше чем отправится ввыходной день прокатится по пересеченной местности на несколько десятков километров.

Мой велосиед

Я не могу назвать себя профессионалом этого вида отдыха, но и любителем я себя тоже не считаю. Я могу с легкостью преодолеть дистанцию в 100 - 150 км по пересеченной местности, остановиться на ночлег и продолжить движение на следующий день. Кажется, что расстояние в 100 км не значительно, но это не автомобиль, здесь у вас нет педали газа. Здесь вы рассчитываете только на свои силы, выносливость и свои ноги. Это одна из причин по которой мне нравится путешествовать на велосипед – ты сам себе бросаешь вызов.

Вторая причина почему я люблю велотуризм – это окружающая красота, которую мы часто не замечаем.Могу часами сидеть и строить маршруты на карте так чтобы посетить как можно больше живописных мест. Очень сильно я люблю закаты, подняться на своем байке на холм, положить его рядом и уставшим, но очень довольным о проделанном пути, наблюдать закат. Это одно из лучших ощущений в жизни и этого не передать словами пока вы сами не попробуете.

Список источников

  1. 5 преимуществ велосипеда.
  2. Полезные советы и рекомендации начинающим велосипедистам перед началом активного велосезона.
  3. Типы современных велосипедов (классификация).
  4. История развития велотуров.
  5. История велотуризма начиная с изобретения велосипеда.
  6. Велотуризм в Україні.