Назад в библиотеку

Уточнение сущности контроллинга мотивации персонала

Автор: Шаповалова О.Г., к. є. н., профессор Кравченко С.И.
Источник: Материалы Всеукраинской научно-практической конференции молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и нновационной деятельностью». - Донецк, ДонНТУ - 2013

Аннотация

Шаповалова О.Г., к. є. н., профессор Кравченко С.И. - Уточнение сущности контроллинга мотивации персонала В статье проведен анализ и систематизация понятий контроллинга мотивации персонала с целью уточнения сущности данной категории. С точки зрения процесса контроллинга выявлена специфика контроллинга как концепции управления мотивацией персонала.

В современных условиях хозяйствования в системе управления предприятием немаловажную роль играет мотивация персонала, уровень которой, как известно, непосредственно влияет на основные показатели эффективности производства. При этом существует адекватная необходимость применения методов управления мотивацией, интегрирующих все функции менеджмента. Такую методи¬ческую поддержку принятия управленческих решений обеспечивает концепция контроллинга.

Научное исследование проблем эффективного управления персоналом на принципах контроллинга можно проследить в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых-экономистов. Среди них существенный вклад в развитие концепции внесли П. Хорват, А. Карминский, Э. Майер, Д. Хан, Г. Панченко, Н. Данилочкина, С. Фалько, О. Гасило и другие. Однако существующие формулировки контроллинга мотивации демонстрируют достаточно разноплановый подход к пониманию его сущности и содержания, что вносит определенную сложность в дальнейшее развитие концепции и успешное ее внедрения в практику украинских предприятий.

Принимая во внимание необходимость систематизации теоретических знаний в области контроллинга мотивации, целью данной статьи является уточнение его сущности, путем анализа и систематизации существующих подходов к определению этой категории, а также характеристики этапов ее осуществления.

Как свидетельствует проведенное исследование, можно выделить несколько укрупненных подходов к определению контроллинга мотивации персонала. Так, существует распространенное мнение, что данная категория является процессом, ориентированным на достижение поставленных целей. Например, Р. Манн и Э. Майер, представляют контроллинг мотивации как набор систематических действий, который служит для проверки фактического уровня мотивации сотрудников в отношении стандартов или планов.

Представители другого подхода трактуют контроллинг мотивации как средство информационно-аналитической и методологической поддержки в процессе принятия решений по управлению мотивацией персонала. Так, Данилочкина Н.Г., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. указывают, что «контроллинг – это инструмент планирования, учета, анализа текущего состояния, используемый для принятия решений на базе системы сбора и обработки информации».

Обобщая существующие подходы, логичным является дальнейший анализ контроллинга мотивации персонала как упорядоченной совокупности определенных действий, направленных на выявление соответствия установленных показателей уровня мотивации, координацию дальнейшего направления развития системы, помощь в последующем планировании. Контроллинг направлен на обеспечение достижения целей системы мотивации на основе совершенствования подходов к планированию, мониторингу и регулированию уровня мотивации персонала.

Принимая во внимание специфику контроллинга мотивации персонала, можно сделать вывод, что сущность данной категории раскрывается во взаимосвязи и последовательности выполнения ряда следующих действий, направленных на достижение цели.

1. Установление стандартов - плановых показателей или целей, которые должны быть достигнуты на протяжении функционирования систем мотивации. Данные критерии целесообразно разделять на измеримые (количественные), которые могут быть измерены и выражены в виде доходов, затрат, времени или неизмеримые (качественные), которые невозможно измерить в стоимостном или натуральном выражении.

2. Измерение фактических показателей в соответствии с их спецификой. Исаев А.П. предлагает осуществлять диагностику путем проведения на предприятии социологических мероприятий, таких как опрос, психологические тесты, диагностическое интервью, проективные методики. Измеряемые показатели, связанные с результативностью, определяются путем сопоставления затрат на стимулирование работников с уровнем прироста продукции, производительности труда, объема продаж и т.п.

3. Выявление отклонения фактических показателей уровня мотивации от плановых. Степень отклонения выражает тенденции существующего несоответствия – положительные или отрицательные, а также уровень их проявления.

4. Принятие управленческих решений по устранению отклонений –выявление необходимости повторного применения системы мотивации (без изменений или же откорректированного), в противном случае констатируется ее несостоятельность.

Проведенный этимологический анализ различных определений контроллинга мотивации персонала, а также выявление его сущности позволяет сделать вывод, что это способ управления показателями уровня мотивации, представляющий собой совокупность и порядок действий, направленных на устранение отклонения фактических значений показателей от запланированных. Подобный способ управления мотивацией необходим для принятия решений менеджерами компании о направлении действий в системе материального и нематериального стимулировании персонала организации. Правильное понимание и практическое применение концепции контроллинга мотивации будет способствовать стабильному развитию качества работы персонала в долгосрочном периоде и осуществлению перехода украинских предприятий на новый уровень социально-экономических отношений.

Список литературы

1.
2.
3.
4.
5.