Во все времена существования человечества проблемы развития, образования, обучения являись одним из самых значимых. Задачей настоящего момента является разработка компьютерных систем обучения, которые бы в максимольной степени соответствовали своему назначению и отвечали большинству, а в идеале и всем, предъявленным к ним требованиям:
Одним из наиболее действенных решений поставленной задачи является создание и широкое использование в обучении интеллектуальных информационных обучающих сред (ИИОС), которые имеют целью объединить достоинства человека и компьютера, рассматриваемых в качестве инструмента познания.
При создании интеллектуальных информационных обучающих средств должны быть соблюдены следующие требования:
Анализ учебного процесса позволяет сформулировать следующие задачи, возлагаемые на ИИОС:
При этом анализ сформулированных задач позволяет утверждать, что ИИОС является элементом класса информационных систем, которые объединяются направлением, получившим название «Управление знаниями» (Knowledge Management,КМ). Системы управления знаниями широко применяются для организации информационно-аналитических служб, автоматизации документооборота и управления предприятиями. Коммерческая направленность этих систем определяет промышленный подход к их разработке, т.е. высокое качество реализации, техническое сопровождение и постоянное развитие. Совокупность этих факторов позволяет использовать эти системы, как для заимствования отдельных программных компонентов, так и для формирования основы ИП учебного процесса.
При построении ИИОС, повышающих эффективность деятельности обучаемого или преподавателя в вузе необходимо организовать взаимодействие различных источноков знаний. В процессе обучения циркулируют следующие типы знаний:
Наличие нескольких источников знаний в ИИОС, многокомпонентность и сложная структура учебно-педагогических знаний оправдывают построение ИИОС как распределенных (или мультиагентных) систем. Здесь реализация программных агентов, оказывающих помощь обучаемым и преподавателю, позволяет создать дружественный персонифицированный интерфейс пользователя и, как следствие, повысить качество и эффективность учебной и преподавательской деятельности.
ИИОС строится на основе так называемых интеллектуальных агентов (intelligent agents). Агент является функционально законченной системой, т.е. он способен выполнять определенную функцию. Агенты, которые рассматриваются относительно некоторого окружения (environment), способны интеллектуально реагировать на изменения в этом окружении и совершать определенные действия. Как правило, агенты отличаются свойством автономии(аutonomy), т.е. агент способен выполнить свои действия как независимо, так и совместно с другими агентами. Агенты, работающие совместно с другими для достижения некоторой цели называются кооперирующимися(cooperative).
Среда в рамках принятой архитектуры строится на взаимодействии кооперирующихся агентов, при этом агенты, взаимодействуют между собой, функционируют в различных программых модулях, программах и на различных ЭВМ.
Рисунок 1 — Архитектура обучающей системы на основе мультиагентных технологий
Архитектура ИИОС на основе мультиагентных технологий (рисунок 1) включает в себя: базы знаний (хранилище единиц знаний), окружения (обучаемый и преподаватель) и мультиагентную систему, состоящую из программного интерфейса и интеллектуальных агентов. Причем центральным компонентом обучающей системы являются базы знаний. которые выступают по отношению к другим компонентам как содержательная подсистема, составляющая основную ценность.
База знаний (БЗ) — это совокупность едениц знаний предметной области, технологии обучения и обучаемого, которые представляют собой формализованное с помощью некоторого метода представления знаний отражения объектов предметной области и их взаимосвязи, и действий над объектами.
Характерное отличие ИИОС на основе мультиагентных технологий от традиционных прикладных обучающих систем — использование для обработки нового вида информации — знаний. Посредниками при передаче знаний между базами знаний и программным интерфейсом служат интеллектуальные агенты, которые получают и передают информацию в виде некоторого стандартного представления статических знаний, которые определяються агентом баз знаний в соответствии со структурой реализации БЗ. Данный процесс преобразования знаний можно назвать использованием вывода, а процесс передачи знаний агентом преподавателя — формированием вывода.
Наиболее просто интеллектуальный агент может быть реализован следующим образом: определяются компоненты агента и их взаимодействие. Интеллектуальный агент строится из следующих компонентов:
опыта.
В базе моделей агентов хранятся знания об устройстве и интерфейсах вызовов других агаентов. В базе моделей агентов хранятся знания об устройстве и нтерфейсах вызовов других агентов. Изначально в ней имеется некоторая информация об устройстве других агентов, которая нужна для начала работы. Данные помещаются в эту базу помере взаимодействия с другими агентами. Получение и хранение таких знаний очень важно в агентной системе, поскольку общая конфигурация системы (количество, функции и состав агентов) может меняться с течением времени без остановки функционирования.
Основные этапы создания ИИОС включает в себя:
При этом основными отличительными моментами предложенной схемы являются:
Таким образом, использование технологий управления знаниями при создании интеллектуальных информационных обучающих сред позволяет существенно повысить эффективность и качество обучения за счет обеспечения индивидуальных траекторий приобретения знаний для каждого обучаемого. В то же время затраты на разработку электронных ресурсов для конкретных дисциплин могут быть существенно снижены за счет создания автоматизированных систем формирования обучающего контента.
1. Кудилов В.А., Цуканов М.В. Принципы создание системы дистанционного образования на основе мультиагентных технологий. XIII Международная конференция Информационные технологии в образовании
М.: Просвещение, 003. — С. 87–88.
2. Кудилов В.А., Цуканов М.В. Архитектура обучающей системы на основе мультиагентных технологий. Международная науно-практическая конференция Информатизация образования
. 2005. — С. 72–79.