Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

 

1. Актуальность темы

Актуальность данной темы исследования обусловлена определением новых культурных и социальных условий развития общества. В современном мире, мы являемся свидетелями, во–первых, позитивных и негативных процессов в следствие глобализации, которые в свою очередь оказывают влияние на идентификацию общества, культуру, традиционные ценности. Во–вторых, присутствует стремительный поиск и закрепление новой идентичности, (напр. религиозная, национальная идентичность), появление новых религиозных движений (НРД), свобода выбора религиозной принадлежности, обращение к проблемам религиозной веры, религиозного опыта [15]. Однако, необходимо  отметить, что на ряду с такими либеральными ценностями как толерантность, свобода совести, свобода выбора и убеждений, присутствуют негативные категории как фанатизм, религиозная нетерпимость к другим вероисповеданиям, религиозная ксенофобия, фундаментализм, которые оказывают влияние на экстремизм, религиозную конфронтацию, агрессию верующих. Зачастую именно в религиозной вере ищут основы для процветания и невозможности устранить данные негативные стороны развития общества [7]. Эти обстоятельства  и приводят нас к вопросу феномена, сущности религиозной веры, поскольку она является центральным звеном любой религиозной системы, неотъемлемым элементом жизни человека, парадигмой его мышления.

Проблема. Исследование феномена религиозной веры: его сущности, функций, проявления, места и роли в жизни общества и человека чрезвычайно  актуальная проблема. Исследуются онтологические, психологические, социальные, культурологические основания веры [4]. Однако всестороннего исследования религиозной веры как элемента религиозного мировозрения, включающего все аспекты веры как религиозного феномена, выявляющего критерии, ее сущностную характеристику в современных исследованиях практически не разработано. Именно поэтому, автор магистерской работы поставил перед собой цель исследовать категориальный аппарат веры, сущностные характеристики, функции, место и роль религиозной веры в жизни современного человека, ее проявления, проблема интеграции и самоидентификации личности в общество является в XXI веке своевременным и актуальным.

2. Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе философско–религиоведческого исследования рассмотреть религиозную веру в гумманитарном знании как экзистенциальный и социокультурный феномен.
Для достижения намеченной цели определены следующие задачи исследования:

Объектом исследования является феномен веры и религиозная личность, как источник изучения ценностно-смысловых ориентаций в контексте религиозной веры.

Предметом исследования является природа религиозной веры как элемент религиозного мировоззрения, а именно: сущность, функции и проявления.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляет комплексное соединение религиоведческого, религиозно–философкого, богословского, теологического знания, представляющего основание для многостороннего и целостного анализа изучаемого феномена. Среди которых компаративный метод, аналитический метод, герменевтический и системно–структурный методы, психологический и социокультурные подходы.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что исследование данной темы позволит расширить современное представление о феномене религиозной веры, как элемента религиозного мировоззрения, выделить критерии, функции, сущностные характеристики и ее психологическое и социокультурное измерение.

3. Обзор исследований и разработок

Проблеме феномена религиозной веры посвящено большое количество православних богословов: В.В. Зеньковский, прот. В. Свешников, М.М. Тареев, о. С. Булгаков, архиеп. Гермоген. Среди русских религиозных философов, занимавшимися вопросами религиозной веры отметим И.А. Ильина [5], А.С. Хомякова, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Л.Н. Толстого.

В западной социологической и философской традиции вопросом религиозной веры занимались: М. Хайдеггер, Б. Бубер, К. Ясперс, Э. Фромм, М. Вебер, Г. Зиммель [3], Р. Отто, Р. Белла, С. Кьеркегор, Дж. Ранцо. Попытками концептуализации веры как межрелигиозного феномена занимались К. Сейер и У.К. Смит.

Современные российские исследователи религиоведы и социологи И.Н. Яблоков, М.М. Шахнович, С.Д. Лебедева, В.И. Гараджа [1], М.И. Данилов, Ф.Г. Овсиенко в своих трудах затрагивают вопросы религиозности, веры, религиозной мобильности, религиозного опыта.

Психологические аспекты веры затрагиваются в работах В.П. Фетисова, Р.А. Ивановой, И.С. Андреевой, В.Н. Тростниковой, В.Н. Назарова, С. Неллина, Л.А. Мишкевича. Вопрос веры и души освящен в работах Д.В. Пивоварова. Одним из подходов в изучении веры, было исследование стадий веры представителями структурных теорий, наиболее разработанная теория предстает в трудах Р. Голдмана.

Исследования, посвященные частным и общим проблемам феномена веры отражены в работах А.Н. Демидова, К.В. Костиковой, Е.В. Соловьева, Е.Ю. Базаровой. Проблема веры и  самоидентификации посвящены труды А.И. Шафарстова.

