ДонНТУ   Портал магистров

Джаз многоликий

Содержание

Введение

С третьего курса я почувствовал желание заниматься музыкой. Наиболее перспективными для меня были гитара и ударная установка. Я отдал предпочтение ударной установке, поскольку еще со школы я тарабанил по всему, что могло издавать хоть какой-нибудь звук. Именно тогда я познакомился с джазом как стилем музыки. А поскольку интерес мой в данном направлении все больше растет, то именно этому я и решил посвятить свой индивидуальный раздел.

1. Что за стиль такой – джаз?

Джаз как музыкальный стиль зародился на стыке XIX-XX веков, в США. Он вобрал в себя музыкальные традиции европейский переселенцев и африканские ритмы. Местом рождения джаза можно считать Новый Орлеан, а основателем – джаз-бенд Бадди Болдена. Он собрал группу из корнета, кларнета, тромбона, скрипки, гитары, струнного баса и ударных и выступал вплоть до 1917-го года. Сам он играл на трубе и считается великим асом своего дела.

Основа джаза – импровизация. Импровизации представляют собой набор различных партий, соединенных в перетекающие друг в друга части. Также не менее важной частью является синкопирование. Синкопирование – это смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим. Синкопирование — неотъемлемый ритмический элемент регги, блюза, джаза, драм-н-бэйса, соула, фанка, некоторых видов рок-музыки и производных стилей

2. Многообразие джазовых стилей

За все время своего существования джаз очень сильно менялся. Изначально он содержал в себе более классическую игру в перемешу с африканскими мотивами. Но дальнейшее развитие джаза привело к появлению огромного количества ответвлений в джазовой музыке. Далее я рассмотрю их подробнее.

Свинг. Свингом называют как ритмический рисунок, так и разновидность джаза. Как ритмический рисунок, свинг представляет собой набор нот, при котором первая пара из играемых нот продлевается, а вторая сокращается. Свинг является мощнейшим инструментом, поскольку подходит как для быстрых ритмов, так и для более медленных, спокойных (например, босса-нова). Как разновидность джаза свинг более похож на камерный оркестр. Для него характерно достаточно большое количество участников. Обычно такой оркестр именуется биг-бендом.

Свинг я начал играть очень рано – это был один из первых моих ритмов наряду с простеньким битом и румбой. Как элемент джаза свинг достаточно прост, но разнообразие, которое можно получить, добавляя в него синкопы, играя на 2 или 4 такта вместе со сбивками, позволяет прочувствовать всю силу данного элемента.

Диззи Гиллеспи Бибоп является полной противоположностью свинга – именно здесь проявляются многообразие импровизаций каждого из участников. Да и группы для би-бопа гораздо меньше – около 3-4 человек. Возник данный стиль джаза 40-е года и основателями его можно считать Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монк, Бада Пауэлла, Кенни Кларка а также Бенни Голсона. Поскольку стиль предполагает огромное количество импровизаций, которые в свою очередь требуют огромнейшего багажа навыков игры на инструменте, данный стиль джаза недоступен для новичков. С другой стороны, это позволяет четко отделить сильных джазистов от любителей. Поскольку у меня пока нет достаточного опыта игры на ударной установке и нет должного набора навыков, я еще не попробовал себя в данном стиле.

Параллельно бибопу был создан и другой стиль – прогрессивный джаз. В отличии от бибопа, прогрессивный джаз не столь категоричен в стремлении изменить структуру джаза, основанную на свинге. Основной вклад, который привнесли в свинг исполнители данного стиля – это разнообразие аранжировок, техника стаккато в игре саксофонов, смелые гармонии. Родоначальником данного стиля можно считать Стена Кентона.

Макс Роуч Кул джаз или как его еще называют, «прохладный» джаз, появился во время Второй мировой войны и характерен более спокойными, сдержанными мотивами, полученными на основе различий свинга и бибопа. Сдержанность, использование политональности и атональности, большая роль аранжировок, тяготение к академической музыке – вот основа данного стиля. Кул джаз пришел на смену бибопу и начал использовать необычные инструменты, такие как флейта, рожки, туба. Да и размер групп увеличился до 7-9 человек. Основателями стиля можно считать Майлса Дейвиса, Ли Коница, Джерри Маллигана, Джона Барбера, Эдисона Коллинза, Кея Уиндинга, Эла Хэйга, Джо Шульмана и Макса Роуча, которые в 1949 году записали «Dirth of The Cool» в составе ансамбля «Capitol». Именно с этой записи и началась эра кул джаза.

Через некоторое время кул джаз начал видоизменяться. Одно из таких видоизменений – босса-нова. Босса-нова как стиль джаза основан на латиноамериканских мотивах, а именно самбы, разбавленных элементами кул джаза. Датой рождения данного стиля можно считать 1959 г., когда Антонио Карлос Жобим предоставил на суд общественности свои оригинальные песни. Исполняется босса-нова небольшим ансамблем, обычно состоящий из ударных, баса, в качестве которого может выступать как контрабас так и бас-гитара, гитара и духовой инструмент (обычно саксофон) в качестве солирующего.

