Назад в библиотеку


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБО- ВАНИЯ К НИМ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАЗРАБОТКИ

Автор:Синаторов Сергей Владимирович

Источник: Всероссийская научно-практическая конференция «информационные технологии в общем образовании» («ито-саратов-2009»), с. 266

Аннотация

В данной статье рассматриваются классификация электронный образовательных ресурсов, принципы разработки и требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам нового поколения.

Современной школе необходима новая инфраструктура, которая обеспечит разработку и внедрение современных вариативных технологий учебной работы. Эта инфраструктура должна помочь педагогам освоить, использовать и развивать современные образовательные технологии, постепенно трансформировать работу образовательного учреждения, поднять на новый уровень школьный менеджмент. Частью ее являются учебные материалы нового поколения, включающие, в том числе, разнообразные электронные образовательные ресурсы – электронные учебники, пособия, информационно-методические комплексы, учебные порталы и др.

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты электронных образовательных ресурсов, являются:

Общие требования к ЭОРам. Современные ЭОРы должны:

Основными задачами комплекта ЭОРов являются:

Содержание комплекта ЭОРов:

Блок получения информации: научно-популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа-компоненты, мультимедийные уроки-презентации.

Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет-ссылки с аннотациями.

Словарь терминов, определений, законов.

Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Экспертиза ЭОР носит комплексный характер и включает в себя:

  1. Техническую экспертизу – оценивается работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций;
  2. Содержательную экспертизу – рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами;
  3. Эргономическую экспертизу – оценивается качество дизайна аудио-видеоряда, психологические, эргономические и художественные качества продукта.

При проведении экспертизы ЭОР основными критериями выступают следующие требования:

дидактические: научность; доступность; проблемность обучения; наглядность; сознательность обучения, самостоятельность и активизация деятельности; систематичность и последовательность; прочность усвоения знаний; единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЭОР; адаптивность; интерактивность; реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации; развитие интеллектуального потенциала обучающегося; системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в ЭОР; полнота (целостность) и непрерывность дидактического цикла обучения.

методические: предъявление учебного материала в ЭОР во взаимосвязи и взаимодействии понятийных, образных и действенных компонентов мышления;
обеспечение отражения системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечение учета различных логических взаимосвязей этих понятий.
предоставление возможности разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

психологические: вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие; устойчивость и переключаемость внимания; память; теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление; воображение; мотивация; учет возраста;

технические и сетевые: функционирование ЭОР в соответствующих порталу телекоммуникационных средах, операционных системах и платформах; максимальное использование современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий; надежность и устойчивая работоспособность; гетерогенность; устойчивость к дефектам; наличие защиты от несанкционированных действий пользователей; эффективное и оправданное использование ресурсов; тестируемость;  простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции;

эргономические и эстетические:
обеспечение гуманного отношения к обучаемому, организация в ЭОР и его компонентах дружественного интерфейса, обеспечение возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы;

соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с компьютерной техникой.

Упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения.

Таким образом, разработка электронных образовательных ресурсов является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успех которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов.

Литература:

  1. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
  2. ОСТ ВШ 01.001-94. Информационные технологии в высшей школе. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения.
  3. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. (www.ido.rudn.ru/nfpk/).
  4. Плосковитинов А.Б. Методико-технические проблемы преподавания естественно-научных дисциплин с использованием элементов открытого образования.(www.engineer.bmstu.ru).
  5. Попов Д.И., Попова Е.Д., Певцов К.С. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. (www.ast-centre.ru).