Проблема веры рассматривалась представителями функционального подхода Д. Капс, Л. Шеррил, Дж. Глизон. Рассмотрением элемента веры занимались психологи У. Джемс, Ю. Макселон, В. Гай. Сведение веры к эмоции и понимание ее как психоза, встречается в трудах З. Фрейда, Дж. Пратта. Среди отечественных психологов, занимавшимися изучением феномена веры, можно выделить В. Р. Букина, Д. М. Угриновича [19], П.Н. Шихирева, Р. М. Грановскую, А. И. Юрьева, А. К. Козырева, К. К. Платонова и др.

4. Основное содержание работы

Вера – это основа религии, без которой она невозможна. Можно дать следующее определение понятию. Вера – это психическое состояние человека, основанное на полном признании и принятии какого–либо утверждения без достаточных обоснований.

Необходимо отметить, что говоря о феномене религиозной веры, нужно различать веру религиозную и веру нерелигиозную [2]. Основным признаком религиозной веры является непоколебимое убеждение индивида или группы людей в существовании сверхъестественного, в отличие от нерелигиозной веры, которая лишена этого признака.

<Библия как источник православия

Рисунок 1 – Библия как источник православия

Главными особенностями веры являются:


– предельная индивидуальность, любая религия подразумевает наличие организационной структуры, выступающая в роли посредника между Богом и человеком;

– личное отношение к предмету веры (любая разновидность сверхъестественного) потому, что верующий, подсознательно, дает ему положительную оценку, считает соответствующим системе норм ценностей, которую он разделяет [17];

– эмоционально–чувственный характер.

Рассматривая феномен веры с научной точки зрения, определяется, что она построена на психологических основаниях [13] . К числу таких оснований можно отнести:

– чувства и эмоции – выделяются как положительные (надежда, любовь), так и негативные (страх перед неизвестностью);

– воля – поскольку религиозная вера предполагает осознанную концентрацию психической жизни человека на чувствах и религиозных образах;

– воображение – благодаря данному психологическому основанию, расплывчатое и абстрактное понятие «сверхъестественного» приобретает в понимании обычного человека конкретные образы ангелов, богов, Богоматери, бесов и т.д.

Итак, вопросу феномена религиозной веры посвящены такие отрасли гуманитарного знания как: социология, философия, богословие, психология, религиоведение. Обращаясь к данному феномену человеческой личности, исследователи выявляли и характеризовали отдельные элементы и черты своего поля исследования. Конечно, религиозная вера имеет свою актуализацию, цель и интерес. Неотъемлемыми в ней являются носитель веры (сам человек, как религиозная личность), направленный на трансцендентное [22]. Можно сделать вывод, что феномен религиозной веры предстает как экзистенциальный, связанный с системой ценностей и ментальностью общества и человека. Рассматривая данный феномен, можно выделить трансляционную, интегрирующую и репрезентативную функции веры.

Религиозные символы веры


Рисунок 2 – Религиозные символы веры
(анимация: 3 кадра, 3 цикла повторения, 110 килобайт)

Подходы в изучении феномена религиозной веры:


  1. Подход отождествления заключается в отождествлении веры с вероучением, религиозным опытом, религиозностью. Это относится к православному богословию, социологии религии, протестантской и католической теологии, религиозной философии [10]. Представители, стоящие на позиции данной точки зрения на веру: Дж. Биффи, митрополит Вениамин, святитель Феофан Затворник, П. Гибер, И.А. Ильин и др.;
  2. Психоэмоциональный компонент, как главный элемент веры, в большинстве случаев, подобное сведение к аффекту, эмоции, неврозу, не имеют рационального обоснования. (К. Г. Юнг, Дж. Фелтон, З. Фрейд). У Т. Пенелхэма, видно соединение рационального и аффективного элементов в понимании феномена веры, а также, у которого вера выражается в полном доверии и понимает ее как «эмоцию». Он также считает, что вера не может основываться только на аффективных и волевых элементах, ее когнитивное ядро образуют религиозные верования относительно существования объекта доверия веры. Вопросом сведения веры к волевому акту личности, занимались Ф. Шлейермахер и Г. Геффдинг. Вера здесь предстает как особое состояние психики верующих субъектов, эмоциональное, ценностное отношение к предмету веры, волевой акт веры [3];
  3. Вера с точки зрения рациональных критериев. Здесь характерно разделение веры на научную (belief) и религиозную (faith). Обе опираются на факты, однако если научная вера базируется в рамках естественного мира, то религиозная – действует в области метафизического. Данная тенденция присутствует в социологии религии, психологии религии, в философии в целом;
  4. Вера – как особое состояние личности. Здесь вера понимается как эмоционально рациональный феномен. Ярким примером такого комплексного подхода к пониманию феномена религиозной веры можно считать концепцию веры Пауля Тиллиха [8]. Отдельно отметим тенденцию рассмотрения веры в психологии как дуалистического феномена. С одной стороны, данный феномен отражает трактовку разума, с другой — трактовка некоторых религиозных систем, в которых вера выступает центральной мировоззренческой аксиомой [18]. В контексте этой тенденции веру можно определить, как непосредственный, целостный акт свободного принятия трансцендентного и полагание через него определенной системы ценностей и идеалов в жизни человека и формирование мировоззрения;
  5. Динамика и экзистенциальность. В данной тенденции вера рассматривается в философии религии, теологии, социологии религии, психологии религии. В психологии динамика развития веры может приобретать вид религиозного созревания личности, которая имеет на протяжении своей жизни различные стадии религиозной веры (Дж.Фаулер, М. Уилкокс, Б. Пауэрс, Ш. Паркс). Необходимо отметить, что основным измерением динамики веры является сам человек как «религиозное существо и религиозная личность» [16]. Вера и человек неотделимы друг от друга;
  6. Парадигмальность, ментальность веры. Отдельно можно выделить понимание веры как парадигмы мышления, религиозной установки, концепции восприятия себя человеком и окружающего мира, мировоззренческой позиции человека;
  7. Нравственное следование к идеалу. В этике веру рассматривают как религиозно-этическую категорию. Рассмотрение веры в контексте данной тенденции важно не только для выявления нравственного элемента в вере, но и для более полного понимания механизма действия современного типа религиозной веры [9].
  8. Социокультурная реальность. Вера может рассматриваться как социокультурный религиозный феномен, как «внешняя социальная реальность» [11], как основание феномена религиозной мобильности в обществе, среди отдельных его групп, как «практическая вера» [1], часто берется в сравнении с толерантностью, плюрализмом, религиозным фундаментализмом, ментальностью общества в целом и т.д.

