ДонНТУ   Портал магистров

Мотоциклы Ява - вечная ценность!

Долго думал над темой индивидуального раздела и, в конце концов, решил написать, о том к чему сам причастен и о том, чем пользуюсь сам, это мотоцикл Ява.

Владельцем данной техники я стал с весны 2013 года.

Ява

Мотоцикл Ява был самой известной и любимой маркой в СССР, по техническим характеристикам он не уступал европейским и американским маркам.

В Советском Союзе иметь мотоцикл марки JAWA считалось престижным. Это, пожалуй, был единственный мотоцикл в Советском Союзе, который относился к иностранцам.

Ява (Jawa) – марка дорожных мотоциклов, производимых в Праге (Чехия) одноименным концерном. В советские времена мотоциклы Ява считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Название мотоциклов Ява не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. Frantisek Janecek) и от названия фирмы Вандерер (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой Ява

История

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырехтактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объемом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырехтактная Ява с объемом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объемом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако разработка новых моделей мотоциклов на нем продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище Перак (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.

Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс, Айвен Мейджер, Оле Ольсен и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.

Мотоцикл Ява для спидвея

Мотоцикл Ява для спидвея

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250-623 и 350-633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3000000 шт.

После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Мотоцикл в СССР

СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.

Одним из народных названий данной модели Явы стало Ява-старуха либо просто старуха. Старухи с одноцилиндровым двигателем в народе назывались чекушки, из-за объёма 250 кубических сантиметров.

Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х – «Ява 350 638». Первая Ява 638 носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634. Различия были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в черный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic). Позже появилась Ява 350/638/00 , за характерную форму задней части её еще называли Ява-Пенал. Ещё её называли (Банан или Белка) из-за заднего спойлера. Позже появилась Ява 350/638 с индексом 000, которая получила народное название Люкс или Супер Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634), и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также изменились шильдики, расположенные на бензобаке и боковых крышках. Место металлических шильдиков заняли наклейки.

Чешский мотоциклетный бренд Jawa производил не только мотоциклы, но и много моделей мопедов, таких как Jawa Stadion S11, Jawa 50 Pioner, JAWETTA 551, Jawa Babetta

Рекомендуемые источники

  1. Дилер по продаже мотоциклов Ява [электронный ресурс]. — Режим доступа: jawnoe.ru
  2. Сайт компании производителя [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jawa.eu
  3. Ява (мотоцикл) [электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org