Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Концепция гендера появилась в 60–70‑х годов благодаря неофеминистскому движению, которое появился на Западе. Это движение изменило представление об отношениях полов и предназначение женщины, дало толчок для поиска модели равных возможностей женщин и мужчин.

Впервые термин гендер в значении социальный пол был применен американским психоаналитиком Робертом Столлер в 1968 году в его работе Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности. Р. Столлер утверждал, что гендер – это понятие, которое базируется на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые толкует биологический пол [1, с.  13].

В контексте достойного труда гендерное равенство охватывает равенство возможностей, равенство вознаграждения и доступа к безопасной и здоровой производственной среде, равенство в ассоциациях и коллективных переговорах, равенство в достижении ощутимого карьерного роста, охране материнства, а также в справедливом и для мужчин, и для женщин балансе между работой и семьей. МОТ понимает гендерное равенство как вопрос прав человека, социальной справедливости и устойчивого развития [2, с. 47].

По многим причинам гендерное равенство считают важным элементом современной политики развития рынка труда. Во‑первых, рынки труда с равным участием мужчин и женщин являются более эффективными, ведь конкуренция на рынках повышается из‑за большего участия женщин. Во‑вторых, с увеличением участия на рынке труда и мужчин, и женщин возрастает основа для налогообложения прибыли. В‑третьих, политика развития рынка труда, которая обеспечивает возможности сочетания работы и семейной жизни, скорее всего, будет способствовать росту показателей рождаемости, поскольку мужчинам и женщинам легче сочетать отцовство и карьеру. В‑четвертых, современные рынки труда нуждаются в большей гибкости и возможностях выбора профессий, часов работы и возможностях дистанционной работы.

1. Актуальность темы, предмет и объект исследования

Данное исследование посвящено проблеме гендерного неравенства как таковой и более детальному ее рассмотрению в сфере науки и образования на примере Донецкого национального технического университета. В работе проанализировано современное состояние проблемы, представлены причины гендерного неравенства в сфере науки и образования, а также исследованы социальные процессы, влияющие на него.

Тема гендерного равенства является новой для Украины и не разработанной, особенно в области науки и образования. Актуальность исследования определяется также незавершенностью разработки и внедрения методологических и методических основ, которые позволили бы снизить гендерное неравенство в сфере науки и образования. Поэтому приобретает значимость освещение адаптированной для украинских вузов методики выявления гендерного неравенства и рекомендаций по его устранению.

Объект исследования – гендерное неравенство на рынке труда.

Предмет исследования – гендерное неравенство в социально‑трудовых отношениях, в частности в сфере науки и образования.

2. Цель, задачи и научная новизна исследования

Цель работы – анализ гендерного неравенства на рынке труда, особенно в области науки и образования; разработка рекомендаций по снижению гендерного неравенства в области науки и образования.

Задачи исследования:

  1. Анализ современных проблем в гендерном измерении.
  2. Анализ правового обеспечения гендерного равенства.
  3. Выявление гендерного неравенства в сфере образования и науки.
  4. Разработка рекомендаций по уменьшению гендерного неравенства в сфере науки и образования.

Прогнозируемая научная новизна исследования заключается в:

  1. Осуществлении гендерного анализа профессиональной деятельности научно‑педагогических кадров высшей школы на примере одного из ведущих вузов страны.
  2. Диагностике гендерного неравенства.
  3. Обобщении и развитии методов предупреждения гендерного неравенства в сфере науки и образования.

3. Анализ современных проблем в гендерном измерении

Современное состояние рынка труда Украины, прежде всего, требует решения таких проблем, как снижение уровня безработицы, улучшение качественного состава рабочей силы, повышение конкурентоспособности национального рынка труда, сокращение дифференциации доходов населения. Мы предлагаем рассмотреть эти проблемы в гендерном измерении.

Гендерное измерение (гендерный подход) – объективный родовой признак политической культуры, присущий активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обеих социально‑половых групп общества. Суть гендерного подхода заключается в осознании того, что все общественные явления по‑разному влияют на женщин и мужчин, вызывая у них неодинаковые реакции, а потому на государственном уровне следует принимать специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства [3, с. 13].

