Назад в библиотеку

Адаптивная система обучения людей с ограниченным зрением

Автор: Шилько Е.В., Звенигородский А.С.
Источник: Інформатика і комп'ютерні технології (ІіКТ — 2013) — 2013 / Матерiали IX мiжнародної науково–технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2013, Том 2, с. 132-136.

Аннотация

Шилько Е.В., Звенигородский А.С. Адаптивная система обучения людей с ограниченным зрением. Рассматриваются вопросы создания адаптивной системы обучения для людей с ограничением зрения и тестовой проверки знаний. Выделены основные проблемы и потребности субъектов изучаемой области. Разработаны алгоритм создания системы тестирования и структура взаимодействия ЭВМ и человека с ограниченным зрением.

Цель работы

Провести анализ обучения людей с ограниченным зрением и проверить эффективность предложенной системы проверки знаний обучаемых с помощью педагогического тестирования.

Актуальность задачи

В последнее время в нашей стране наблюдается усиление внимания к проблемам социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика нашего государства в отношении инвалидов все более ориентируется на их активное включение в общественно-полезную деятельность и создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни современного общества. В этой связи особую актуальность приобретает обеспечение доступности для этих людей всей социальной инфраструктуры с помощью ПК.

Процесс обучения значительно затруднен вследствие наличия нарушений зрения. По сравнению с нормально видящими людьми они должны больше времени затрачивать на изучение учебного материала. При недостаточном закреплении учебного материала знания отличаются фрагментарностью, иногда носят формальный характер. С целью выявления формализма в знаниях людей с ограниченным зрением следует использовать разнообразные методы закрепления и контроля. Следовательно, чтобы слепые и слабовидящие люди могли получать знания в том же объеме, что и зрячие, необходимо изыскивать наиболее эффективные методы обучения, создавать новые пособия, которые позволят оптимизировать учебный процесс.

Использующаяся при обучении незрячих учащихся рельефно-точечная система письма Л. Брайля уже сама по себе обусловливает значительное замедление процесса усвоения знаний. Замедление происходит в процессе работы слепого учащегося с литературными источниками, выполненными рельефным шрифтом, особенно при отыскании справочного (или ему подобного) материала. При обучении слепых сам процесс письма рельефным шрифтом и контроль правильности ведения записей занимает большое количество времени.[1]

Одним из прогрессивных направлений в разработке методов адаптивной системы обучения является программированное обучение. Программированное обучение — это обучение с использованием специальных программированных пособий, в которых детально разработана учебная деятельность обучаемых.

К программированным пособиям относятся программированные учебники, сборники программированных упражнений для закрепления и повторения учебного материала, программированные контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний и специальная техника (Брайлевская клавиатура, дисплей, принтер Брайля и специальные мыши). На сегодняшний день разработаны программы экранного доступа (так называются все специализированные программы для незрячих). Они способны считывать информацию с монитора компьютера в Интернете и большинстве приложений. Исключение составляют лишь программы с графическим интерфейсом.

Очень важным при обучении людей с ограничением зрения является измерение и закрепление полученных знаний. Достигнуть этого можно с помощью специально разработанных тестов.

Тест — это инструмент оценивания приобретенных за время обучения знаний, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.[2]

Из сказанного выше вытекает необходимость проведения дальнейших исследований эффективности адаптивной системы обучения слепых и слабовидящих людей с помощью программированных учебных пособий и проверки знаний обучаемых с помощью тестирования.

Исследование включает следующие вопросы этой проблемы, которые необходимо решить:

Результаты исследований и решение проблемы

В результате исследований было выявленно, что основным средством контроля результатов адаптивного обучения являются тесты. Поэтому очень важно включить их в адаптивную систему обучения людей с ограниченным зрением.

Создание теста начинается с формулирования цели и задачи в зависимости от контингента обучаемых, курса, специальности, глубины изучения дисциплины, формы контроля (входной, промежуточный, рубежный, итоговый), курса, специальности и т.п. Наилучшим считается тест, в котором выделены наиболее важные и (или) ключевые (узловые) элементы в структуре знаний по изучаемой дисциплине.

При создании тестов необходимо использовать следующие типы вопросов:

Принципы отбора учебного материала для создания тестов для людей с ограниченным зрением представлены ниже (рис. 1). Опираясь на рабочую программу дисциплины по уровню изучения, можно определить структуру учебного материала, отбираемого для создания тестовых заданий.

Рисунок 1 – Общие принципы отбора материала для создания тестов

Рисунок 1 – Общие принципы отбора материала для создания тестов

Был разработан следующий алгоритм создания тестов для людей с ограниченным зрением:

Структура адаптивной системы обучения для людей с ограниченным зрением в целом содержит три основные концепции альтернативного доступа к экранной информации:

Вопрос о применении той или иной технологии решается в зависимости от типа нарушения зрения.

Если человек имеет остаточное зрение, достаточное для прямого восприятия графической информации, то основной для него является первая концепция. Также к её целевым пользователям относятся люди с нарушениями цветового зрения, то есть дальтоники.

При малом остатке зрения или его полном отсутствии, основными являются вторая и третья концепции, причём приоритет отдаётся, как правило, второй. Это обуславливается рядом технических и экономических нюансов. Приоритетность третьей концепции может быть следствием либо специфических видов деятельности пользователя, либо же наличием у него дополнительных физических ограничений, например, одновременных проблем со зрением и слухом, что делает использование голосового доступа невозможным.

Разумеется, зрячий или слабовидящий человек также может использовать голосовой или тактильный доступы (хотя для второго ему потребуются дополнительные знания тактильных азбук), но вот тотально слепой уже не имеет возможности воспользоваться экранным увеличением. Тем не менее, мало кто, обладая возможностью работать визуально, отказывается от этого.[3]

Структура взаимодействия ЭВМ и человека с ограниченным зрением (рис. 2).

Рисунок 2 – Общая структура взаимодействия

Рисунок 2 – Общая структура взаимодействия

Выводы

Делая вывод о проделанной работе можно с уверенностью сказать, что адаптивная система обучения для людей с ограниченным зрением — это в прямом смысле слова, средство реабилитации и включение их в общественно-полезную деятельность с другими гражданами.

Обучение незрячих людей с помощью современных информационных технологий — это необходимость, которая с каждым годом становится всё более актуальнее, а значит работа в этом направлении имеет большие перспективы.

Чтобы достигнуть значимых результатов при обучении людей с ограниченным зрением очень важно придерживаться принципов отбора учебного материала, четко следовать этапам создания тестов для проверки знаний. Также необходимо применять правильную концепцию альтернативного доступа к экранной информации в зависимости от типа нарушения зрения.

Список использованной литературы

1. Алексеев О.Л. Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся. – М.: Свердловск, 1964. – 255 с.
2. Тесты и роль тестирования в учебном процессе. Электронный ресурс. http://lib.znate.ru/docs/index-246491.html
3. Основные принципы взаимодействия с компьютером пользователя с нарушениями зрения. Электронный ресурс. http://habrahabr.ru/post/149815/