Данные тенденции характеризуют динамику развития современного общества и во многом определяют его дальнейшие пути. В результате секуляризационных процессов и их последствий человечество приходит к выводу, что знание, мораль, религиозность могут иметь и исключительно человеческое содержание, и любой аспект человеческой жизни может не основываться на идее божественного происхождения [14]. Тем самым сакральное утрачивает свой статус священного и трансформируется в профанное [12]. Оно «может быть описано как символ профанного, как особый способ представления человеческих ценностей, придающий им безусловную значимость (которой они в действительности не имеют, поскольку являются исторически или психологически обусловленными ценностями некоторой группы людей)» [20].  А сама вера в контексте смещения приоритетов в область мирского превращается в квазиверу.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате исследования вера предстает как сложный социокультурный феномен, который всегда связан с конкретной культурой, цивилизацией, обществом, осуществляющийся конкретными людьми (отсюда индивидуальность, неповторимость религиозного опыта веры), связанный с трансформацией социальных связей людей, влияющий на мировоззрение, миропонимание человека, общества посредством усвоенной парадигмы веры (знание, ценностные установки, система нравственных идеалов, религиозного опыта), связанный с религией, выступая ее когнитивным ядром.

*При написании данного реферата, магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение – декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. –  М., 2005.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –  М., 2004.
  3. Зиммель Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми. // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. –  М., 1996.
  4. Иванова Р.А. Вера – виртуальный объект сакральности. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11– 13 апреля 2000г. – СПб. 2000. – С. 69– 71. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/ivanova ra/virtual 23.html
  5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. –  М., 2002.
  6. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. –  М., 1989.
  7. Лобье Патрик де. Социология религиозного феномена. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. –  М., 2000.
  8. Мелешко Е.Д. Моральная философия Л.Н. Толстого: Учебное пособие.  – Тула, 2005.
  9. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. –   М., 2006.
  10. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/msg/8109
  11. Подзолкова Н.А. Индивидуальный символ веры как определяющий принцип личности в социуме. // «Размышления о..». Философский альманах.  – М.: 1998. – Випуск 1.
  12. Протоиерей Владислав Свешников. Прикосновение веры.  – М. 2005.
  13. Протоиерей Стефан Остроумов. Жить – Богу служить. Нравственное богословие для мирян. –  М., 2001.
  14. Психология религии. Одесса: Христианский Гуманитарно– Экономический Университет, 2003. – С.    15.    // [Электронныйресурс] – режим доступа: http://svitlo.by.ru/bibloteka/psihrelig/psihrelig.html
  15. Рассел Бертран. Сущность религии. // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия.  – / Сост. К.В. Сельченок. –  Мн.; М., 2001.
  16. Стейплз Л.К. Упадок веры. // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Life church/Lew YpadVer.php/
  17. Тиллих Пауль. Динамика веры. / Тиллих Пауль. // Избранное: Теология культуры. – М.: Юрист, 1995.
  18. Тиллих Пауль. Христианство и встреча мировых религий. / Тиллих Пауль. // Избранное: Теология культуры. – М.: Юрист, 1995.
  19. Угринович Д.М. Психология религии. –  М., 1986. // [Электронный ресурс] режим доступа: http://knigki.ru/demo/book/4881/27.html
  20. Философский энциклопедический словарь. –  М., 2003.
  21. Элбакян Е.С. Квазирелигиозность. // Религиоведение: Энциклопедический словарь. –  М., 2006.
  22. Элиаде М. Ностальгия по истокам.  –   М., 2006.