В рейтинге равноправия полов, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Украина заняла 64‑ю позицию из 135‑ти возможных [4]. Этот индекс рассчитывается путем сравнения возможностей мужчин и женщин в четырех сферах: политике, трудоустройстве и построении карьеры, образовании и здравоохранении.

По данным Всемирного банка [5], женщины и мужчины в Украине имеют примерно равный доступ к образованию в начальной и средней школе (см. рис. 1). В отношении высших учебных заведений, количество женщин больше чем количество мужчин в среднем на 21  %. В теории это должно означать, что женщины будут иметь значительные преимущества на рынке труда по сравнению с мужчинами. Однако, для женщин характерна занятость в неформальной экономике. Кроме того, женщины работают сверхурочно на неофициальных, непостоянных и опасных рабочих местах, которые характеризуются низкой зарплатой и низким уровнем охраны труда. Также женщины преобладают среди тех, кто принудительно работает на условиях неполного рабочего времени.

Рисунок 1 – Динамика соотношения женщин к мужчинам по видам образования, %

Рисунок 1 – Динамика соотношения женщин к мужчинам по видам образования, %

Для сравнения, соотношение женщин и мужчинам в мире, обучающихся в высшей школе, имеет неустойчивую тенденцию годами. На протяжении 1999–2003 гг. количество женщин, которые учились в высшей школе, имело наибольшее значение. Но последнее десятилетие численность женщин в вузах стремительно снижается (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика соотношения женщин к мужчинам, которые обучаются в высшей школе (в мире), %

Рисунок 2 – Динамика соотношения женщин к мужчинам, которые обучаются в высшей школе (в мире), %
(анимация: 7 кадров, 5 циклов повторения, 382 килобайт)

Несмотря на то, что уровень безработицы среди женщин по всем возрастным группам ниже, чем у мужчин на 1–2  %, уровень занятости женщин значительно меньше, чем у мужчин. В частности, в возрастной группе 25–29 лет этот разрыв составляет 16,7  %, в остальных возрастных группах – около 10  % (см. рис. 3). Это свидетельствует о том, что женщины не имеют равного доступа на рынке труда.

Рисунок 3 – Уровень занятости (а) и безработицы (б) населения по полу и возрастным группам в 2012 году

Рисунок 3 – Уровень занятости (а) и безработицы (б) населения по полу и возрастным группам в 2012 году

При трудоустройстве и построении карьеры женщины сталкиваются с разрывом в заработной плате и доходах между мужчинами и женщинами. Это – одна из самых устойчивых форм дискриминации. Разрывы в заработной плате характерны не только для малоквалифицированных родов занятий; они также встречаются в высококвалифицированных профессиях (см. рис. 4). В частности, наибольший разрыв заработной платы наблюдается в сфере, связанной с деятельность авиационного транспорта и составляет 3076 грн., в финансовой деятельности – 2280 грн., деятельность почты и связи – 1613 грн. Примерно одинаковую заработную плату женщины и мужчины получают в таких видах деятельности, как лесничество и связанные с ним услуги, деятельность наземного транспорта и операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям. Следует отметить, что только в одной сфере заработная плата женщин превышаю заработную плату мужчин на 223 грн. – это рыболовство и рыбоводство [6]. В связи с этим, следует устанавливать справедливую оплату за равный труд.


Таблиця 1 – Виды экономической деятельности (вспомогательная таблица к рисунку 4)

№ п/пВид экономической деятельности№ п/пВид экономической деятельности
1Рыболовство, рыбоводство12Промышленность
2Сельское хозяйство, охота и связанные с ней услуги13Деятельность водного транспорта
3Деятельность отелей и ресторанов14Деятельность наземного транспорта
4Строительство15Деятельность транспорта и связи
5Здравоохранение и оказания социальной помощи16Государственное управление
6Деятельность почты и связи17Дополнительные транспортные услуги и вспомогательные операции
7Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления18Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям
8Лесничество и связанные с ним услуги19Исследования и разработки
9Образование20Финансовая деятельность
10Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта21Деятельность авиационного транспорта
11Деятельность в сфере культуры и спорта, отдыха и развлечений

Рисунок 4 – Среднемесячная заработная плата женщин и мужчин по видам экономической деятельности

Рисунок 4 – Среднемесячная заработная плата женщин и мужчин по видам экономической деятельности

Таким образом, можно сказать, что гендерное равенство занимает важное место в обеспечении развития украинского рынка труда.