Мое знакомство с босса-новой прошло где-то через пол года после начала обучения. Этот стиль джаза требует спокойной, размеренной игры с небольшим количеством импровизаций. Импровизации в данном случае являются дополнительным украшением, а не основой.

Свободный джаз, или фри-джаз, стал еще одной попыткой разнообразить музыку. В отличие от других вариантов, данный стиль предполагает отказ от гармонии, ритма, структуры. В этом стиле солист может не следовать в заданном направлении и строить форму в соответствие с известными канонами, он может идти в любом русле, добавляя непредсказуемости. В результате музыка данного стиля практически полностью состоит из импровизаций. Это само собой не всем пришлось по душе.

Херби Хэнкок Еще один достаточно известный стиль – фьюжн. Он объединяет в себе джаз и другие стили музыки, такие как рок, поп, регги, фанк, электронная музыка. Фьюжн стал более коммерческим и популярным, чем другие новаторские джазовые стили. А основателями данного стиля можно считать Джулиана Эддерли, сочетавшего поп и джаз, Майлса Дейвиса, использовавший электроинструменты, такие как электрогитара и электронное фортепиано для роковых партий в дополнение к джазовым и Херби Хэнкока, Джо Завинула, Яна Хаммера и Чика Кориа, которые начали применять синтезаторы в джазовой музыке.

3. Джазовые стандарты

Несмотря на то, что джазовая музыка представляет собой в большей степени импровизации, есть все же некоторые базовые элементы, базовые ритмы. Именно они и называются джазовыми стандартами. Для них характерно сохранение ритма и гармонии, но каждый исполнитель вносит что-то свое в данную музыку: где-то другие акценты, где-то другие сбивки и аранжировки, а где-то совершенно другие инструменты – и вот уже до боли знакомая тема превращается в что-то новое, что-то более интересное и необычное. Такие вот базовые ритмы знает каждый джазовый исполнитель. Хороший джазист должен знать хотя бы около сотни стандартов. Далее я хотел бы отметить наиболее известные стандарты.

«Summertime» – это один из наиболее известных джазовых стандартов, написанный Джорджем Горшвином. Считается, что «Summertime» — абсолютный рекордсмен по количеству исполнений и записей. С другой стороны, есть и другие не менее известные джазовые стандарты. Например, Caravan сочетает в себе легкость и восточный колорит, который позволил стать этой композиции очень известной. Ее исполнение можно услышать в мультфильме «Ну, погоди!». Автор данного джазового стандарта – Дюк Эллингтон. Впервые я услышал Caravan на одной из моих первых тренировок ритмов – тогда я играл румбу на ударной установке, а Краснокутский Владимир Дмитриевич, мой преподаватель, аккомпанимировал на фортепиано. В дальнейшем, посетив концерт Владимира Дмитриевича, я услышал исполнение данной темы целым оркестром – и это было здорово! Необычное вступление, обыгранное на бонгах и маракасах, покорило меня. Ударные партии совмещали румбу и свинг в быстрых темпах, что делало музыку более «живой».

Также необходимо отметить и «Take Five» Пола Дезмонда – одна из немногих тем, выполненная в необычном размере 5/4. Впервые я попробовал играть партию на 5/4 после довольно плотного знакомства с партиями на 3/4. И надо заметить, что это было очень интересно – два дополнительных удара, сыгранных в партии 3/4 все резко меняет, увеличивая ее и делая чрезвычайно привлекательной.

«In the moon» Гленна Миллера является достаточно жизнерадостной композицией. Также она входит в сотню самых важных музыкальных произведений Америки XX века.

«Stardust» Хоаги Кармайкла является одним из наиболее перезаписываемых стандартов – известно около полутора тысяч версий исполнения. Это достаточно спокойная размеренная тема.

Ну и конечно же «Besame Mucho» Консуэло Веласкеса. Это одна из наиболее узнаваемых тем. Тем не менее, это не совсем джаз – это «болеро». Но это не останавливало множество джазменов и они с удовольствием и прекрасным конечным результатом обыгрывали эту композицию.

4. Мое знакомство с джазом

С джазом я познакомился практически сразу же, когда и начал заниматься игрой на ударной установке. А игрой на ударной установке я решил заниматься после третьего курса. Заниматься я решил в музыкальной школе №2 г. Донецка у Краснокутского Владимира Дмитриевича. Тогда я слушал рок и предвзято относился ко всем остальным стилям. Ближе к октябрю 2012 г. в Донецкой филармонии намечался концерт небольшого джазового коллектива. Один из участников этого коллектива был учеником Владимира Дмитриевича и как раз распространял билеты на концерт. Поскольку у меня была возможность и до этого я практически ничего не знал о джазе, я согласился. И как оказалось не зря! Концерт мне очень понравился, и я вдруг обнаружил, что джаз – это огромный мир, наполненный импровизациями. Я все больше и больше начал уделять внимание тренировкам игры джазовых партий. Так началось мое увлечение джазом, которое продолжается и по сей день.

Список использованных источников

  1. Теория джаза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://swingfest.ru/ru/extra/jazz/theory-of-jazz/
  2. Д. Бурыгин, Краткий курс: бибоп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/music_modern/1135