Назад в библиотеку

Использование тифлоинформационных технологий образовании лиц с ограниченными возможностями по зрению

Автор: Швецов В.И., Рощина М.А.
Источник: Вестник ННГУ. Вып. 1(4). 2003

Последние годы характеризуются весьма значительным усилением активности молодежи с нарушением зрения в области получения высшего образования, о чем убедительно свидетельствует существенное и устойчивое увеличение количества слепых и слабовидящих студентов. Устойчивость этой тенденции подтверждена мировым опытом и обусловлена осознанием того, что наиболее эффективные и экономически целесообразные пути самореализации инвалидов по зрению лежат в сфере высококвалифицированного труда, а значит требуют высокого образовательного уровня.

В настоящее время по данным Всероссийского общества слепых в РФ учтено более 5000 работающих по полученной специальности незрячих специалистов и более 1300 студентов, инвалидов по зрению. Реальное их число значительно больше. Кроме того, по предварительным оценкам специалистов насчитывается несколько десятков тысяч лиц с серьезной патологией зрения, которые по тем или иным причинам не признаны инвалидами. При получении образования такие учащиеся испытывают специфические трудности, непосредственно обусловленные нарушениями зрения. В вузах Нижнего Новгорода сейчас обучается 20 студентов с нарушением зрения (все на гуманитарных специальностях). Отсутствие незрячих студентов на факультетах, связанных с работой на компьютере (например, факультет вычислительной математики и кибернетики) непосредственно связано с тем, что на современном этапе процесс обучения и дальнейшая профессиональная деятельность стали практически невозможны без использования специальных тифлотехнических средств, позволяющих слабовидящим работать с компьютером.

В нашей стране и за рубежом имеется достаточно обширный опыт профессиональной подготовки слепых и слабовидящих в высших учебных заведениях, тем не менее, научно обоснованных разработок и рекомендаций по организации системы специальной поддержки и реабилитационного сопровождения процесса получения высшего образования инвалидами по зрению имеется недостаточно. Одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться незрячим и слабовидящим в процессе получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности — это проблема информационного обмена (большая часть необходимой информации традиционно представляется в визуально воспринимаемой форме), имеющая две стороны: обеспечение доступа к информации и представление выходной информации (результаты труда незрячего) в общепринятой форме. В настоящее время эта проблема еще более обострилась: значительно возросли темпы обновления информации, повысились требования к оперативности информационного обмена. Чтобы в такой ситуации создать лицам с нарушением зрения благоприятные условия и обеспечить их конкурентоспособность в области образовательной или другой интеллектуальной деятельности, необходимо дать им инструмент, обеспечивающий надежный и оперативный обмен информацией с окружающим обществом. Таким инструментом могут и должны служить компьютерные технологии, адаптированные для слепых и слабовидящих (тифлотехнологии). Грамотное использование компьютерных тифлотехнологий способно значительно снизить трудоемкость и повысить эффективность процесса получения высшего образования инвалидами по зрению.

Актуальность использования тифлотехнологий в последние годы возросла из–за значительного удешевления вычислительной техники — многие студенты смогли приобрести компьютеры в личное пользование и используют их самостоятельно. Большая часть студентов работают на своих компьютерах в сети Интернет, являющейся огромным источником образовательной информации. В связи с этим значительно возрослапотребность пользователей в методической поддержке использования компьютеров.

Для разработки и внедрения в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями по зрению современных компьютерных технологий в Нижегородском государственном университете при поддержке Института «Открытое общество» в 1999г. создан первый в России университетский тифлоинфор–мационный центр компьютерных технологий.

Тифлоинформационный центр организован в структуре ведущего подразделения ННГУ в области компьтерных технологий — регионального центра информатизации, что позволяет эффективно изучать, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные тифло- компьютерные технологии. С другой стороны, деятельность тифлоцентра опирается на подразделение факультета социальных наук — в качестве базовой кафедры определена кафедра общей социологии и социальной работы, что позволяет центру выполнять и социальные функции по адаптации незрячих студентов в коллективе, оказывать помощь в получении образования и т. п. Центр работает в тесном взаимодействии с общероссийской общественной организацией инвалидов — Российской ассоциацией незрячих студентов и специалистов.