4. Правовое обеспечение гендерного равенства

На законодательном уровне в Украине обеспечены равные права женщин и мужчин. Основные принципы гендерного равенства установленные Конституцией. Статьи 3, 21, 2 , 24 Конституции закрепляют равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Часть третья ст. 24 Конституции Украины, непосредственно посвящена преодолению дискриминации в отношении женщин в Украине и отмечает, что равенство прав женщин i мужчин обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно‑политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него и т.д. Говорится также о том, что создаются условия, которые дают женщинам возможность сочетать работу с материнством. Речь идет о правовой защите, материальной и моральной поддержке материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям. Законодательно мужчины лишены такой возможности. Именно такой подход является характерной иллюстрацией формального понимания принципа гендерного равенства.

Принципы равного отношения к женщинам и мужчинам и особой защиты работающих женщин закреплены также в Кодексе законов о труде Украины, который был принят в 1971 г. и до сих пор остается в силе. Кодекс законов о труде находится на стадии реформирования, а это является хорошей возможностью изменить некоторые его аспекты по вопросам гендерного равенства.

На международном уровне Украина подписала основные международные документы по гендерному равенству. В частности, государство ратифицировало Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней, Конвенцию МОТ 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100), Конвенцию МОТ 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111), Конвенцию МОТ 1981 г. о работниках с семейными обязанностями (№ 156). Этим Украина обязалась гарантировать равенство, развитие и справедливость в государстве, руководствуясь идеями социального и гендерного равенства. Украина также подписала Пекинскую декларацию и Платформу действий по гендерному равенству и расширение прав женщин (1995 г.), а также Декларацию тысячелетия ООН (2000 г.).

В сентябре 2005 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин, нормы которого направлены на достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества, применение мер, нацеленных на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать равные права, предоставленные им Конституцией и законами Украины.

Согласно указанному Закону Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики, направленной на достижение равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, принимает Национальный план действий по внедрению гендерного равенства и обеспечивает его исполнение, разрабатывает и реализует государственные целевые программы по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти по обеспечению гендерного равенства, организовывает подготовку государственного доклада о выполнении в Украине Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, учитывает принцип гендерного равенства при принятии нормативно‑правовых актов, утверждает порядок проведения гендерно‑правовой экспертизы [7, с.  29–30].

Следовательно, для обеспечения положительных сдвигов украинского законодательства в направлении достижения гендерного равенства следует привлечь внимание общества к этому вопросу и усилить политическую волю к конкретным действиям.

5. Выявление гендерного неравенства в сфере науки и образования

В результате исследования было установлено, что женщины преобладают в числе студентов вузов, однако следует отметить, что в сфере науки и образования на протяжении многих лет наблюдается гендерная сегрегация (это ситуация, когда женщины и мужчины неравномерно распределены между различными видами деятельности среди научных направлений) в то время, как оптимальное функционирование сферы науки и образования возможно при условии равного участия женщин на всех уровнях (рис. 5). Так, женскими направлениям можно считать медицину – 87  % студенток, гуманитарные науки – 83,2  %, социальные науки – 82,7  % [8, с. 128 ]. Такая же картина наблюдается в распределении по направлениям аспирантов и докторантов.

Рисунок 5 – Распределение студентов вузов I–II уровня аккредитации по отраслям знаний на начало 2009/10 учебного года, %

Рисунок 5 – Распределение студентов вузов I–II уровня аккредитации по отраслям знаний на начало 2009/10 учебного года,  %

Следует отметить, что женщины в науке активно повышают уровень своей квалификации. Так, с 2005 по 2012 гг. можно проследить устойчивую тенденцию роста численности как кандидатов, так и докторов наук [9, с. 27–28]. Однако, несмотря на достаточно высокий процент женщин среди среднего звена ученых – кандидатов наук, их карьерный рост до доктора наук осложняется конкуренцией с мужчинами‑учеными. Причем женщине стать доктором наук мешает не только гендерное неравенство, но и объективные трудности, возникающие в связи с семейными обязанностями, воспитанием детей.

Важную роль также играет разница в заработной плате. Несмотря на то, что этот разрыв составляет 244 грн. Это не противоречит тому факту, что феминизация науки и образования непосредственно связана с низкой оплатой труда в области образования и науки [6].

Так, наличие гендерного неравенства в сфере образования и науки привело к тому, что женщины оказались группой, равенство прав которой не соблюдаются.

Выводы

Итак, на рынке труда в целом и в академическом пространстве сложилась устойчивая тенденция распространения гендерного неравенства. Факторами, влияющими на увеличение гендерного неравенства, являются: увеличение уровня безработицы, гендерная сегрегация как по видам экономической деятельности, так и по научным направлениям и сферам, проблемы при трудоустройстве и построения карьеры, гендерная дифференциация заработной платы и т.д.

Механизм устранения гендерного неравенства должен основываться на решении следующих задач:

  1. Постепенное уменьшение профессиональной и отраслевой сегрегации и разрыва в оплате труда мужчин и женщин путем признания ценности так называемых женских секторов.
  2. Разработка стратегии и программы поддержки роли женщин в обществе, в том числе в технических областях, которые не присущи женщинам.
  3. Содействие сочетанию работы и семейных обязанностей женщин и мужчин, а также обеспечение равного распределения трудовых и семейных обязанностей, в том числе путем разработки и принятия законов, законодательных актов, социальных программ, ориентированных на поддержку семьи.
  4. Поощрения условий труда, при которых все участники имеют равные возможности для раскрытия своего потенциала в полном объеме.
  5. Установление гендерного равенства и учета гендерной проблематики как одного из необходимых компонентов управления человеческими ресурсами, в частности для модернизации сферы науки и образования.
  6. Осуществление подготовки и информирования руководства и персонала на всех уровнях по вопросам гендерной проблематики и гендерного равенства, поддержка развития у женщин навыков руководства.
  7. Содействие включению гендерной проблематики в учебные программы на всех этапах образовательного процесса, использование гендерного анализа и оценки гендерного воздействия в ходе исследований и разработок.

От всех этих характеристик зависит функционирование научно‑педагогического сообщества на всех уровнях его структуры. По нашему мнению, решение этих задач поможет уменьшить гендерное неравенство.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Ми різні – ми рівні. Основи культури ґендерної рівності: Навчальний посібник для учнів 9–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів / за ред. О. Семиколєнової – К.: К.І.С., 2007. – 176 с.
  2. Азбука прав працюючих жінок і гендерної рівності. – 2‑ге вид. [укр. мов.]. – К.: МОП, 2010.
  3. Основи ґендерного аналізу. Навч. посіб. / уклад. О. Рудік. – К.: К.І.С., 2013. – 111 с.
  4. Глобальний рейтинг гендерної рівності: українкам до рівноправ’я ще далеко. Режим доступу: http://www.dw.de.
  5. The World Bank. Gender. Режим доступу: http://data.worldbank.org/topic/gender.
  6. Середньомісячна заробітна плата жінок та чоловіків за видами економічної діяльності у 2013 році. Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ.
  7. Цілі розвитку тисячоліття. Україна – 2013. Національна доповідь. – К.: 2013. – 183 с.
  8. Ґендерна статистика України: сучасний стан, проблеми, напрями вдосконалення. – Запоріжжя: Друкарський світ, 2011. – 192 с.
  9. Наукова та інноваційна діяльність в Україні: Статистичний збірник. – К.: ДП Інформаційно‑видавничий центр Держстату України, – 2012. – 305 с.