Основной целью деятельности центра является создание для инвалидов по зрению благоприятных условий в процессе получения высшего образования и профессиональной подготовки, создание им широкой сферы информационных связей, определяющих возможность активного участия в общественной и производственной деятельности и, тем самым, обеспечение конкурентоспособности этой группы молодежи на рынке высококвалифицированного труда и успешной интеграции в общество. Основным путем достижения этой цели является внедрение в учебную деятельность лиц с нарушенным зрением компьютерных тифлоинформационных технологий и современных методов социальной адаптации, информационная поддержка учебного процесса инвалидов по зрению.

Деятельность центра направлена на решение следующих задач:

Таким образом, деятельность центра направлена не на создание для студентов, инвалидов по зрению, привилегированных условий обучения, а,на устранение специфических трудностей, обусловленных недостатком или отсутствие зрения. Центр открыт для всех студентов и аспирантов, инвалидов по зрению, обучающихся в различных вузах и сузах Нижнего Новгорода [1].

Техническую основу этого центра составляют комплексы специального оборудования, которые дают возможность незрячим и слабовидящим самостоятельно использовать специализированные компьютерные технологии и информационные ресурсы Интернета в учебной и профессиональной деятельности. Рабочее место лиц с ограниченными возможностями по зрению представляет собой компьютер с рельефно–точечным брайлевским дисплеем с выводом информации в рельефно–точечном виде шрифтом Брайля, синтезатором речи (обеспечивающем озвучивание выводимой информации), оснащенный специальным программным обеспечением (программы поддержки брайлевского дисплея Jaws for Windows Virgo, программы речевого вывода, программы увеличения изображений фирмы BAUM RETEC AG). Кроме этого, используются сканеры, принтеры для рельефно–точечной брайлевской печати, ксерокс (позволяющий при копировании увеличивать изображения) и другое оборудование. Все рабочие места подключены к всемирной компьютерной сети Интернет. Незрячий, используя компьютер, оснащенный специальными тифлотехническими средствами доступа, может самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи. Таким образом, применение соответствующего оборудования значительно облегчает и делает более эффективным процесс обучения незрячих студентов.

Дадим краткую характеристику деятельности центра по следующим основным направлениям.

1. Разработка учебно–методического обеспечения по тифлоинформационным технологиям

В рамках этого направления разрабатываются программы учебных курсов и учебно–методические разработки. По итогам конкурса 1999г., проводимого Минобразованием России соответствующие работы были включены в программу «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (проект «Разработка учебно–методического и программного обеспечения по обучению инвалидов по зрению возможностям использования компьютерных технологий при получении общего и профессионального образования») [2].

2. Разработка специального программного инструментария для помощи в подготовке печатных документов

Для облегчения незрячим студентам оформления печатных работ в соответствии с современными требованиями (выравнивание абзацев, сноски, шрифтовые выделения и т. д.) разработана компьютерная программа Txtrtf, которая позволяет преобразовать текст с явно указываемыми признаками форматирования в формат «RTF». К программе разработано руководство пользователя, включающее советы и рекомендации по оформлению текста.

Часто необходимо иметь тексты, напечатанные рельефно–точечным шрифтом для слепых. Дополнительные сложности в работу с рельефно–точечными текстами вносит их большой физический объем: стандартный лист формата А4 при двусторонней печати содержит не более 54 строк по 30 символов. Многие незрячие используют специально разработанную систему краткописи, позволяющую сократить объем текста на 30–40% и повышающую его читабельность. Для обеспечения незрячим студентам такого вида работ, разработана компьютерная программа, обеспечивающая печать текста рельефно точечным шрифтом с использованием системы краткописи для слепых. Кроме дополнительных удобств в пользовании печатным текстом такая программа обеспечит существенную экономию дорогостоящей брайлевской бумаги.

Список использованной литературы

1. Разработка учебно–методического и программного обеспечения по обучению инвалидов по зрению возможностям использования компьютерных технологий при получении общего и профессионального образования: Отчет о НИР (заключительный). Нижегородский госуниверситет; Руководитель Швецов В. И., № ГР 01.200.210574 Инв.№02200.205080. Н.Новгород, 2000
2. Рощина М.А. Тифлоинформационный центр компьютерных технологий при Нижегородском государственном университете // Международная научно-практическая конференция незрячих специалистов. Роль компьютерных технологий в интеллектуальном труде незрячих. Перспективы развития и применения. Кн. 2. Н.Новгород, 1999. С. 1–2.